Хеврон

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ХЕВРОН
Хеврон, араб. Эль-Халиль, - город в Иордании, к Ю. от Иерусалима. Ок. 40 тыс. жит. (1967). Осн. ок. 1700 до н. э. Древнейшее назв.- Кирьят-Арба ("четвероградие"). Неск. лет был резиденцией царя Давида. Более 2500 лет назад стал центром гончарного, позже - стекольного произ-ва. В 70 н. э. разрушен римлянами. В 7 в. завоеван арабами. В кон. 11 в. X. овладели крестоносцы, нов кон. 12 в. он был отвоеван Салах-ад-дином. В 16 в. - 1918 - в составе Османской империи, затем - находившейся под англ. мандатом терр. Палестины, с 1948 - в составе Иордании. В июне 1967 оккупирован Израилем.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Хеврон
соединение)-а) (Исх 6.18; Чис 3.19,27; 26.58; 1Пар 6.2,18; 15.9; 23.12,19; 24.23; 26.23,30,31)-аналог. Ицгар;
б) (1Пар 2.42,43)-сын Мареши (см.) из потомков Халева (текст в оригинале не ясен);
в) главный город в центральной, гористой части Иудеи, один из древнейших городов земли (Чис 13.23), известный вначале как Кириаф-Арбы (Быт 23.2) (см.). Рядом с этим городом жили Авраам, Исаак, Иаков и там же они были погребены (Быт 25.9-10; 35.27-29; 49.29-31; 50.13). Этот город, по-видимому, часто давал пристанище Давиду во время его скитаний (1Ц 30.31). Происхождение и время появления названия «Хеврон» не извест­но. Этот город был дан в наследие Халеву (Нав 14.14), потом он стал городом убежища (Нав 20.7) и священническим городом (Нав 21.11). В нем Давид царствовал первые семь с половиной лет (2Ц 2.1-3; 5.5) и здесь же Авессалом составил свой заговор против отца (2Ц 15.9-13). (См. Мамре, Махпела)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Хеврон
1) Третий сын Каафа (Исх. 6: 18), брат Амрама, отца Моисея (Чис. 3 19, 1 Пар. 23 12) 2) Древний город в гористой части Иудеи. По Чис 13:23, он построен за-7 лет до египетского города Цоана Хеврон расположен в 30-ти км от Иерусалима в южном направлении, почти на 900 метров выше уровня моря. Древнее название этого места было Кириаф-Арба, т.е. город Арба (Быт. 23-1, 35:27; И Нав. 14:15). Здесь раскидывали свои шатры Авраам, Исаак и Иаков (Быт 13-18; 35:27; 37:14). Здесь Авраам купил себе пещеру, где он и покоится со своими потомками (Быт 23:2 и дал.; 25 10; 49:29 и дал ; 50 12 и дал.). Хеврон был взят у хананеян и отдан во владение Халеву (И. Нав 14:13 и дал; 15-13); впоследствии он сделался городом убежища и местом жительства священников, но земля все же принадлежала потомкам Халева (И. Нав. 20:7; 21:11 и дал ). Хеврон был резиденцией Давида в течение 71/2 лет, когда он Царствовал только над коленом Иудиным (2 Цар. 2.3; 5.5). Здесь Авессалом поднял восстание (2 Цар. 15:9 и дал.) Город этот был укреплен Ровоамом (2 Пар. 11.10). После Вавилонского плена он стал называться прежним именем — Кириаф-Арба (Неем. 11: 25) Теперешний Хеврон расположен в долине Вади-эль-Халиль, из которой он поднимается по склону горы Арабы называют этот город Эль-Халиль, т.е. друг, в память друга Божия (Иак. 223), могила которого, как они утверждают, находится в мечети Харама, на восточном склоне долины Там находятся две большие цистерны (водохранилища), обложенные кирпичами; одна из них, расположенная в северной части, имеет 12 саж. 10 верш. (26 м) в длину, другая, в южной части, — 19 саж (40 метр.) в длину Этими цистернами все еще пользуются, несмотря на их древность. Возможно, что последняя цистерна и есть тот «пруд в Хевроне», над которым Давид приказал повесить убийц Иевосфея (2 Цар. 4:12). В городе 9 мечетей и 3 синагоги. Улицы его узки; дома каменные с плоскими крышами, украшенными небольшими куполами Окрестности прекрасны и плодоносны Холмы засажены роскошными оливковыми рощами; фисташки, гранаты и фиги здесь хорошо произрастают. Особенно замечателен превосходный крупный виноград, который разводится здесь в изобилии. В современном Хевроне живут около 40 тысяч арабов, почти все — мусульмане. С 1948-го года Хеврон принадлежал Иордании, в 1967 году был занят израильскими войсками и с тех пор управляется израильской военной администрацией. Арабское население занято в стекольном, гончарном и кожевенном производстве.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ХЕВРОН
