Композитор, Народный артист СССР; родился в 1925 г.; автор опер "Оптимистическая трагедия", "Шинель", "Коляска", "Братья Карамазовы" и других вокально-симфонических произведений; лауреат Государственной премии СССР (1976); награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2001).
Холминов, Александр Николаевич
ХОЛМИНОВ Александр Николаевич
(р. 8 IX 1925, Москва)
Творчество А. Холминова получило широкую известность в нашей стране и за рубежом. И это неудивительно, поскольку каждое его произведение, будь то песня, опера, симфония, обращается к человеку, вызывает активное сопереживание. Искренность высказывания, общительность делает для слушателя незаметной сложность музыкального языка, глубинная основа которого - исконно русская песенность. «Во всех случаях в произведении должна преобладать музыка», - говорит композитор. - «Технологические приемы, конечно, важны, но я отдаю предпочтение мысли. Свежая музыкальная мысль - величайшая редкость, и она, по-моему, заключается в мелодическом начале».
Холминов родился в рабочей семье. Его детские годы совпали со временем сложным, противоречивым, но для мальчика жизнь была открыта тогда своей созидательной стороной, а главное, очень рано определился интерес к музыке. Жажду музыкальных впечатлений удовлетворяло радио, появившееся в доме в начале 30-х гг., по которому транслировалось много классической музыки, особенно русской оперной. В те годы благодаря радио она воспринималась, как чисто концертная, и лишь позже стала для Холминова частью театрального действа. Другим не менее сильным впечатлением было звуковое кино и прежде всего знаменитая картина «Чапаев». Как знать, возможно, детское увлечение много лет спустя вдохновило композитора на оперу «Чапаев» (по одноим. роману Д. Фурманова и киносценарию братьев Васильевых).
В 1934 г начались занятия в музыкальной школе Бауманского района Москвы. Правда, приходилось обходиться без музыкального инструмента, поскольку средств на его приобретение не было. Родители не препятствовали увлечению музыкой, но бывали озабочены той самозабвенностью, с которой будущий композитор занимался ею, забывая подчас обо всем остальном. Еще не имея представления о технике сочинения, Саша, будучи школьником, написал свою первую оперу «Сказка о попе и работнике его Балде», утраченную в годы войны, а для того, чтобы оркестровать ее, самостоятельно изучил «Руководство к инструментовке» Ф. Геварта, случайно попавшее ему в руки.
В 1941 г. занятия в школе прекратились. Некоторое время Холминов работал в военной Академии им. Фрунзе по музыкальной части, в 1943 г. поступил в музыкальное училище при Московской консерватории, а в 1944 г. поступил в консерваторию в класс композиции Ан. Александрова, затем Е. Голубева. Творческое развитие композитора шло стремительно. Его сочинения неоднократно исполнялись студенческим хором и оркестром, а фортепианные прелюдии и «Казачья песня», получившая на консерваторском конкурсе первую премию, зазвучали по радио.
Консерваторию Холминов закончил в 1950 г. с симфонической поэмой «Молодая гвардия», сразу же был принят в Союз композиторов, а вскоре к нему пришел настоящий большой успех и признание. В 1955 г. он написал «Песню о Ленине» (на ст. Ю. Каменецкого), о которой Д. Кабалевский сказал: «По-моему, Холминову удалось первое художественно полноценное произведение, посвященное образу вождя». Успех определил последующую направленность творчества - одну за другой композитор создает песни. Но в душе жила мечта об опере, и, отказавшись от ряда заманчивых предложений Мосфильма, композитор в течение 5 лет работал над оперой «Оптимистическая трагедия» (по пьесе Вс. Вишневского), завершив ее в 1964 г. С этого времени опера становится ведущим жанром в творчестве Холминова. До 1987 г. их создано 11, причем во всех композитор обратился к сюжетам национальным, черпая их в произведениях русских и советских писателей. «Очень люблю русскую литературу за ее нравственную этическую высоту, художественное совершенство, мысль, глубину. На вес золота почитаю слово Гоголя», - говорит композитор.
В оперном творчестве ясно прослеживается связь с традициями русской классической школы. Русский народ в переломные моменты истории страны («Оптимистическая трагедия, Чапаев»), проблема русского трагического осознания жизни (Б. Асафьев) через судьбы человеческой личности в ракурсе индивидуальном, психологическом («Братья Карамазовы» по Ф. Достоевскому; «Шинель» по Н. Гоголю; «Ванька, Свадьба» по А. Чехову; «Двенадцатая серия» по В. Шукшину) - такова направленность оперного творчества Холминова. А в 1987 г. он написал оперу «Сталевары» (по одноим. пьесе Г. Бокарева). «Возник профессиональный интерес - попытаться воплотить в музыкальном театре современную производственную тему».
