Хохлов (Павел Акинфиевич) - оперный певец (баритон). Родился в 1854 году; окончил курс в Московском университете по юридическому факультету. В 1879 году был принят на сцену московского Большого театра, где прослужил 20 лет. Пел также в Петербурге (в Мариинском театре) и в Праге. Всего выступал в тридцати с лишком операх. В 1900 году, вследствие нездоровья, покинул сцену.
Хохлов Павел Акинфиевич
Источник: Пензенская энциклопедия.
— оперный певец (баритон). Род. в 1854 г.; окончил курс в Московском университете по юридическому факультету. В 1879 г. был принят на сцену московского Большого театра, где прослужил 20 лет. Пел также в Петербурге (в Мариинском театре) и в Праге. Всего выступал в тридцати с лишним операх. В 1900 г., вследствие нездоровья, покинул сцену.
{Брокгауз}
Хохлов, Павел Акинфиевич
— превосходный оперный певец (баритон), род. 29 июня 1854 в имении родителей в Спасском уезде Тамбовской губ. Окончил московский университет в 1878 (юридический факультет). Играл на фп. и скрипке с детства; пению начал учиться студентом: 1873—75 у Юр. Арнольда (1875 впервые выступил в большом студенческом концерте), 1875—78 у Александровой-Кочетовой и летом 1879 недолго у Ронкони в Италии. Весной 1879 Х. впервые пел в Большом театре (Валентина в "Фаусте"); дебютировал же осенью того же года в "Трубадуре" и с тех пор прослужил на московской казенной сцене до 1900, пользуясь неизменными и горячими симпатиями публики не только как артист, но и как человек, отзывчивый на лучшие благотворительные начинания. Голос Х., отличавшийся ровностью и красотой звука, стал слабеть только в последние годы под влиянием болезни; исполнение его всегда отличалось художественной выдержанностью, особенно в Онегине (впервые созданном Х. на Большой Сцене) и в Демоне. 1881, 1887 и 1888 Х. пел в СПб., 1889 в Праге. Бесчисленное число раз Х. выступал и в концертах, как в Москве, так и в провинции, которую он изъездил во всех направлениях, участвуя исключительно в благотворительных концертах. В настоящее время Х. живет на родине, продолжая принимать деятельное участие в общественной жизни в качестве земского гласного, кандидата в предводители дворянства и т. п.
{Риман}
Хохлов, Павел Акинфиевич
[21. 7 (2. 8). 1854, с. Устье Спасского у. Тамбов, губ., ныне Беднодемьянский р-н Пензенской обл. — 10. 9. 1919, Москва] — арт. оперы (баритон) и камерный певец. Род. в семье помещика. В детстве обучался игре на ф-п., позднее — на скрипке у К. Кламрота, в совершенстве владел игрой на гитаре. В 1878 окончил юридический ф-т Моск. ун-та. В 1873— 75, будучи студентом, брал уроки пения у Ю. Арнольда в "Общедоступных классах" (неверно определил голос певца как бас; в 1875 в одном из концертов X. исп. арию Зарастро); в 1875—79 занимался у А. Александровой-Кочетовой; в 1880 совершенствовался в вокальном искусстве в Милане у Дж. Ронкони, Ф. Варези и Гамбоджи. 19 февр. и в марте 1879 дебютировал в партиях Валентина ("Фауст" 2-й акт) и Графа ди Луна в моcк. Большом т-ре, где выступал до 1881 и в 1882—86, 1889—1900. В 1881 и 1887—88 солист петерб. Мариинского т-ра. В 1902 (в качестве гастролера) дал прощальный бенефис в Большом т-ре — два спектакля "Евгений Онегин" (в ансамбле с Н. Салиной, Л. Собиновым и Ф. Шаляпиным). В 1889 с большим успехом гастролировал в Праге. Дарование X. развивалось под заметным влиянием мастеров Малого т-ра — М. Ермоловой, И. Самарина и др. актеров; А. Ленского певец считал своим учителем сцен. мастерства, их связывала тесная дружба. Под его рук. X. подготовил партии Демона ("Демон" А. Рубинштейна), Троекурова и Онегина. Обладал мягким гибким голосом "бархатного" тембра и обширного диапазона (верхний регистр — теноровый), имел яркую сцен. внешность. Вокальные возможности позволяли певцу исп. как басовые партии (Руслан, Мельник — "Русалка" А. Даргомыжского), так и баритоновые. Его голос критики сравнивали с голосами М. Баттистинн и А. Котоньи. Исп. отличалось изяществом, артистизмом и вместе с тем задушевностью. X. был ярким представителем рус. вокальной школы, "поэтом звука". Одним из первых оперных певцов создал новый стиль исполнения (отказ от внешних эффектов, стремление выявить замысел композитора и создать худож.-реалистический образ). В 1900 получил звание "Засл. артист имп. театров". "Он "сочетал талант оперного певца с талантом драматического, чего до него в опере не было в такой степени" (Е. Турчанинова)*. Трактовка певцом партий Демона и Онегина, отличавшаяся совершенством и глубиной, стала на оперной сцене классической. П. Чайковский отмечал, что "не может себе представить Онегина иначе, как в образе Хохлова". 1-й исп. этой партии на сцене Большого т-ра; с неизменным успехом пел ее до конца своей театр, карьеры (всего 138 раз). Не будучи первым исп. партии Демона ("Демон" А. Рубинштейна, впервые исп. 29 янв. 1880), певец создал свой неповторимый образ (грим и костюм делались по рисункам М. Зичи); выступал в этой роли в Москве и Петербурге (всего 132 раза). Репертуар певца включал 30 партий (17 в рус. и 13 в зарубеж. репертуаре).
