Хорикий
Хорикий
из Газы в Палестине, ок. 500-ок. 590 гг., греческий оратор. Был учеником Прокопия и наследником его кафедры риторики в Газе, христианином, автором нескольких сохранившихся похвальных речей в честь светских и церковных сановников (среди них 2 речи в честь епископа Маркиана содержащие описание церквей в Газе и их росписей), погребальных (над могилой матери, на смерть Прокопия) и свадебных (для своих учеников) речей. Написал также 14 лекций - диалектик (dialekseis) и школьных декламаций - мелетий (meletai). Представляет интерес юношеская апология Х. В защиту мимов (Hyper ton en Dionysu ton bion eikonizonton), представляющая ценный источник для изучения античных драматических форм. Аттицист, писал в риторическом стиле, старательно избегая несоответствий и используя акцентирующие паузы (клаузулы).
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
ХОРИКИЙ
VI в.) – уроженец палестинского города Газы, представитель ранневизантийской риторики, ученик известного ритора Прокопия Газского. Он возглавил риторскую школу в Газе в первые годы царствования Юстиниана (император с 527 по 565 гг.). Хорикий является автором энкомиев (Прокопию Газскому и др.), фиктивных, похвальных и полемических речей («Речь в защиту мимов», подвергшихся преследованию со стороны церкви, и др.), монодий, в которых античные традиции (ссылки на Гомера – 274 раза, Платона – 356 раз и др.) сочетались с христианскими мотивами и образами. В историю литературы Хорикий вошел как создатель психологического экфрасиса. В экфрасисе, посвященном церкви св. Сергия в Газе, он впервые описал цикл росписей из жизни Иисуса Христа. Они были расположены на сводах храма и состояли из 23 рядов картин, воспроизводивших евангельскую историю Христа («Благовещение», «Рождество», «Благовестие пастухов», «Брак в Кане» и др. Автор не только сообщил сведения об изображенном событии, но и обратился к собственному восприятию картины, акцентируя внимание на отсутствие бледности в лице Марии, свойственной роженицам, – знак божественного происхождения младенца, на позы пастухов, лицезревших ангела, на безразличие овец и чуткость собаки, уловившей присутствие «постороннего». Впоследствии приемы, выработанные Хорикием, будут использоваться другими авторами экфрасисов.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012