связь, соединение): Чис 13:22 — город, названный так по имени сына Халева, был одним из древнейших городов в Иудее, и первоначально назывался Кириаф-Арба, иначе городом Арба, так как он служил некогда резиденциею известного великана, из сынов Енаковых, носившего означенное название (Нав 14:15). Моисей называет его Мамре (Быт 23:19, 35:27). Город лежал на возвышенности около 20 миль к ю. от Иерусалима и почти в 100 англ. милях от Назарета (Лк 1:39) и доселе еще известен под названием цветущего города Хабрун или Эль-Халилъ, что значит друг или любимец Божий (так как Авраам в Свящ. Писании называется другом Божиим; 2Пар 20:7), и славится своими стеклянными изделиями, Хеврон, как мы уже заметили выше, один из древнейших городов в свете. Он построен семью годами ранее чем Цоан в Египте (Чис 13:23). Этот пограничный город Палестины и столица нагорной страны построен квадратом из дикого известкового камня. Дома не выше обычных двухэтажных и покрыты плоскими кровлями. Многие из них полуразрушены и необитаемы. Ворота находятся не только при входе в город, но и в разных частях внутри его; на ночь они обыкновенно запираются для лучшего сохранения порядка. В городской мечети указывают гробницы Авраама, Исаака и Иакова, с их женами Саррою, Ревеккою и Лиею. “Все они, по словам Библии, были похоронены в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской” (Быт 23:19). Настоящий город лежит частью на склоне гор, частью в низменности долины. С городом Хевроном соединено несколько самых интересных воспоминаний из свящ. истории. Долина Есхол, как полагают, находилась вблизи его, и долина Хевронская в одно время служила местом пребывания Иакова (Быт 37:14). Здесь также жил Авраам (Быт 13:18) и здесь погребено его семейство. По завоевании земли Ханаанской Хеврон был отдан Халеву, как часть его удела (Чис 13:30-31), хотя впоследствии он считался городом убежища и находился во владении священников (Нав 20:7, 21:11-13). Хеврон служил также резиденцией) Давида, прежде чем Иерусалим сделался столицею (2Цар 2:1, 5:4-9), и здесь он был помазан на царство над всем Израилем. После Вавилонского плена он был снова занят Иудеями. Во времена Христианские в Хевроне находилась епископская кафедра, Хеврон особенно славится своими большими и превосходными виноградными деревьями. Здесь настоящий виноградный климат. Это тот исторический виноград, которого срезанную ветвь с одною кистью ягод двое несли на шесте, как наглядное доказательство плодородия земли Обетованной (Чис 13:24-28). По западной стороне Иерусалимской дорога в одной версте или около версты к с. от Хеврона лежит знаменитая теревинфовая роща Мамре, по Славянски дуб Мамрийский (Быт 13:18, 14:13). В Свящ. Писании говорится, что дубрава Мамре находилась против Махпелы (Быт 23:17-19), и по преданию известно, что дуб существовал еще во времена Флавия и Иеронима, и несомненно, ранее их. Так от времен Авраама это место, ознаменованное славою Богоявления, до ныне сохранилось и сохраняется в памяти народов Востока. Обитатели Палестины во все времена указывали его благоговейным поклонникам святых мест. В настоящее время означенная местность с уцелевшим на ней деревом принадлежит России. “Каждая местность, пишет г. Олесеницкий, имеет своего исполина, свидетеля древней народной жизни: Сирия имеет свои кедры. Месопотамия имеет прославленное Арабами дерево Атле, потомок висячих садов Вавилона, Мекка — свою священную смоковницу... Для Палестины же таким священным деревом служит издревле знаменитый ветхозаветный Русский дуб. Но он выше и Меккской смоковницы, и Атле, и кедров по связанным с оным преданиям. Местные Арабы считают его потомком первобытного Рая, бывшего, по их мнению, именно на этом месте.” Невдалеке от свящ. дуба протекает прекрасный источник. Тут же построен прекрасный новый странноприимный дом для Русских поклонников, с террасы которого видна значительная часть западной Палестины до Средиземного моря. Из других древних памятников Хеврона путешественники упоминают о гробнице Авенира, также Иессея, отца Давидова и Халева. Но означенные места еще не достаточно исследованы. В заключение можем прибавить, что глубочайшая древность означенной местности и удивительная производительность и богатство почвы, несмотря на продолжающееся с давних времен запущение и разрушение, по истине изумительны и невольно поражают ум и воображение. Тридцать три с половиною века прошло с того времени, как Моисей посылал соглядатаев для осмотра земли сей, с приказанием принести для образца плоды ее; тысяча восемьсот лет минуло с тех пор, как Израильтяне уже изгнаны из земли этой, но и теперь в опустошенной этой стране местность Хеврона изобилует и виноградом, и гранатами, и фигами, и если не самый тогдашний дуб Авраама, то потомок оного продолжает свой род на том самом месте, где было Богоявление Аврааму! Исх 6:18 — один из левитов, потомков Каафа, сына Левиина, от него произошло поколение Хевроново. 1Пар 2:42-43 — сын Мареша, из потомства Халева.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Похожие термины:

  • Хевронская долина

    Быт 37.14)-возможно, так названа вся местность вокруг Хеврона, известная своим плодородием (ср. Есхол). (См. долины)
  • ХЕВРОЛИНА Виктория Максимовна

    Род. 23.01.1931. Окончила МГИАИ (1953). Учителя: С.А. Никитин, А. Л. Нарочницкий. Канд. дисс.: «Революционное народничество и национально-освободительная борьба южных славян в 1875-1878 гг.» (МГИАИ, 1969). Докт. дисс.: