правый приток реки Уссури; в 1920 г. на мосту через X. большевики казнили пленных Казаков: выводя из вагона, разбивали им головы молотом и бросали в реку.
ХОР
ХОР
Хор
в Др. Греции в VI - V вв. непременный участник исполнения произв. хоровой мелики и аттич. драмы. В медике партии X. строились в форме триад, в драме преобладали симметр. строфы. Роль X., очень значит, в ранн. трагедии, на протяжении V в. уменьшалась, пока драматурги не стали писать для X. вставные партии, не связан, с содержанием трагедии. В «древней» аттич. комедии X. занимал тоже очень существ, место, к-рое, однако, к нач. IV в. сильно сократилось. В комедии Менандра X. исполнял только плясовые интермедии между актами. В культовой мелике произв. для X. писались на протяжении всей античности.
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
ХОР
в Др. Греции и Риме группа исполнителей, выступавшая в трагедии и комедии. Уже у Гомера упомин. хоровое исполнение песен, сопровождавш. часто плясками. Дальнейшая эволюция Х. была связана с появл. торжеств. хоровой лирики. Из хоровых песен в честь Диониса возникла драма, поэтому в ней первонач. гл. роль принадлежала Х. В трагедии Х. состоял из 12 — 15, в комедии из 24 участников (хоревтов). В 5 и 4 вв. до н.э. в Афинах организация и материал. обеспечение Х. возлаг. в виде обществ. повинности на хорега, позднее осуществлялись за счет госуд. Выступления Х., разделен. на два полухория, имели хар-р состязаний. С кон. 4 в. до н.э. Х. перестал участвовать в театрал. представлениях, сохранив свое значение лишь в быту (на праздниках). Большой роскошью отличались выступл. Х. при дворах эллинистич. властителей. В Риме уже в древности крестьяне на праздниках пели хором фесценнины. В рим. театре Х. не играл такой важной роли, как у греков. Но получивший здесь распростр. с кон. 1 в. до н.э. пантомим исполнялся с пышным муз. и хоровым сопровождением.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Хор
(греч., лат. место для ганцев, группа танцовщиков), в античные времена — группа танцующих и поющих исполнителей, выступающая в культовых обрядах, трагедии и комедии. X. возник из ритуальных культовых обрядов, во время которых принимавшие в них участие двигались в ритмич. танце под звуки авлосов или струнных инструментов вокруг запевалы. Наиболее распростран. видами хоровой лирики у дорийцев являлись просодия (прецессионное пение), гипорхема (танцевальное пение), френ (погребальное пение), пеан (хвалебный гимн в честь бога Аполлона) и дифирамб (хвалебный гимн в честь бога Диониса). Первоначальные формы поперем. пения и рефрена в хоровой лирике сменило антистрофич. пение, которое утвердилось также и в хоровом сценич. пении. В трагедии X. первоначально состоял из 12, а позднее, со времен Софокла, из 15 участников под руководством предводителя X., корифея, который в ходе пьесы исполнял также речитативные куплеты. X. в период расцвета античной трагедии комментировал происходящее сценич. действие, являясь при эгом своеобразным рупором обществ, мнения. В комедии связь X. (насчитывавшего обычно 24 участника) со сценич. действием была намного слабее. Одной из обществ, повинностей афинских граждан являлась хорегия — поставка, содержание, обучение и снаряжение X. В Риме он не играл такой важной роли в драме, как в Греции. Однако и здесь засвидетельствовано исполнение X. народных песен, а позднее также и культовых песнопений. Влияние античного X. прослеживается в Ср.-век. литургии, в драме в стиле барокко, «Мессинской невесте» Шиллера, а также в отдельных стилизованных совр. драмах.
Источник: Словарь античности. 1989
ХОР
• Chorus,
?????, означает собственно определенное место для танцев (отсюда ????????? как эпитет городов у Гомера) и, по всей вероятности, родственно с ??????, hortus. Потом это слово означало:
1. всякое большее или меньшее число лиц, выступавших в хороводах при религиозных праздниках и торжественных процессиях;
2. в греческой трагедии и древнейшей комедии определенное число актеров, которые присутствовали как принимающие участие свидетели представляемого действия и определенное для перерывов танцами время представления наполняли пением.
