ХЛЕБНИКОВ
ХЛЕБНИКОВ
Велимир (Виктор Владимирович, 1885–1922) — русский поэт, писатель, называвший себя «будетлянином», был одним из авторов манифеста ку-бо-футуристов «Пощечина общественному вкусу» (1912). От «футурколлег» его отличало пристальное внимание к проблемам времени, к цикличности исторического процесса, в котором современность как краткое мгновенье сливается с древним прошлым и от-даленным будущим. Полубог Ка в одноименном ро-мане Хлебникова «…пересекает время… В столетиях располагается удобно, как в качалке». Герой его драматических сцен «Мирсконца» исчезает с собственных похорон, чтобы начать жить в «обратную сторону», возвращаясь в детство. В вопросах словотворчества Хлебников расщеплял словесное ядро, искал его смысл не в корне, а в первом звуке, определяемом им как «рус-ло токов судьбы», создавал «арханеологизмы», раскрывающие тайны времени. «Председатель земного шара», как любил называть себя Хлебников, восторженно приветствовал Октябрьскую революцию, посвятив ей и ее героям — «творянам» — поэмы «Прачка», «Настоящее», «Горячее поле», «Ночь перед Советами» и др. Поэт ическим завещанием «грозного Велимира» стала его «сверхповесть» «Зангези» (1922), состоявшая из бессю-жетных глав-«плоскостей», каждая из которых имеет свой собственный язык: «звездный», составленный из из общеславянских звуков и корней, звукоподражательный, «заумный», патологический и т.д.
ХЛЕБНИКОВ
Велимир (настоящее имя Виктор Владимирович; 1885, с. Малые Дербсты Астраханской губ. – 1922, д. Санталово Новгородской губ.), русский писатель. Учился на физико-математическом ф-те Казанского ун-та (с 1903), затем на физико-математическом и историко-филологическом ф-тах Петербургского ун-та (1908–11). Впервые выступил в печати с естественно-научными сочинениями (1905). В 1908 г. начал печатать литературные произведения. Первые отдельные книги «Ряв!» (1913), «Изборник стихов» и «Творения» (1914). После Октябрьской революции 1917 г. работал в органах пропаганды и просвещения, печатался в периодике. Хлебников поддерживал революцию и большевиков не по идейным соображениям, он полагал, что новый государственный строй скорее приведет к возникновению нового человечества, о котором поэт мечтал.
При жизни бОльшая часть стихов не была опубликована. Поэзия Хлебникова связана с русским футуризмом. В его стихах множество неологизмов, окказионализмов, новых ритмических рисунков и форм. Типична для поэзии Хлебникова игра со словом:
Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
Пинь пинь пинь тарарахнул зинзивер
О лебедиво!
О озари!
(«Кузнечик»)
В этом небольшом стихотворении использованы новообразовния от известных корней (крылышкуя, лебедиво), необычные образы (кузов пуза), несуществующие слова (зинзивер), звукопись (пинь пинь пинь, тарарахнул). Еще более ярко эта особенность проявляется в «Заклинании смехом» (1910), где введено более 30 производных от слова смех, смеяться – смехачи, смешики, смеюнчики, смеянствовать, смеяльно и т. д. В ранних произведениях Хлебников часто обращается к фольклорно-мифологическим, апокалиптическим образам («Журавль», «Маркиз Дэзес», «Шаман и Венера»). Позднее от малых форм Хлебников переходит к монументальным поэмам: «Война в мышеловке» (1915–19), «Ладомир», «Ночь в окопе» (обе – 1921). Математическое образование давало о себе знать: поэзию, мечту о «всемирном братстве», предчувствие «нового сознания» Хлебников пытается проверить математически в книгах «Учитель и ученик» (1912), «Время – мера мира» (1916), «Доски судьбы» (1922). По мысли Хлебникова, из синтеза науки и искусства должно возникнуть новое синтетическое знание, «сверхъязык», которым будут пользоваться люди будущего. Поэзия Хлебникова самобытна, необычна и не укладывается в рамки ни одного из литературных направлений. В 1910-х гг. он входил в литературное объединение «Гилея», участвовал в собраниях футуристов, печатался в их изданиях. С футуристами его роднило внимание к будущему, мысли о том, каким станет человечество и попытки приблизить, ускорить наступление этого будущего с помощью искусства. Также и некоторые приемы его поэзии были схожи с футуристическими: неологизмы, новации в системе стихосложения. Но Хлебников перерос границы одного направления, став яркой и ни на кого не похожей фигурой.
