ХИЛИАЗМ
Хилиазм
(греч. тысяча лет), религиозное учение о тысячелетнем мессианском «царстве божьем» на земле перед страшным судом и концом света, начала которого восходят к иудейской апокалипгике. X. нашел распространение в зап.-европ. христианстве и у монтанистов, в нов. времена — у адвентистов.
Источник: Словарь античности. 1989
ХИЛИАЗМ
тысяча - вера в «тысячелетнее царство» Бога и праведников на земле, осуществление мистически понятого идеала справедливости еще до конца мира. Термин обычно применяется к раннехристианским учениям, осужденным церковью в III в., но возрождавшимся в средневековых народных ересях и позднейшем сектантстве. Некоторые мотивы X. повлияли на развитие утопического мышления.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Хилиазм
(от греч. тысяча) – учение о тысячелетнем царстве Бога на земле. В иудаизме Х. связан с идеей окончательного торжества богоизбранного народа в условиях земного мира. В христ. учении о воцарении Иисуса Христа на земле во Втором пришествии (см. Апокалипсис) хилиастический элемент является подчиненным моментом эсхатологии, т. е. движения мира к концу времен и к его преображению за пределами истории, не вмещающей Царства Божия.
Источник: Краткий православный словарь.
Хилиазм
от греч. chilioi — тысяча) — учение о тысячелетнем царстве Божьем на земле. Основывается на «Откровении Иоанна», в котором повествуется об установлении тысячелетнего царства для воскресших мучеников перед последней битвой с Сатаной и последующих всеобщем воскрешении, страшном суде и вечном небесном Иерусалиме. X. был популярен в первоначальном христианстве. С победой христианства в Рим. империи идеологи церкви стали трактовать х. в духе того, что тысячелетнее царство уже наступило с воплощением Иисуса Христа. В средние века х. возродил Иоахим Флорский. Идеи х. использовались в ряде ересей (напр., апостольских братьев, радикальных спиритуалов и др.).
Лит.: Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. М., 1994.
Лит.: Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. М., 1994.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
ХИЛИАЗМ
милленаризм — религ. учение о тысячелетнем «царстве божьем» на земле, к-рое должно предшествовать концу мира. Начало Х. восходит к иуд. вероучению о мессии, к-рый явится на землю, уничтожит зло и установит справедливый миропорядок, воскресшие праведники получат тысячекратное воздаяние за свои муки. Дальнейшее развитие Х. получил в раннем христианстве. Хилиастич. мотивы ярко выражены в древнейшем памятнике ранне-христ. лит-ры Апокалипсисе. Х. широко распростр. во 2 в. в малоазийских провинциях Рим. империи. Хилиастами были Папий, епископ Гиерапольский, гностик Керинф, Юстин Мученик, Иреней Лионский и др. Хилиастич. воззрений придерживались монтанисты (в т.ч. Тертуллиан). После того как христианство стало гос. религией Рим. империи (4 в.), сложивш. христ. церковь, усмотрев в Х. идеологию, враждебную существовавшему миропорядку, начала жестоко преследовать хилиастов как еретиков.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ХИЛИАЗМ
от греч. gilias - тысяча), милленаризм (от лат. mille - тысяча), - религ. учение о тысячелетнем "царстве божьем" на земле, к-рое должно предшествовать концу мира. Хилиастич. идеи в своеобразной форме выражали надежды угнетенных слоев общества на компенсацию социальной несправедливости, и не в "царстве небесном", а на земле. Начало X. восходит к иудейскому вероучению о мессии, к-рый якобы явится на землю, уничтожит зло и установит справедливый миропорядок, воскресшие праведники получат тысячекратное воздаяние за свои муки. Дальнейшее развитие X. получил в раннем христианстве. Хилиастич. мотивы ярко выражены в древнейшем памятнике раннехрист. лит-ры Апокалипсисе. X. широко распространился во 2 в. в малоазийских провинциях Рим. империи. Хилиастами были Папий, епископ Гиерапольский, гностик Керинф, Юстин Мученик, Иреней Лионский и др. Хилиастич. воззрений придерживались монтанисты (в т. ч. Тертуллиан). После того как христианство стало гос. религией Рим. империи (4 в.), сложившаяся христ. церковь, усмотрев в X. идеологию, враждебную существовавшему миропорядку, начала жестоко преследовать хилиастов как еретиков. X. вновь получил широкое распространение в Европе в ср. века, став частью мн. еретич. учений (иоахимитов, апостоликов), выражавших антифеод. настроения крест.-плебейских масс. X. пронизывает ереси. В большинстве случаев проповедь хилиастов носила характер пассивного социального протеста. Лишь в периоды широких нар. движений X. становился более действенным: выдвигалась мысль об установлении "царства божьего" на земле с помощью оружия. Таков был X. в период гуситских войн (15 в.) у таборитов, в эпоху Реформации у анабаптистов (см. Мюнстерская коммуна 1534-35), в период англ. бурж. революции 17 в. у "людей пятой монархии". Хилиастич. настроения в дальнейшем прослеживаются в сектантских воззрениях, отражающих идеологию, психологию мелкой буржуазии (X. проповедуют, напр., адвентисты, иеговисты). Б. Я. Ромм. Ленинград.