В праздники Диониса X. были первоначальной и главной составной частью торжества и послужили основанием для трагедии и комедии; в их пении и танцах при совершении жертв собственно и состояло торжество. Со временем между отдельными частями и перерывами их песен выступало лицо, которое занимало публику рассказами или даже разговорами с лицами, находившимися в X., и давало всему X. некоторый покой и отдых. Отсюда мало-помалу развился диалог и драм в собственном смысле. X. отступил на задний план, некоторым образом сделался побочным и несущественным в представлении и получил то значение и место, которое он занимает в сохранившихся для нас трагедиях и комедиях. В них X. является в определенном числе лиц (в трагедиях 12, позднее 15, а в комедиях 24), которые играют роль опытных, рассудительных, бесстрастных мужей или старцев, женщин и даже девиц, стоят в некоторых отношениях и связи с лицами действия и без страстного увлечения, спокойно и рассудительно, сопровождают действие на сцене то советами и утешениями, то ободрениями и предостережениями, не принимая в нем деятельного участия. Когда действие на некоторое время приостанавливается, напр. в антрактах, X. поет или произносит большие лирические пьесы, имеющие связь с действием, и тем старается повлиять на ход его. По новейшим исследованиям эти лирические пьесы исполнялись то всеми хоревтами вместе, то полухором, то меньшими отделениями его (????), то отдельными лицами. Этим песням хора, сопровождавшимся выразительными танцами и мимикой, трагики придавали большую цену; они вырабатывались тщательно и с большим искусством. Позднейшие трагики, начиная с Агафона, а может быть, уже и Еврипид, допускали иногда хоровые песни, не имевшие связи с действием, так называемые ?????????. Когда X. не поет, а говорит, представителем его является, обыкновенно, предводитель ?., ?????????, а в известных случаях его заменяют предводители полухоров, ??????????. ?. имел свое особенное место в оркестре и обыкновенно оставлял его не прежде, как по окончании пьесы. В исключительных случаях, напр. в «Евменидах» Эсхила, он находился на сцене. Редко он удалялся во время действия и потом появлялся опять. Так было в «Аянте» Софокла и в «Алкестиде» и «Елене» — Еврипида. Первое появление X., обыкновенно с правой стороны зрителей, называлось ???????; удаление его во время пьесы — ??????????, второе появление — ???????????, удаление в конце пьесы — ????????. ?. в продолжение всей пьесы не всегда оставался на одном и том же месте в оркестре, но менял его по свойству пьесы и песен. Часто он делился на два полухора (напр., Soph. Ai. 866 слл.); но, кроме того, он исполнял гораздо более искусные движения и эволюции, особенно танцы. Эти танцы в различных родах драмы имели особенные названия. Танец в трагедии назывался ?????????, (Эммелия), в комедии — ??????, в сатирической драме — ????????. И хоровые песни имели особенные названия. Первая песнь всего X. после пролога называлась ???????; песни между отдельными эпизодами, т. е. актами или перерывами драмы, назывались ???????; жалобные песни, поочередно певшиеся хором и актерами, назывались ?????? или ?????????? ????. Поэт, желавший поставить на сцену свою драму, должен был испросить дозволение на это у архонта (?????? ???????); если он получал дозволение, то один из зажиточных граждан, как ???????, должен был на свои средства поставить X. и позаботиться обо всем, что необходимо было для его содержания, снабжения всем нужным и обучения, см. ??????????, Литургия, 2. Вследствие недостатка в хорегах, а также и вследствие устранения из комедии парабаза (см. Comoedia, Комедия, 4) прекратили наконец и комический X., между ол. 94, 2 и 97, 4. Роль его исполнялась теперь отдельным лицом. Это нововведение, до которого еще дожил Аристофан (ср. его ком. ????????), оставалось в средней и новой комедии и отсюда перешло в комедии других народов. Набираемые в X. лица — ????????; получавшие и от государства плату, прежде всего должны были подвергаться испытанию, причем особенное внимание обращалось на то, чтобы они не были иностранцами. Затем их обучал ??????????????, при котором состоял также ???????????????????. Сначала это дело исполняли сами поэты, по крайней мере, это определенно говорится об Эсхиле. Отличившиеся хореги в память своей победы посвящали медный треножник или маленький круглый храм из мрамора, на куполообразной крыше которого ставился этот треножник. Один такой памятник из времен ол. 111, 2 сохранился в Афинах, см. Lysicrates, Лисикрат.
?????, означает собственно определенное место для танцев (отсюда ????????? как эпитет городов у Гомера) и, по всей вероятности, родственно с ??????, hortus. Потом это слово означало:
1. всякое большее или меньшее число лиц, выступавших в хороводах при религиозных праздниках и торжественных процессиях;
2. в греческой трагедии и древнейшей комедии определенное число актеров, которые присутствовали как принимающие участие свидетели представляемого действия и определенное для перерывов танцами время представления наполняли пением.
