Хеветсон

Найдено 1 определение
Хеветсон
, Кристофер (Hewetson, Christopher) Ок. 1736, Томастаун, Килкенни — 1798, Рим. Ирландский скульптор, крупный мастер-неоклассицист. Окончил колледж в провинции Килкенни, затем переехал из Томастауна в Дублин, где обучался в мастерской ведущего местного мастера Джона ван Носта Младшего (до конца 1750-х), исполняя в основном произведения парковой скульптуры. В 1756 упоминается уже в Риме вместе с художником из Филадельфии Генри Бейнриджем. При посредничестве известного английского агента и дилера по продаже произведений античности Томаса Дженкинса становится известным мастером-портретистом, создателем бюстов, приобретает многих заказчиков из среды европейской аристократии, путешествующей по Италии. Наиболее известные его работы: портреты антиквара Ч. Таунли (1769, частное собрание), коллекционера из Уэльса У. В. Вина (1769, Дублин, Нац. галерея Ирландии), Ф. Гарвей, архиепископа Дерри (ок. 1770, Лондон, Нац. портретная галерея), Т. Максвелл-Талбота (1773, Лондон, Музей Виктории и Альберта), Дж. Кэмпбелла, лорда Кавдор (ок. 1784, Эдинбург, Нац. галерея Шотландии), герцога Глочестерского (1772, Виндзор, Королевские собрания) и др. Большую популярность принесло Хеветсону исполнение заказа на бюст папы Климента XIV, полученного при содействии Т. Дженкинса, который был одним из главных поставщиков античной скульптуры в собрания Ватикана. Существуют четыре подписные версии этой известной работы (1771, Йоркшир, Бенингборо-Хэн; 1772, Хартфордшир, Горхембери; 1772, Эдинбург, Нац. галерея Шотландии; 1773, Лондон, Музей Виктории и Альберта). Хеветсон разделял увлечение античностью, культ которой существовал тогда в Риме. Два раза он посетил Неаполь, познакомившись с собраниями памятников скульптуры. В бюстах он использовал элементы классической античной одежды и исторического (современного) костюма, обращался к форме гермы, прекрасно владел техникой обработки мрамора, умел передать пластическими средствами характер модели. В 1770—1780-е он занимал одно из ведущих мест среди мастеров Рима. Это его положение несколько поколебало появление в Риме молодого А. Кановы (1779), который получил заказы на надгробия папы Климента XIV и папы Климента XIII. В 1770—1780-е Хеветсоном были исполнены бюсты испанского посланника при Ватикане, кардинала Х. Н. де Асара (1778, Париж, библиотека Мазарини), польского магната Ф. С. Потоцкого (1782, Польша, замок Ланкут), княгини Марии Федоровны (местонахождение неизвестно), художника Г. Гамильтона (1784, Глазго, Музей Хантера), Э. Стюарта (1789, Эдинбург, библиотека Сайнет), автора труда о роде Стюартов. Хеветсон создал также памятник доктору Балдвину (проект был выставлен в Риме в 1783), установленный в Дублине. Для церкви Сан Никколо ин Карчере он исполнил надгробие известного мецената кардинала Дж. Б. Реццонико, племянника Климента XIII. Произведения Хеветсона воспроизводили в бронзе Ф. Ригетти и Л. Валадье. Вся жизнь скульптора, до последних дней, была связана с Римом.
Лит.: Esdaile K. A. Christopher Hewetson and His Monument to Dr. Baldwin in Trinity College. Dublin // The Journal of Royal Society of Antiquaries of Ireland. 1947. Vol. 77. P. 134—135; Honour A. Antonio Canova and the Anglo-romans. Part I // The Connoisseur, 1959. Vol. 144. P. 225—231; Barnes J. An unknown Bust by Christopher Hewetson // Antologia di Belli Arti. 1996. № 52—55. P. 166—169.
Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006