ХОРЕЗМ
Хорезм
расположен в низовьях Амударьи (греч. Оке) на терр. нынешней Узбекской ССР; оазис, окруж. пустынями, с административным центром в Кяте. Первоначально X. принадлежал к парфянско-арабской сатрапии Персидского царства, затем, после завоевания Александром Македонским, номинально находился в зависимости от Македонского царства. Позднее был завоеван гуннами и тюрками.
Источник: Словарь античности. 1989
ХОРЕЗМ
древнее государство Средней Азии с центром в низовьях Амударьи – область развитого ирригационного земледелия, ремесла и торговли, высокой культуры. Возникло в VII–VI вв. до н. э. Земли X. подвергались завоеваниям. IV–VI вв. – начало складывания раннефеодальных отношений. В 712 г. X. завоевали арабские феодалы. С 1220 г. в составе Монгольской империи, затем улус Джучи. С XVI в. большая часть территории X. была включена в Хивинское ханство.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ХОРЕЗМ
древ. госуд. в низовьях р. Амударьи. Первые упоминания о Х. встречаются в Бехистунской надписи Дария и Авесте (мн. исследователи, кроме того, отожд. с Х. авестийскую Арьянам-вайчах — первую зороастрийскую страну). Полагают, что в 7 — 6 вв. до н.э. хорезмийцы, относимые Страбоном к сако-массагетским народам возгл. конфедерацию племен, населявших почти всю Ср. Азию и часть Вост. Ирана. В сер. 6 в. до н.э., вероятно, при Кире II, Х. вошел в состав Ахеменидов госуд. На рубеже 6 и 5 вв. до н.э. о «г. Хорасмии» и стране хорезмийцев впервые свидет. древ.-греч. автор Гекатей Милетский. Согл. Геродоту, Х. вместе с Парфией, Согдом и Арейей входил в состав ХVI сотрапии госуд. Ахеминидов. Анализ соч. Ктесия позволил предположить, что при Артаксерксе II (404 — 358) Х. становится отдельной сатрапией. Ко времени вост. похода Александра Македонского Х. уже независим: весной 328 до н.э. в ставку Александра прибыл для переговоров хорезмийский царь Фарасман или Фратаферн. В 1-х вв. н.э. Х. находился в зависимости от Кушанского царства. Бируни сообщает о воцарении в Х. в 305 царя Африга, об основании им новой династии и стр-ве цидатели-резиденции в г. Кят (близ совр. г. Бируни). В 712 Х. завоевали арабы. Сев. Х. Ургенч, правитель к-рого Мамун Ибн Мухаммед в 995 объед. Х. При нем и его преемнике Мамуне II Ибн Мамуне отмечается новый расцвет Х.; в это время в Ургенче работали такие крупнейшие ученые, как Бируни и Ибн Сина (Авиценна). В 1017 Х. завоевал султан Махмуд Газневи, в 1043 — сельджуки.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Хорезм
Государство Кангюй некоторые исследователи отождествляют с Хорезмом, Эта точка зрения возникла потому, что китайские источники вплоть до раннего средневековья не знают Хорезма, известного из древнеперсидских и античных источников. Возможно, что «Кангюй» китайских хроник — это название племэн, кочевавших к северо-востоку от Хорезма.
С конца IV по II в. до н. э. в Хорезме на смену старым сельским поселениям появляются укрепленные дома-массивы. Это связано с началом преобладания земледелия над скотоводством и с расширением ирригационной системы. Наряду с такими поселениями появляются и «города», представляющие собой скопления домов-массивов, защищенных общей стеной. Таковы, например, городища Джанбас-кала и Базар-кала. Получает значительное развитие ремесло, растет торговля, и усиливаются экономические связи Хорезма с другими странами.
