Холопы
Холопы
категория населения, по своему положению близкая к рабам. Изначально холопы не имели своего хозяйства и исполняли различные работы в пользу хозяина. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой.
ХОЛОПЫ
в России в X–начале XVIII вв. категория феодально-зависимого населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы в хозяйстве феодала. X. становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой. С XVII в. X. получили в пользование землю и облагались повинностями. С введением в 1722 г. подушной подати превратились в крепостных крестьян.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ХОЛОПЫ
в 10 - начале 18 вв. категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. X. становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой. С конца 16 в. наиболее распространенным и массовым становится служилое холопство (см. Кабала). Часть X., главным образом из дворовых, пополняла ряды княжеских слуг, в т.ч. военных ("боевые X."). С 17 в. X. получали в пользование землю и облагались повинностями. С введением в 1722 подушной подати X. превратились в крепостных крестьян.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
ХОЛОПЫ
термин употреблявшийся в период Киевской Руси для обозначения рабов. Холопом — рабом можно было стать в результате пленения,самопродажи, продажи за долги или преступление, женитьбы на холопке. До конца XV в. холопы составляли большинство работавших на барской земле. Они также выполняли обязанности княжеских и боярских слуг (в том числе военных, административных). В Российском государстве (конец XV — нач. XVIII вв.) — наибольшее значение приобретает служилое холопство и дворовые люди. В 1722—1724 гг. были обложены подушной податью в ходе податной реформы Петра /, став частью крепостных частновладельческих крестьян.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Холопы
категория зависимого населения в Древнерусском государстве известна с X в. Близка по правовому положению к рабам. Холопы изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы в господском хозяйстве (бранные холопы, пашенные холопы). Холопами становились: 1) за долги; 2) в результате пленения; 3) дети от браков с холопом или холопкой (наследственное холопство). В XVII в. полное холопство (или обельное) было ликвидировано, остались кабальные холопы, которые постепенно сливались с крепостным крестьянством. С XVII в. они получали в пользование землю, облагались повинностями. С введением в 1722 г. подушной подати превратились в крепостных крестьян.
Холопы
в России в X - нач. XVIII вв. категория зависимого населения, по положению близкая к рабам. Холопы не имели своей собственности и исполняли различные работы в хозяйстве феодала. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой. Церковь запрещала убийство холопа. В документах Московского государства всегда проводилось различие между крепостными и холопами: холоп не платили податей, не облагался тяглыми повинностями и не принадлежал ни к какой общине. В реальной жизни холопы состояли из 2-х категорий: 1) слуги феодала, входящие в состав челяди и дружины. Из них сформировалась княжеская администрация, служилый класс. 2) холопы, работающие на земле и ремесленники, которые в XVII - нач. XVIII вв. были "положены в тягло", т.е. слились с крепостными крестьянами.
Холопы
люди, право владения которыми у господ не было ничем ограничено (фактически они были рабами в русском феодальном обществе). Известны на Руси с 10 в. Холопы не имели своей собственности и в любой момент могли быть проданы или отданы любому лицу. За действия холопа нес ответственность господин. Вместе с тем, в отличие от рабов античных, холопы могли быть «посажены» на землю в качестве крепостных. Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или за преступление, через женитьбу или замужество на холопе или холопке. В реальной жизни холопы состояли из двух категорий: слуги феодала, входившие в состав его личной челяди и дружины (из их среды выходила княжеская администрация и даже видные представители господствующего класса)); вторую категорию составляли пашенные холопы («страдники»), холопы-ремесленники. На протяжении 16 в., в связи с распространением крепостного права, роль холопов уменьшалась. С 17 в. наиболее массовым становится «служилое» холопство. Часть его, получая за «службу» землю в условное держание, вливались в состав господствующего слоя, становясь как бы холопами великого князя . Другая часть в 17 – 18 вв. была «положена в тягло» (т.е. подати, натуральные налоги или повинности крестьян и посадских людей в 15 – 18 вв.), слившись с массой крепостных крестьян.(См. «Социальная структура Древней Руси ».)