Весьма плодотворным для творчества композитора явилось многолетнее сотрудничество с московским Камерным музыкальным театром и его художественным руководителем Б. Покровским, начавшееся в 1975 г.. постановкой двух опер по Гоголю - «Шинель» и «Коляска». Опыт Холминова получил развитие в творчестве других советских композиторов, стимулировал интерес к камерному театру. «Для меня Холминов ближе всего как композитор, сочиняющий камерные оперы», - говорит Покровский. - «Особенно дорого то, что он пишет их не по заказу, а по велению сердца. Поэтому, вероятно, те произведения, которые он предлагает нашему театру, всегда оригинальны». Режиссер очень точно подметил главную особенность творческой натуры композитора, заказчиком которого всякий раз является его собственная душа. «Я должен верить, что именно это произведение сейчас я должен написать. Себя стараюсь не тиражировать, не повторяться, ищу всякий раз какие-то иные звуковые закономерности. Однако делаю это только по своей внутренней потребности. Вначале было стремление к масштабным сценическим музыкальных фрескам, затем увлекла идея камерной оперы, позволяющей погрузиться в глубины человеческой души. Только в зрелом возрасте написал свою первую симфонию, когда почувствовал, что возникла неодолимая потребность высказаться именно в крупной симфонической форме. Позже обратился к жанру квартета (тоже появилась потребность!»)
Действительно, симфония и камерно-инструментальная музыка, кроме отдельных произведений, появляются в творчестве Холминова в 7080-е гг. Это 3 симфонии (Первая - 1973; Вторая, посвященная отцу, - 1975; Третья, в честь 600-летия «Куликовской битвы», - 1977), «Приветственная увертюра» (1977), «Праздничная поэма» (1980), Концерт-симфония для флейты и струнных (1978), Концерт для виолончели и камерного хора (1980), 3 струнных квартета (1980, 1985, 1986) и др. Есть у Холминова музыка к кинофильмам, ряд вокально-симфонических произведений, обаятельный «Детский альбом» для фортепиано.
Холминов не замыкается только на собственном творчестве. Его интересует литература, живопись, архитектура, привлекает общение с людьми различных профессий. Композитор находится в постоянном творческом поиске, много и упорно работает над новыми сочинениями - в конце 1988 г. были завершены «Музыка для струнных» и Concerto grosso для камерного оркестра. Он считает, что только повседневный напряженный творческий труд рождает истинное вдохновение, приносящее радость художественных открытий. /О. Аверьянова/
Творчество А. Холминова получило широкую известность в нашей стране и за рубежом. И это неудивительно, поскольку каждое его произведение, будь то песня, опера, симфония, обращается к человеку, вызывает активное сопереживание. Искренность высказывания, общительность делает для слушателя незаметной сложность музыкального языка, глубинная основа которого - исконно русская песенность. «Во всех случаях в произведении должна преобладать музыка», - говорит композитор. - «Технологические приемы, конечно, важны, но я отдаю предпочтение мысли. Свежая музыкальная мысль - величайшая редкость, и она, по-моему, заключается в мелодическом начале».
Холминов родился в рабочей семье. Его детские годы совпали со временем сложным, противоречивым, но для мальчика жизнь была открыта тогда своей созидательной стороной, а главное, очень рано определился интерес к музыке. Жажду музыкальных впечатлений удовлетворяло радио, появившееся в доме в начале 30-х гг., по которому транслировалось много классической музыки, особенно русской оперной. В те годы благодаря радио она воспринималась, как чисто концертная, и лишь позже стала для Холминова частью театрального действа. Другим не менее сильным впечатлением было звуковое кино и прежде всего знаменитая картина «Чапаев». Как знать, возможно, детское увлечение много лет спустя вдохновило композитора на оперу «Чапаев» (по одноим. роману Д. Фурманова и киносценарию братьев Васильевых).
В 1934 г начались занятия в музыкальной школе Бауманского района Москвы. Правда, приходилось обходиться без музыкального инструмента, поскольку средств на его приобретение не было. Родители не препятствовали увлечению музыкой, но бывали озабочены той самозабвенностью, с которой будущий композитор занимался ею, забывая подчас обо всем остальном. Еще не имея представления о технике сочинения, Саша, будучи школьником, написал свою первую оперу «Сказка о попе и работнике его Балде», утраченную в годы войны, а для того, чтобы оркестровать ее, самостоятельно изучил «Руководство к инструментовке» Ф. Геварта, случайно попавшее ему в руки.