В этот период происходят значительные изменения в военной организации и тактике хорезмийцев. Преобладающим родом войска в Хорезме была конница. До конца IV в. до н. э. она состояла из тяжеловооруженных всадников, частично копейщиков,
частично лучников. Эта армия, успешно отражавшая набеги иррегулярной конницы кочевников, оказалась недостаточно эффективной, когда на границах Хорезма появилась македонская армия, сомкнутый строй которой — македонскую фалангу — не могла преодолеть даже тяжеловооруженная конница массагетов. В связи с этим существовавшие в Хорезме до того раздельно два типа катафрактариев (тяжеловооруженных всадников) сливаются: они становятся конницей, вооруженной одновременно и для дальнего и для ближнего боя. Тактика этой конницы состояла в том, чтобы сперва расстроить сомкнутый строй пехоты противника градом стрел, а затем довершить ее поражение рукопашным боем.
После македонского завоевания Средней Азии Хорезм остался здесь единственным независимым государством. В нем искали опоры освободительные движения, происходившие в среднеазиатских сатрапиях царства Селевкидов. Так, в период отпадения Парфии на Хорезм ориентировались Аршакиды. Еще в первой половине II в. до н. э. начинается наступление Хорезма на эллинистическую Бактрию. Около 170 г. до н. э. Хорезм завоевывает Согдиану, а несколько позже — не входивший в состав Бактрии Чач, иначе Шаш (Ташкентский оазис).
Во второй половине II в. Хорезмийское государство граничило на юге с Парфией и Тохаристаном, на юго-востоке — с Ферганой, на востоке — с кочевьями усуней. На севере и на западе жили различные кочевые племена, частично зависимые от Хорезма.
После падения Греко-Бактрийского царства хорезмийские цари склонны были считать себя наследниками эллинистических царей Бактрии. Так, они начинают чеканить монету по образцу монет Эвкратида и с его именем. Наиболее ранними хорезмийскими монетами считаются две серебряные монеты безыменного хорезмийского царя конца I в. до н. э. Монеты снабжены титулатурой Эвкратида и характерной тамгой, подтверждающей их хорезмийское происхождение.
О социальном строе Хорезма в этот период (II в. до н. э.— I в. н. э.) известно пока немного. Кочевые племена, зависимые от Хорезма, находились на стадии разложения первобытно-общинного строя. В их быту имелись некоторые пережитки матриархата. Содержимое курганов свидетельствует о наличии в их среде имущественного неравенства. Значительное развитие керамического производства говорит о том что некоторые из этих племен вели полуоседлый образ жизни. Для оседлого населения Хорезма были, повидимому, характерны раннерабовладельческие отношения.
Наиболее распространенным в Хорезме видом религии в этот период были ранние формы зороастризма. В городах имелся так называемый «дом огня», являвшийся центром зороас трийского культа. С зороастризмом переплетались и более близкие крестьянству архаические культы богини плодородия и вод Ардвисуры-Анахиты и ее спутника— умирающего и воскресающего бога растительности Сиявуша. Среди кочевого населения были распространены характерные почти для всех центральноазиатских кочевников культы неба и небесных светил, а также культ предков.
ХОРЕЗМ
древнее гос-во в низовьях р. Амударьи. Первые упоминания о X. встречаются в Бехистунской надписи Дария и Авесте ((Яшт X. 14); многие исследователи, кроме того, отождествляют с X. авестийскую Арьянам-вайчах - первую зороастрийскую страну). В изучение истории X. значит. вклад внесли рус. ученые-востоковеды кон. 19 - нач. 20 вв. - В. В. Бартольд, Н. И. Веселовский, сов. историк А. Ю. Якубовский. Новый этап в изучении истории X. начат в 30-х гг. 20 в. работами Хорезмской археолого-этнографич. экспедиции АН СССР под рук. С. П. Толстова. Древнейшие археологич. памятники X. относятся к эпохе неолита. На терр. древней Акчадарьинскои дельты Амударьи открыты стоянки охотников и рыболовов, относящиеся