Мнения современников писателя противоречивы. Многие поэты, особенно акмеистического круга (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, Г. В. Иванов), признавали его дар, но не понимали его творчества. В. В. Маяковский называл Хлебникова «мастером стиха» и говорил о большом значении его опыта для создания нового поэтического языка. Творчество Хлебникова во многом до сих пор остается непонятым. Его эксперименты со словами, использование несуществующих лексем затемняют истинный смысл его творческой деятельности – работу над созданием языка свободных людей, попытку освободить своих читателей, разговаривая с ними на этом языке. Хлебников своими стихотворениями доказывал, что в использовании слов человек свободен, он может брать любые, чтобы выразить свою мысль, а если подходящих нет, – придумывать новые. И таким же свободным человек может стать и во всем остальном. Математические же расчеты, призванные проверить наступление будущего, демонстрировали свободу и в обращении с науками и искусствами, комбинирование их методов по желанию человека-творца. Футуристы называли Хлебникова «Председателем Земного Шара». Так он назван и в надписи на своей могиле.
При жизни бОльшая часть стихов не была опубликована. Поэзия Хлебникова связана с русским футуризмом. В его стихах множество неологизмов, окказионализмов, новых ритмических рисунков и форм. Типична для поэзии Хлебникова игра со словом:
Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
Пинь пинь пинь тарарахнул зинзивер
О лебедиво!
О озари!
(«Кузнечик»)
В этом небольшом стихотворении использованы новообразовния от известных корней (крылышкуя, лебедиво), необычные образы (кузов пуза), несуществующие слова (зинзивер), звукопись (пинь пинь пинь, тарарахнул). Еще более ярко эта особенность проявляется в «Заклинании смехом» (1910), где введено более 30 производных от слова смех, смеяться – смехачи, смешики, смеюнчики, смеянствовать, смеяльно и т. д. В ранних произведениях Хлебников часто обращается к фольклорно-мифологическим, апокалиптическим образам («Журавль», «Маркиз Дэзес», «Шаман и Венера»). Позднее от малых форм Хлебников переходит к монументальным поэмам: «Война в мышеловке» (1915–19), «Ладомир», «Ночь в окопе» (обе – 1921). Математическое образование давало о себе знать: поэзию, мечту о «всемирном братстве», предчувствие «нового сознания» Хлебников пытается проверить математически в книгах «Учитель и ученик» (1912), «Время – мера мира» (1916), «Доски судьбы» (1922). По мысли Хлебникова, из синтеза науки и искусства должно возникнуть новое синтетическое знание, «сверхъязык», которым будут пользоваться люди будущего. Поэзия Хлебникова самобытна, необычна и не укладывается в рамки ни одного из литературных направлений. В 1910-х гг. он входил в литературное объединение «Гилея», участвовал в собраниях футуристов, печатался в их изданиях. С футуристами его роднило внимание к будущему, мысли о том, каким станет человечество и попытки приблизить, ускорить наступление этого будущего с помощью искусства. Также и некоторые приемы его поэзии были схожи с футуристическими: неологизмы, новации в системе стихосложения. Но Хлебников перерос границы одного направления, став яркой и ни на кого не похожей фигурой.
Мнения современников писателя противоречивы. Многие поэты, особенно акмеистического круга (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, Г. В. Иванов), признавали его дар, но не понимали его творчества. В. В. Маяковский называл Хлебникова «мастером стиха» и говорил о большом значении его опыта для создания нового поэтического языка. Творчество Хлебникова во многом до сих пор остается непонятым. Его эксперименты со словами, использование несуществующих лексем затемняют истинный смысл его творческой деятельности – работу над созданием языка свободных людей, попытку освободить своих читателей, разговаривая с ними на этом языке. Хлебников своими стихотворениями доказывал, что в использовании слов человек свободен, он может брать любые, чтобы выразить свою мысль, а если подходящих нет, – придумывать новые. И таким же свободным человек может стать и во всем остальном. Математические же расчеты, призванные проверить наступление будущего, демонстрировали свободу и в обращении с науками и искусствами, комбинирование их методов по желанию человека-творца. Футуристы называли Хлебникова «Председателем Земного Шара». Так он назван и в надписи на своей могиле.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006