В 1941 г. занятия в школе прекратились. Некоторое время Холминов работал в военной Академии им. Фрунзе по музыкальной части, в 1943 г. поступил в музыкальное училище при Московской консерватории, а в 1944 г. поступил в консерваторию в класс композиции Ан. Александрова, затем Е. Голубева. Творческое развитие композитора шло стремительно. Его сочинения неоднократно исполнялись студенческим хором и оркестром, а фортепианные прелюдии и «Казачья песня», получившая на консерваторском конкурсе первую премию, зазвучали по радио.
Консерваторию Холминов закончил в 1950 г. с симфонической поэмой «Молодая гвардия», сразу же был принят в Союз композиторов, а вскоре к нему пришел настоящий большой успех и признание. В 1955 г. он написал «Песню о Ленине» (на ст. Ю. Каменецкого), о которой Д. Кабалевский сказал: «По-моему, Холминову удалось первое художественно полноценное произведение, посвященное образу вождя». Успех определил последующую направленность творчества - одну за другой композитор создает песни. Но в душе жила мечта об опере, и, отказавшись от ряда заманчивых предложений Мосфильма, композитор в течение 5 лет работал над оперой «Оптимистическая трагедия» (по пьесе Вс. Вишневского), завершив ее в 1964 г. С этого времени опера становится ведущим жанром в творчестве Холминова. До 1987 г. их создано 11, причем во всех композитор обратился к сюжетам национальным, черпая их в произведениях русских и советских писателей. «Очень люблю русскую литературу за ее нравственную этическую высоту, художественное совершенство, мысль, глубину. На вес золота почитаю слово Гоголя», - говорит композитор.
В оперном творчестве ясно прослеживается связь с традициями русской классической школы. Русский народ в переломные моменты истории страны («Оптимистическая трагедия, Чапаев»), проблема русского трагического осознания жизни (Б. Асафьев) через судьбы человеческой личности в ракурсе индивидуальном, психологическом («Братья Карамазовы» по Ф. Достоевскому; «Шинель» по Н. Гоголю; «Ванька, Свадьба» по А. Чехову; «Двенадцатая серия» по В. Шукшину) - такова направленность оперного творчества Холминова. А в 1987 г. он написал оперу «Сталевары» (по одноим. пьесе Г. Бокарева). «Возник профессиональный интерес - попытаться воплотить в музыкальном театре современную производственную тему».
Весьма плодотворным для творчества композитора явилось многолетнее сотрудничество с московским Камерным музыкальным театром и его художественным руководителем Б. Покровским, начавшееся в 1975 г.. постановкой двух опер по Гоголю - «Шинель» и «Коляска». Опыт Холминова получил развитие в творчестве других советских композиторов, стимулировал интерес к камерному театру. «Для меня Холминов ближе всего как композитор, сочиняющий камерные оперы», - говорит Покровский. - «Особенно дорого то, что он пишет их не по заказу, а по велению сердца. Поэтому, вероятно, те произведения, которые он предлагает нашему театру, всегда оригинальны». Режиссер очень точно подметил главную особенность творческой натуры композитора, заказчиком которого всякий раз является его собственная душа. «Я должен верить, что именно это произведение сейчас я должен написать. Себя стараюсь не тиражировать, не повторяться, ищу всякий раз какие-то иные звуковые закономерности. Однако делаю это только по своей внутренней потребности. Вначале было стремление к масштабным сценическим музыкальных фрескам, затем увлекла идея камерной оперы, позволяющей погрузиться в глубины человеческой души. Только в зрелом возрасте написал свою первую симфонию, когда почувствовал, что возникла неодолимая потребность высказаться именно в крупной симфонической форме. Позже обратился к жанру квартета (тоже появилась потребность!»)
Действительно, симфония и камерно-инструментальная музыка, кроме отдельных произведений, появляются в творчестве Холминова в 7080-е гг. Это 3 симфонии (Первая - 1973; Вторая, посвященная отцу, - 1975; Третья, в честь 600-летия «Куликовской битвы», - 1977), «Приветственная увертюра» (1977), «Праздничная поэма» (1980), Концерт-симфония для флейты и струнных (1978), Концерт для виолончели и камерного хора (1980), 3 струнных квартета (1980, 1985, 1986) и др. Есть у Холминова музыка к кинофильмам, ряд вокально-симфонических произведений, обаятельный «Детский альбом» для фортепиано.
Холминов не замыкается только на собственном творчестве. Его интересует литература, живопись, архитектура, привлекает общение с людьми различных профессий. Композитор находится в постоянном творческом поиске, много и упорно работает над новыми сочинениями - в конце 1988 г. были завершены «Музыка для струнных» и Concerto grosso для камерного оркестра. Он считает, что только повседневный напряженный творческий труд рождает истинное вдохновение, приносящее радость художественных открытий. /О. Аверьянова/
Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.