к т. н. кельтеминарской культуре (4-3-е тыс. до н. э.). В эпоху энеолита (нач. 2-го тыс. до н. э.) потомки кельтеминарцев уже были знакомы с примитивным орошаемым земледелием и начатками скотоводства (ранний этап суярганской культуры). X. - один из древних очагов высокой земледельч. культуры. В сер. 2-го тыс. до н. э. на протоках Акчадарьинской дельты селятся земледельцы и скотоводы, оставившие множество поселений бронз. века и могильник (Кокча-3). На поселениях сохранились остатки домов-полуземлянок, следы развитой ирригационной сети, полей; среди находок - зернотерки, бронз. серпы. В результате смешения культуры местного суярганского населения со срубно-андроновской культурой пришельцев из степей юж. Приуралья сложилась Тазабагъябская культура, относящаяся к культурам степной бронзы. Но уже в кон. 2-го тыс. до н. э. вновь утвердилась местная культурная традиция (амирабадская культура, 9-8 вв. до н. э.). Еще более совершенствуется ирригац. земледелие, развивается скотоводство, оседлые поселения превращаются в большие (до 20 домов) деревни. В то же время в степях к С.-В. от оазиса, в низовьях Сырдарьи, складывается культура с преим. скотоводческим х-вом, носители к-рой все же теснейшим образом связаны с земледельческими оазисами (см. Тагискен (Северный)). На основе этой культуры позднего бронз. века в степях Приаралья складывается культура сако-массагетских племен (см. Тагискен (Южный), Уйгарак), на протяжении столетий культурно-исторически связанных с X. Полагают, что в 7-6 вв. до н. э. хорезмийцы, относимые Страбоном (XI, VIII, 8) к сако-массагетским народам, возглавляли конфедерацию племен, населявших почти всю Ср. Азию и часть Вост. Ирана, однако, возможно, наиболее развитые центры этого объединения (т. н. "Большого Хорезма") лежали в басс. Мургаба и Герируда. В Хорезмском оазисе дальнейшее совершенствование техники ирригац. земледелия, основанного уже на сооружении крупных магистральных каналов, явилось одним из решающих факторов в становлении древнехорезмийской государственности. В сер. 6 в. до н. э., вероятно при Кире II, X. вошел в состав Ахеменидов государства. На рубеже 6 и 5 вв. до н. э. о "городе Хорасмии" и стране хорезмийцев впервые свидетельствует древ.-греч. автор Гекатей Милетский (Fragm., 172, 173). К этому времени относится городище Кюзели-Гыр и ряд других поселений. Согласно Геродоту (III. 92-93), X. вместе с Парфией, Согдом и Арейей входил в состав XVI сатрапии гос-ва Ахеменидов. Анализ соч. Ктесия позволил предположить, что при Артаксерксе II (404-358) X. становится отдельной сатрапией. Ко времени вост. похода Александра Македонского X. уже независим: весной 328 до н. э. в ставку Александра прибыл для переговоров хорезмийский царь Фарасман (Арриан, IV, 15, 4-5) или Фратаферн (Курций Руф, VIII, 1, 8). В 4-3 вв. до н. э. X. переживает экономич. и культурный подъем: расширяются и совершенствуются оросит. системы, строятся новые города (Базар-Кала, Джанбас-Кала) и культовые центры (Кой-Крылган-Кала), развиваются ремесла и иск-во (см. Кангюйская культура). В кон. 1-го тыс. до н. э. в культуре X. отчетливо проявляется влияние степных племен, что, видимо, связано с ист. судьбами Кангюя. Многочисл. находки кушанских монет, стиль нек-рых памятников изобразит. иск-ва позволяют предположить, что в 1-х вв. н. э. X. находился в зависимости от Кушанского царства. В то же время о существовании в 3 в. н. э. местной династии свидетельствуют результаты раскопок дворца на городище Топрак-Кала. Док-тами на дереве и коже, найденными во дворце, в X. засвидетельствовано рабовладение; они датированы в годах т. н. "хорезмийской эры", начало к-рой приходится на сер. 1-го в. н. э. (применение ее археологически зафиксировано до 8 в.). Господствующей формой религии был местный вариант зороастризма. На нек-рых поселениях обнаружены "храмы огня". Изобразит. иск-во X., связанное с эллинистич. и индобуддийским искусством (Гандхара), было глубоко самобытным и оригинальным. Бируни сообщает о воцарении в X. в 305 царя Африга, об основании им новой династии и строительстве цитадели-резиденции в г. Кят (близ совр. г. Бируни). Он называет имена 21 хорезмийского царя (нумизматич. данные и нек-рые др. письм. источники подтвердили точность его списка для конца 7-8 вв.). 