ХООХ), Питер де (Hooch, Pieter de) 1629, Роттердам — после 1684, Амстердам. Голландский живописец. Один из главных представителей делфтской школы XVII в. Родился в семье каменщика. Учился (ок. 1646—1648) у Н. Берхема в Харлеме. Испытал влияние харлемских жанристов круга Ф. Халса, обратившихся к военному бытовому жанру (Военный и служанка, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Как камердинер богатого торговца сукном Ю. де ла Гранже посетил Гаагу, Делфт, Лейден, Амстердам. Работал в Роттердаме, в 1655 поселился в Делфте, в художественной среде которого, общаясь с искусством Фабрициуса, де Витте, Вермера, достиг высокого мастерства. В период творческого расцвета Хох писал жанровые сцены из жизни бюргерских семей, происходящие в интерьерах домов и примыкающих к ним небольших ухоженных двориках. Внимание художника привлекают не какие-либо происшествия или забавные ситуации, а атмосфера тихого уюта, спокойного, размеренного бытового уклада с его повседневными заботами; его неизменные героини — женщины, хлопотливые хозяйки, любящие матери и аккуратные исполнительные служанки. Хох проявляет себя замечательным мастером интерьера, показывая несколько связанных друг с другом помещений — обжитых человеком пространств, образующих интимный поэтически замкнутый мир; солнечный свет входит в них через открытые двери и окна, действие обычно происходит на открытом воздухе или в полутени комнаты. Тщательная проработка деталей сочетается с цельностью общего впечатления. Естественности картин способствует тонко согласованные друг с другом золотистые тона колорита, обогащенные чистыми пятнами красного, голубого и лимонно-желтого (Дворик, 1658, Лондон, Нац. галерея; Хозяйка и служанка, ок. 1660, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Чулан, ок. 1658, Амстердам, Рейксмузеум; Женщина и мальчик с яблоками, Лондон, собрание Уоллес; Мать у колыбели; Женщина, взвешивающая золото, обе — Берлин, Гос. музеи). Работая в Амстердаме по заказам городского патрициата, художник пережил творческий упадок, изображая праздные компании дам и кавалеров в пышных интерьерах дворцового типа с колоннами, порталами и открытыми в сад террасами (Концерт, Лейпциг, Музей изобразительных искусств; Игра в карты, Париж, Лувр). Нередко для изображения интерьеров Хох использовал залы амстердамской ратуши, обнаруживая присущее ему чувство пространства и его строгой организации; к числу немногих удачных для амстердамского периода полотен принадлежит его картина Зал совета бургомистров в ратуше Амстердама (1660-е, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса).
Лит.: Цырлин И. Питер де Хоох. М., 1955; Collins Backer C. H. P. de Hooch. London; Amsterdam. 1945; Sutton P. C. Pieter de Hooch. Oxford, 1980.
Т. Каптерева