Источник: Краткий исторический словарь
ХОЛОПЫ
категория зависимых людей в Русском государстве. По правовому положению приближались к рабам. Термин "холопы" впервые встречается в летописи под 986. В XI-XII вв. употреблялся для обозначения различных категорий зависимых людей и особенно рабов. По закону холоп являлся вещью, которой господин мог неограниченно распоряжаться: убить, продать, отдать за долги и пр. В то же время господин нес ответственность за действия холопов, которые, напр., не отвечали за кражу, не могли выступать в суде в качестве свидетелей и т.п. Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или преступления, женитьбы на холопке. Если правовое положение для всех категорий холопов было одинаковым, то их хозяйственная деятельность была различной. До к. XV в. холопы составляли большинство среди челяди, обрабатывавшей барскую землю. Часть холопов, гл. обр. из дворовых, пополняла ряды княжеских слуг, в т. ч. военных, использовалась на земледельческих работах, позднее занималась ремеслом, сельскохозяйственным трудом, административной деятельностью. Категории холопов, различавшихся друг от друга в зависимости от источников поступления в холопы (докладные, духовные, приданные, полоняники и др.), постепенно сливались и с к. XVI в. наиболее распространенным и массовым становится служилое холопство. С к. XVII в. появляются холопы, посаженные на землю, имевшие свое хозяйство и платившие оброк, которые в 1679-81 с введением подворного обложения вместе с крепостными были "положены в тягло". Другая группа холопов, входившая в состав дворовых людей, в 1722-24 была обложена подушной податью, став частью всей массы крепостных.
А. Зимин
А. Зимин
ХОЛОПЫ
в конце Средних веков и несколько позднее этим словом на Руси, обозначались слуги, жившие на иждивении своего хозяина. Такие X. находились при хозяйствах частных лиц, но могли быть и царские X., т. е. такие, которые несли обязанности службы царской.
Русский историк Н. Костомаров дает для XVI в. такое определение: "Холопами в обширном смысле назывались все те, которые были обязаны какой нибудь службой другому лицу. В этом отношении ж бояре и князья писались царскими холопами". Если обедневший князь шел на службу к богатому князю-вотчнику, он таким образом тоже становился его холопом. "Я холоп твой" для того времени тоже самое, что недавняя вежливая форма "Ваш покорный слуга". В XVII в. слова "холоп, холопство" еще употребляются, как синонимы понятий "слуга, служба". Например, в царском Указе от 10 августа 1638 г. о "черкасах", Казаках, которые переселились из Гетманщины в Белгород, сказано: "они де люди вольные и знатные" "и отбрались в наше Московское государство на вечную службу, все люди лутчие и пришли под нашу царскую руку в вечное холопство". (Акты "Воссоединение Украины с Россией", т. I, стр. 249, М. 1954). К концу того же века слово X. окончательно заменяется обозначением "служилые люди", "дворовые слуги".
Служилые Казаки тоже числились в Москве царскими Холопами. Они получали от своего хозяина-государя в XVI-XVII вв. корм и жалованье. При этом, когда о них идет речь, в актах всегда подразумевается "прибор людей вольных и охочих", т. е. набор на службу добровольный, без прямого принуждения. В этом и заключалось основное свойство их служебного договора.
Русский историк Н. Костомаров дает для XVI в. такое определение: "Холопами в обширном смысле назывались все те, которые были обязаны какой нибудь службой другому лицу. В этом отношении ж бояре и князья писались царскими холопами". Если обедневший князь шел на службу к богатому князю-вотчнику, он таким образом тоже становился его холопом. "Я холоп твой" для того времени тоже самое, что недавняя вежливая форма "Ваш покорный слуга". В XVII в. слова "холоп, холопство" еще употребляются, как синонимы понятий "слуга, служба". Например, в царском Указе от 10 августа 1638 г. о "черкасах", Казаках, которые переселились из Гетманщины в Белгород, сказано: "они де люди вольные и знатные" "и отбрались в наше Московское государство на вечную службу, все люди лутчие и пришли под нашу царскую руку в вечное холопство". (Акты "Воссоединение Украины с Россией", т. I, стр. 249, М. 1954). К концу того же века слово X. окончательно заменяется обозначением "служилые люди", "дворовые слуги".
Служилые Казаки тоже числились в Москве царскими Холопами. Они получали от своего хозяина-государя в XVI-XVII вв. корм и жалованье. При этом, когда о них идет речь, в актах всегда подразумевается "прибор людей вольных и охочих", т. е. набор на службу добровольный, без прямого принуждения. В этом и заключалось основное свойство их служебного договора.
