Хозрасчёт (хозяйственный расчёт)
Хозрасчёт (хозяйственный расчёт)
система экономических отношений, возникающая в процессе социалистического воспроизводства между обществом в целом и отдельными его производственными звеньями (предприятиями, объединениями) и между самими подразделениями по поводу общественно необходимых затрат труда и распределения чистого дохода предприятий. Государство организует хозяйственный расчёт, законодательно оформляя хозрасчётные отношения в правовых и административных актах. Хозрасчёт выступал как метод ведения хозяйства и управления, сущность которого состояла в том, что каждое предприятие в денежной форме соизмеряет затраты на производство и результаты своей хозяйственной деятельности, покрывало свои расходы денежными доходами от реализации продукции и обеспечивало рентабельность производства. Поэтому рентабельность и самоокупаемость составляли важнейшие особенности этого метода. Хозрасчёт, базировавшийся на общественной собственности на средства производства, отличался от коммерческого расчёта, служившего частным интересам. Хозяйственный расчёт осуществлялся в интересах всего общества, повышения благосостояния трудящихся. Он позволял сочетать интересы общества с интересами отдельных коллективов предприятий и каждого трудящегося. Основные принципы хозрасчёта: хозяйственная самостоятельность предприятий, материальная заинтересованность их коллективов и каждого отдельного работника в результатах своей хозяйственной деятельности, материальная ответственность за эти результаты, контроль рублём. Необходимым условием хозяйственной деятельности социалистических предприятий являлась их экономическая самостоятельность в рамках централизованного государственного планирования в соответствии с потребностями общественного воспроизводства в целом. Система плановых показателей определяла в соответствии с народно-хозяйственным планом основные параметры деятельности предприятий: объём производства и реализации продукции, её основную номенклатуру и показатели качества, общий фонд заработной платы, рост производительности труда, общую сумму прибыли, рентабельность, платежи в бюджет и ассигнования из бюджета, объём капитального строительства, материально-техническое снабжение. Те же показатели лежали в основе оценки деятельности предприятий, объединений, министерств и эффективности и качества их работы. На основе централизованных показателей предприятия разрабатывали конкретные плановые задания по себестоимости продукции, численности работников, средней заработной плате и т. д.; организовывали труд и оплату труда; привлекали рабочую силу, обеспечивали подготовку и использование кадров, устанавливали формы оплаты труда, разряды работ и рабочих, утверждали новые и пересматривали действующие нормы выработки, решали вопросы материально-технического снабжения и сбыта. Предприятия распоряжались закрепленными за ними ресурсами, расходовали на собственные нужды часть полученной ими прибыли. Важный принцип хозрасчёта – материальная заинтересованность в результатах труда. Он обеспечивал заинтересованность каждого работника в коллективных результатах деятельности предприятия через систему хозрасчётного стимулирования. Для этого на предприятиях за счёт прибыли формировались фонды экономического стимулирования : фонд материального поощрения, являвшийся основным источником поощрения работников в форме премий; фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, расходы которого тратились на улучшение культурно-бытового обслуживания работников; фонд развития производства, служивший источником финансирования капитальных вложений, использовавшихся для расширения производства, внедрения новой техники, освоения новых видов продукции, модернизации и обновления основных фондов. Хозрасчётное предприятие несло материальную ответственность перед государством за выполнение плановых заданий, рациональное использование ресурсов, возмещение текущих затрат, своевременные и полные расчёты с государственным бюджетом и кредитной системой, формирование фондов материального стимулирования, создание необходимых накоплений для расширения производства. Внеплановые убытки предприятия покрывались за счёт собственных ресурсов. Они также несли материальную ответственность и перед другими предприятиями за полное и своевременное выполнение обязательств, предусмотренных хозяйственными договорами, которые являлись важнейшим инструментом хозрасчётных отношений между предприятиями. В хозяйственном договоре конкретизировались задания народно-хозяйственного плана, обеспечивалось соответствие производства и поставок продукции реальным нуждам её потребителей. Хозрасчёт