1-й исп. партий: Светлейшего ("Черевички"), Косты ("Ролла"); в Большом т-ре — Графа Моркара ("Гарольд"), Онегина ("Евгений Онегин"), Елецксго ("Пиковая дама"), Князя Игоря ("Князь Игорь"), Меркуцио ("Ромео и Джульетта"), Вольфрама ("Тангейзер"): на рус. сцене — Ренато ("Бал-маскарад"). Лучшие партии: Князь Игорь, Борис Годунов (один из первых исп.), Кочубей; Валентин ("Фауст"), Вольфрам (слышавший его в этой роли дирижер М. Эрдмансдерфер назвал его безупречным Wagnersinger), Ренато (дирижер И. Альтани считал, что в этой партии певец превзошел итальянцев). Др. партии: Руслан, Мизгирь ("Снегурочка"), Троекуров, Остап ("Тарас Бульба" В. Кашперова). Готье; Дон Жуан ("Дон Жуан"), Невер, Жермон, Тельрамунд. Партнеры: Е. Верни, Е. Збруева, М. Климентова, Н. Салина, М. Фигнер. Ф. Шаляпин. Пел п/у У. Авранека, И. Альтани, Э. Бевиньяни, Э. Направника, П. Чайковского.
Певец часто выступал в симф. концертах в Москве и Петербурге п/у М. Балакирева. Н. Рубинштейна, М. Эрдмансдерфера и др., концертировал во многих городах России (Рязани, Ярославле, Тамбове, Туле, Орле, Смоленске, Твери, Н. Новгороде, Воронеже, Харькове и др.). В камерном репертуаре преобладали романсы М. Глинки и П. Чайковского, Ф. Шуберта ("Лесной царь", "Что за восторг"), арии из опер, рус. нар. песни ("Дуняша", "Было у чечетки семь дочерей" и др.). Неоднократно принимал участие в благотворительных концертах, особенно в пользу студентов (артиста прозвали "московским поющим студентом").
Искусство певца высоко ценили М. Глинка, М. Мусоргский, П. Чайковский, А. Рубинштейн, А. Мазини, А. Островский (назвавший его "красой и гордостью русской оперы"), М. Ермолова, А. Яблочкина. После участия X. в торжествах в Смоленске по случаю открытия памятника Глинке сестра композитора Л. Шестакова сказала: "Я слышу, точно поет мой брат: та же фразировка, то же выражение чувства". X. оказал сильное влияние на многих рус. оперных певцов, в т. ч. Шаляпина (к-рый называл его своим учителем).
Оставив в возрасте 46 лет оперную сцену, уехал на родину, где занялся общ. деят-стью. Как пред. земской управы уделял особое внимание вопросам нар. образования и медицины. В 1915 был избран членом Гос. думы. В 1917 переехал в Москву и работал контролером Рабоче-крестьянской инспекции. По инициативе А. Луначарского получил персональную пенсию.
В 1966 в моcк. Политехническом музее были найдены записи романсов в исп. певца.
Лит.: П. А. Хохлов // РМГ. 1900. № 5. С 136— 138; Вальц К. Ф. Шестьдесят пять лет в театре. — Л., 1928. С 163—165; Мендлин А. Первый Онегин // Сов. искусство. 1938. 10 дек.; Гейнике Н. П. А. Хохлов // Сов. артист. 1939. № 42; Pемезов И. Образы Чайковского на оперной сцене // Сов. музыка. 1940. № 5—6; Чайковский на московской сцене: Первые постановки в годы его жизни. — М.; Л., 1940; Дуpылин С. Павел Акинфиевич Хохлов. — М.; Л., 1947; Его же. Дружба театров: Из истории Большого и Малого театров//Театр. 1951. № 5; Яковлев Вас. П. А. Хохлов. — М.; Л., 1950; Яблочкина А. Жизнь в театре. — М., 1953. — С. 112—114; Петров С. Талантливый русский певец // Пензенская правда. 1957. 5 дек.; Владыкина-Бачинская Н. Собинов. — М., 1958. С 88; [Памятные даты] //Муз. жизнь. 1959. № 12; Eвсеев Б. Неспетая песня//Веч. Москва. 1973. 17 февр., Павел Акинфиевич Хохлов // Евдокия Дмитриевна Турчанинова на сцене и в жизни: Письма. Статьи. Воспоминания современников*. — М., 1974. С. 190—195; Бакуменко В. Последний спектакль // Тамбовская правда. 1978. 27 мая; Вайнштейн Л. Павел Хохлов // Муз. жизнь. 1983. № 21. С 17—18; Eго же. П. Хохлов — Онегин // Сов. артист. 1984. 10 февр.; Лютш Е. И. Павел Акинфиевич Хохлов (рук.) — в ГЦММК, ф. 286, ед- хр. 157; Альбом материалов о творчестве певца. — Дом-музей П. И. Чайковского в Клину.