ХОЛОПЫ
категория феодально-зависимых людей в Русском государстве. Холопство – институт, близкий к домашнему рабству. По правовому положению X. приближались к рабам, считались собственностью владельца, не имели гражданских прав, не несли государственных повинностей и не платили податей. X. становились в результате холопского состояния родителей, преступления, женитьбы на холопке, вступления в тиунство («без ряду»). «Русская Правда» не признает X. лицом, она оберегает его только как собственность. В Древнерусском государстве холопство формировалось за счет местных обездоленных людей. Жизнь X. по «Русской Правде» оценивалась в 5 гривен. С конца XVI в. наиболее распространенным и массовым становится служилое холопство (кабала). Часть X., главным образом из дворовых, пополняла ряды княжеских слуг, в том числе военных («боевые X.»). С XVII в. X. получали в пользование землю и облагались повинностями. К петровскому времени X. и крепостные отличались тем, что, работая на господина на барской запашке и в его хозяйстве, не были обложены государственными налогами, а кроме того, значительная их часть (кабальные X.) имела, согласно традиции, право выхода на свободу после смерти своего господина. В эпоху Петра I происходит слияние в единое сословие крепостных крестьян и X. путем распространения на крепостных крестьян многих норм холопьего права. При Петре I первоначально были сужены возможности выхода X. на свободу – должны были служить в армии. Специальным указом разрешалось боярским X. поступать без согласия их господ на службу в армию. Окончательный удар по холопству был нанесен подушной переписью 1719–1724 гг., причем X. сначала были переписаны, а потом специальным указом 1723 г. навсегда занесены в подушный оклад. Утратив признак бестяглости, X. стали разновидностью крепостных крестьян и потеряли право на получение свободы.
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011
ХОЛОПЫ
категория феод.-зависимых людей в Рус. гос-ве. По правовому положению приближались к рабам. Термин "X." впервые встречается в летописи под 986. В 11-12 вв. употреблялся для обозначения различных категорий зависимых людей и особенно рабов. Уже в 12 в. в связи с развитием феод. отношений начинается процесс изживания X. По закону X. являлся вещью, к-рой господин мог неограниченно распоряжаться: убить, продать, отдать за долги и пр. В то же время господин нес ответственность за действия X., к-рые, напр., не отвечали за кражу, не могли выступать в суде в качестве свидетелей и т. п. X. становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или преступления, женитьбы на холопке. Если правовое положение для всех категорий X. было одинаковым, то их хоз. деятельность была различной. До кон. 15 в. X. составляли большинство среди челяди, обрабатывавшей барскую землю. Часть X., гл. обр. из дворовых, пополняла ряды княжеских слуг, в т. ч. военных, использовалась на земледельч. работах, позднее занималась ремеслом, с.-х. трудом, адм. деятельностью. На протяжении 16 в. роль и место X. в барщинном х-ве уменьшается за счет вовлечения в орбиту крепостной эксплуатации крестьян. Категории X., различавшихся друг от друга в зависимости от источников поступления в X. (докладные, духовные, приданные, полонянники и др.), постепенно сливались и с кон. 16 в. наиболее распространенным и массовым становится служилое холопство. С кон. 17 в. появляются X., посаженные на землю, имевшие свое х-во и платившие оброк, к-рые в 1679-81 с введением подворного обложения вместе с крепостными были "положены в тягло". Другая группа X., входившая в состав дворовых людей, в 1722-24 была обложена подушной податью, став частью всей массы крепостных. Как наиболее угнетенный слой населения X. были активными участниками антифеод. борьбы. В сер. 16 в. идеологом X. выступил Феодосии Косой. Помимо широко распространенного бегства, X. участвовали в Хлопка восстании 1603 и Крестьянском восстании под предводительством И. И. Болотникова 1606-07. Лит.: Ключевский В. О., Подушная подать и отмена холопства в России, Соч., т. 7, М., 1959; Яковлев Б., Холопство и холопы в Московском государстве XVII в., т. 1, М.-Л., 1943; Панеях В. М., Кабальное холопство на Руси в XVI в., Л., 1967; Колычева Е. И., Холопство и крепостничество (кон. XV - XVI в.), М., 1971; Зимин А. А., Холопы на Руси, М., 1973. А. А. Зимин. Москва.