ХОР ГУСЛЯРОВ КЛУБА ЗАВОДА КРАСНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК
ХОР ГУСЛЯРОВ КЛУБА ЗАВОДА «КРАСНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК»
был создан на известном ленинградском заводе в 1922 г. Первоначально он состоял из 13 человек, т. к. именно столько инструментов нашлось в клубе. Как вспоминает один из участников Х.Г., в первое время занятия проходили только один раз в неделю, а концерты чуть не каждый день. Гусляров буквально таскали с одного концерта на другой, так что некогда было пополнять скудный репертуар, большую часть которого приходилось доучивать прямо перед публикой, на эстраде. Спустя некоторое время к руководству ансамблем привлекли известного исполнителя на гуслях Н. Голосова. Он создал мастерскую по изготовлению гуслей, благодаря чему ансамбль увеличился до 36 человек. Голосов разделил Х.Г. на две группы — старшую, имеющую концертный стаж, и молодую, вновь пришедшую. С каждой группой он работал отдельно. Участникам Х.Г. удалось освоить даже наиболее сложный вид гуслей — гусли звончатые. Постепенно Х.Г. стал заметным явлением, нередко выезжал на гастроли и имел большой успех. Ансамбль участвовал в музыкальных олимпиадах Ленинграда, а также в юбилейной постановке «10 Октябрей», показанной в ноябре 1927 г. на сцене ленинградского ГБДТ. Этот театральный монтаж был задуман как попытка сближения профессионального театра и клубной сцены. Гусляры были заняты в эпизоде «На досуге», где их выступление должно было продемонстрировать достижения клубной самодеятельности. Внимание, уделенное гуслям в этой постановке, объясняется тем, что именно они выдвигались некоторыми деятелями культуры в качестве альтернативы «варварской, калечащей русскую душу» гармонике. Такова была, например, позиция Д. Бедного в поэтической полемике о гармошке с А. Жаровым. Последний в стихотворении «Вопрос Демьяну Бедному» писал: Что толкнуло вас: тоска ли, грусть ли Пожелать гармонике капут? Интересно: как это под гусли Ваши «Проводы» в селе споют? Несмотря на большой успех, которым гусли пользовались у публики, этот инструмент редко встречался в советской самодеятельности. В прессе 1920– 30-х гг. есть еще одно упоминание об ансамбле гусляров — в Самарском клубе связи. Этот коллектив, состоявший из 5 человек, исполнял русские народные песни, а также сопровождал танцевальные вечера. (М. К.) Лит.: Лавров С. Хор гусляров // Музыка и быт. 1927. № 9. С. 13; Ильин В.П. Искусство миллионов. Л., 1967; Масляненко Д., Янковский М. Затейники. Л., 1929; Зрелища Самары. 1927. № 1. С. 11; 10 Октябрей: Композиция в 10 частях и 25 эпизодах. Л., 1927; Румянцев С.Ю. Музыкальная самодеятельность // Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории. СПб., 2000. Т. I. С. 288, 338.Ч
Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010