, Мейндерт (Jobbema, Meindert) 1638, Амстердам — 1709, Амстердам. Голландский живописец и рисовальщик. Пейзажист. Учился, вероятно, в 1656—1658 у Я. Рейсдала в Амстердаме. Работал в Амстердаме, где в 1663—1669 его творчество пережило краткий период расцвета. В 1669 поступил на службу акцизным чиновником городской таможни, и его деятельность как художника, по-видимому, значительно сократилась. В ранних произведениях испытал сильное влияние Рейсдала, но затем вступил на самостоятельный путь, следуя отличному от учителя созерцательно-лирическому восприятию повседневной будничной природы. Всегда изображая солнечный, светлый день, Хоббема охотно писал летние пейзажи с раскидистыми купами деревьев в гамме сочных и звучных красок, от зеленовато-бурых на переднем плане до воздушных голубых, голубовато-зеленых в глубине, нередко вводя в цветовую композицию яркие акценты красных черепичных крыш. Тонкая наблюдательность немногих природных мотивов подчинялась созданию естественной и динамичной композиции. Произведения: Деревья и мельница (Лондон, Нац. галерея), Деревья у воды (до 1660, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса; вариант — 1662, Мельбурн, Нац. галерея Виктории), Дорога в лесу (1663, Вашингтон, Нац. галерея искусства), Водяная мельница (Париж, Лувр), Пруд в лесу (Лондон, собрание Уоллес). Обычно пейзажи Хоббемы не были связаны с реальной местностью и за редким исключением безымянны. Одно из таких исключений — его лучшая и самая известная картина Аллея в Миддельхарнисе (1689, Лондон, Нац. галерея), где расположенная в центре полотна аллея со сходящимися в перспективе двумя рядами высоких стройных деревьев увлекает взгляд зрителя в глубину. Здесь наиболее очевидно проявилась особенность изображения природы мастером, всегда обращенной к человеку и хранящий следы его деятельности. Творчество Хоббемы завершило великую реалистическую традицию пейзажной живописи Голландии XVII в.
Лит.: Bronilhiet G. Meindert Jobbema. Paris, 1938; Personnages et paysages dans la peinture hollandaise de XVII-eme siecle. Exposition. Bruxelles, 1977—1978.
Т. Каптерева