был основан на использовании товарно-денежных отношений, в частности таких категорий, как цена, прибыль, себестоимость продукции и т. п. Контроль со стороны общества за деятельностью предприятий в денежной форме осуществлялся путём сопоставления доходов с расходами через выполнение плана по прибыли и рентабельности производства, в процессе кредитования их деятельности. Все формы денежного контроля побуждали предприятия рационально использовать средства, улучшать показатели хозяйственной деятельности, осуществлять режим экономии. В дальнейшем развитие хозрасчёта в условиях так называемого «развитого социализма» предполагало: укрепление основного хозрасчётного звена предприятия путём создания производственных объединений; расширение сферы хозрасчётных отношений; перевод на хозяйственный расчёт предприятий всех отраслей материального производства; последовательное осуществление всех принципов хозрасчёта; вовлечение в орбиту хозрасчётного стимулирования тех сторон деятельности предприятия, которые обеспечивали повышение её эффективности. Главной проблемой совершенствования хозрасчёта называлась ориентация производства на конечные результаты, соответствие выпускаемой продукции общественным потребностям, на выполнение хозяйственных договоров. Лучшее использование производственных фондов и государственных средств стимулировалось платой за фонды, и процентами за кредит. Поскольку результаты хозяйственной деятельности предприятия в целом зависели от работы его подразделений (основных производственных и вспомогательных цехов, участков, бригад, служб), отношения между внутрипроизводственными звеньями и предприятием служили основой внутрихозяйственного расчёта. По мере роста эффективности общественного производства аппарат управления вышестоящих звеньев должен был непосредственно вовлекаться в производственно-экономический процесс. Хозрасчёт приобретал новые формы. Например, с созданием всесоюзных (республиканских) государственных хозрасчётных промышленных объединений возникли хозрасчётные отношения между отдельными самостоятельными единицами – производственными предприятиями (объединениями предприятий), входившими в промышленные объединения, и хозрасчётные отношения самого объединения как единого целого с государством. Эти отношения охватывали весь процесс производства – от разработки проектных решений до освоения и выпуска готовой продукции. Предприятия, входившие в промышленные объединения, должны были обеспечивать самоокупаемость и окупаемость промышленного объединения как единого хозрасчётного комплекса за счёт результатов своей деятельности. Хозрасчётные отношения комплекса реализовались путём создания и использования централизованных фондов промышленного объединения: развития производства, материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилого строительства, научных исследований, освоения новой техники, экспортного производства, резервного фонда и другое. Этим обеспечивалась централизация средств, необходимая для проведения единой политики в решении задач расширенного воспроизводства, научно-технического прогресса и т. п. в рамках целой отрасли. С расширением сферы хозрасчётных отношений их элементы проникали в деятельность министерств. Более поздний этап социалистической экономики характеризовался переводом на хозрасчёт не только промышленных, но и производственных предприятий других отраслей народного хозяйства: транспортных, строительных, снабженческих, издательств и т. д. На хозрасчётных началах в социалистической экономике функционировал также ряд организаций непроизводственной сферы (например, платные поликлиники). Хозрасчётные принципы хозяйствования являются общими для всех предприятий. Однако особенности отрасли влияют на характер организации деятельности на основе хозрасчёта. Наибольшая специфика существовала в сельском хозяйстве. Она объяснялась переплетением в нём экономических и естественно-биологических процессов, определявших особый ритм производства и кругооборота средств. Поэтому в сельском хозяйстве особенно существенны самостоятельность предприятий, широкое использование кредита. Земельная рента как особая форма избыточного прибавочного продукта вызывала необходимость создания равных условий хозяйствования, обеспечения рентабельности аграрных предприятий в различных зонах, стимулирования интенсификации производства. Важную роль в этом играло распределение ренты между предприятиями и государством путём дифференциации цен на сельскохозяйственную продукцию в зависимости от природно-климатических условий, взимания подоходного налога с колхозов и т. д.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018