4-6 вв. - время начавшейся феодализации и формирования новой афригидской культуры (характерной для раннефеод. X. вплоть до 8 в.), в сложении к-рой большую роль сыграли окрестные степные племена. Резко сокращается ирригационная сеть, господствующие типы поселений этого времени - феод. усадьба, усадьба-замок и общинный дом, к-рые группируются вокруг относительно крупных феод. центров. В 712 X. завоевали арабы. После ряда восстаний населения X. араб. полководец Кутейба, как сообщает Бируни, поставил у власти своего ставленника. Древне-хорезмийской культурной традиции был нанесен сокрушительный удар. Но в Кяте вплоть до 10 в. продолжали править представители афригидской династии. Все большее значение приобретает столица Сев. X. Ургенч, правитель к-рого Мамун ибн Мухаммед в 995 объединил X. При нем и его преемнике Мамуне II ибн Мамуне отмечается новый расцвет X.; в это время в Ургенче работали такие крупнейшие ученые, как Бируни и Ибн Сина (Авиценна). В 1017 X. завоевал султан Махмуд Газневи, в 1043 - сельджуки. В кон. 11 в. в Ургенче пришла к власти новая династия великих хорезмшахов, представитель к-рой Атсыз (1127-56), продолжая политику собирания земель, начатую его предшественниками, подчинил всю сев.-зап. часть Ср. Азии. Его внук Алаэддин Текеш ибн аль-Арслан (1172-1200) освободил X. от сельджуков (1194). При сыне Текеша Мухаммеде (1200-20) гос-во великих хорезмшахов достигло наибольшего могущества. Его границы простирались от сев. берегов Каспия до Персидского зал. и от Кавказа до Гиндукуша. В 1220 это гос-во распалось в результате нашествий войск Чингисхана. X. вошел в состав улуса Джучи, а затем в золотоордынское ханство. Во 2-й пол. 14 в. X. переживал новый период расцвета, его столица Ургенч обогатилась великолепными постройками (мавзолей Тюрабек-Ханым и др.). Его правители приобрели фактич. независимость. К этому-времени, видимо, заканчивается процесс тюркизации языка хорезмийцев. В 1388 Тимур разрушил Ургенч и подчинил себе весь X. На протяжении почти столетия продолжалась борьба между Тимуридами и золотоордынскими ханами за обладание X. В 1505 X. попал под власть Шейбани-хана. В 1512 к власти в X. приходит узбекская династия, восходившая к Джучи; она правила до конца 17 в. Позднее фактич. правителями X. были военачальники из узб. рода Кунграт, как правило, номинально возводившие на трон кого-нибудь из Чингисидов. На рубеже 16-17 вв. столицей X. стала Хива (см. Хивинское ханство). Однако термин "Хивинское ханство" употребляется только в рус. и зап.-европ. лит-ре; в местной офиц. терминологии X. продолжал называться Хорезмским гос-вом, чем и объясняется наименование образовавшейся в 1920 Хорезмской народной советской республики. Лит.: Бартольд В. В., Туркестан в эпоху монгольского нашествия, Соч., т. 1, M., 1963; его же, Сведения об Аральском море и низовьях Аму-Дарьи с древнейших времен до XVII в., там же, т. 3, М., 1965; Якубовский А. Ю., Развалины Ургенча, "ИГАИМК", 1930, т. 6, в. 2; Толстов С. П., Древний Хорезм, М., 1948; его же, По следам древнехорезмийской цивилизации, М., 1948; его же, По древним дельтам Окса и Яксарта, М., 1962; Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, т. 1-9, М., 1952-73; Мат-лы Хорезмской археолого- этнографической экспедиции, в. 1-9, М., 1959-73; Неразик Е. Е., Сельские поселения афригидского Хорезма, М., 1966; Лившиц В. А., Хорезмийский календарь и эры Древнего Хорезма, в кн.: Палестинский сборник, в. 21 (84), Л., 1970. М. А. Итина, Ю. А. Рапопорт. Москва.