В праздники Диониса X. были первоначальной и главной составной частью торжества и послужили основанием для трагедии и комедии; в их пении и танцах при совершении жертв собственно и состояло торжество. Со временем между отдельными частями и перерывами их песен выступало лицо, которое занимало публику рассказами или даже разговорами с лицами, находившимися в X., и давало всему X. некоторый покой и отдых. Отсюда мало-помалу развился диалог и драм в собственном смысле. X. отступил на задний план, некоторым образом сделался побочным и несущественным в представлении и получил то значение и место, которое он занимает в сохранившихся для нас трагедиях и комедиях. В них X. является в определенном числе лиц (в трагедиях 12, позднее 15, а в комедиях 24), которые играют роль опытных, рассудительных, бесстрастных мужей или старцев, женщин и даже девиц, стоят в некоторых отношениях и связи с лицами действия и без страстного увлечения, спокойно и рассудительно, сопровождают действие на сцене то советами и утешениями, то ободрениями и предостережениями, не принимая в нем деятельного участия. Когда действие на некоторое время приостанавливается, напр. в антрактах, X. поет или произносит большие лирические пьесы, имеющие связь с действием, и тем старается повлиять на ход его. По новейшим исследованиям эти лирические пьесы исполнялись то всеми хоревтами вместе, то полухором, то меньшими отделениями его (????), то отдельными лицами. Этим песням хора, сопровождавшимся выразительными танцами и мимикой, трагики придавали большую цену; они вырабатывались тщательно и с большим искусством. Позднейшие трагики, начиная с Агафона, а может быть, уже и Еврипид, допускали иногда хоровые песни, не имевшие связи с действием, так называемые ?????????. Когда X. не поет, а говорит, представителем его является, обыкновенно, предводитель ?., ?????????, а в известных случаях его заменяют предводители полухоров, ??????????. ?. имел свое особенное место в оркестре и обыкновенно оставлял его не прежде, как по окончании пьесы. В исключительных случаях, напр. в «Евменидах» Эсхила, он находился на сцене. Редко он удалялся во время действия и потом появлялся опять. Так было в «Аянте» Софокла и в «Алкестиде» и «Елене» — Еврипида. Первое появление X., обыкновенно с правой стороны зрителей, называлось ???????; удаление его во время пьесы — ??????????, второе появление — ???????????, удаление в конце пьесы — ????????. ?. в продолжение всей пьесы не всегда оставался на одном и том же месте в оркестре, но менял его по свойству пьесы и песен. Часто он делился на два полухора (напр., Soph. Ai. 866 слл.); но, кроме того, он исполнял гораздо более искусные движения и эволюции, особенно танцы. Эти танцы в различных родах драмы имели особенные названия. Танец в трагедии назывался ?????????, (Эммелия), в комедии — ??????, в сатирической драме — ????????. И хоровые песни имели особенные названия. Первая песнь всего X. после пролога называлась ???????; песни между отдельными эпизодами, т. е. актами или перерывами драмы, назывались ???????; жалобные песни, поочередно певшиеся хором и актерами, назывались ?????? или ?????????? ????. Поэт, желавший поставить на сцену свою драму, должен был испросить дозволение на это у архонта (?????? ???????); если он получал дозволение, то один из зажиточных граждан, как ???????, должен был на свои средства поставить X. и позаботиться обо всем, что необходимо было для его содержания, снабжения всем нужным и обучения, см. ??????????, Литургия, 2. Вследствие недостатка в хорегах, а также и вследствие устранения из комедии парабаза (см. Comoedia, Комедия, 4) прекратили наконец и комический X., между ол. 94, 2 и 97, 4. Роль его исполнялась теперь отдельным лицом. Это нововведение, до которого еще дожил Аристофан (ср. его ком. ????????), оставалось в средней и новой комедии и отсюда перешло в комедии других народов. Набираемые в X. лица — ????????; получавшие и от государства плату, прежде всего должны были подвергаться испытанию, причем особенное внимание обращалось на то, чтобы они не были иностранцами. Затем их обучал ??????????????, при котором состоял также ???????????????????. Сначала это дело исполняли сами поэты, по крайней мере, это определенно говорится об Эсхиле. Отличившиеся хореги в память своей победы посвящали медный треножник или маленький круглый храм из мрамора, на куполообразной крыше которого ставился этот треножник. Один такой памятник из времен ол. 111, 2 сохранился в Афинах, см. Lysicrates, Лисикрат.