ХРАМ СВ. СОФИИ
ХРАМ СВ. СОФИИ
в Фессалонике, заложенный в V в. и достроенный в первой половине VIII в., позволяет проследить, что переход от купольной базилике к более просторной пятинефной крестовокупольной церкви осуществлялся за счет расчленения каждого подкупольного столба еще на четыре опоры. Особенностью этого сооружения являлось также то, что западная сторона креста была значительно длиннее равных друг другу северного, восточного и южного концов креста, которые составляли ? глубины западного конца и 1/3 диаметра купола. Это позволило зодчим увеличить глубину боковых цилиндрических сводов, создать еще два нефа между боковыми и придвинуть купол на высоком барабане ближе к алтарю, что нарушило центричность интерьера среднего нефа. Свободно стоящиеподкупольные столбы стали более массивными, а подкупольные помещения более просторными. Центральный неф отделялся от боковых аркадами, которыеопирались на столбы, чередующиеся с двумя колоннами, (количество опор было нечетным, а количество проемов четным), и был окружен с трех сторон внутренним обходом. С западной стороны центральная часть отделялась от обхода стеной с одним дверным проемом в ней. В храме, относившемся к типу церквей в Никее, не было нартекса.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012
ХРАМ СВ. СОФИИ
в Трапезунде, сооруженный из сероватожелтого камня в 1204 г., первоначально имел базиликальную форму, возможно, с деревянным куполом. В XIII в., в период правления Великих Комнинов, сделавших Трапезунд столицей новой империи, храм св. Софии приобрел важное политическое и религиозное значение, которое прежде имела константинопольская София, захваченная крестоносцами. Трапезундский храм, ктитором которого стал Мануил I (1238 – 8263), был переделан в крестовокупольный с довольно широким подкупольным пространством, двумя сильно выступающими притворами (нартексами), куполом на барабане и трехсторонней галереей, окружавшей храм. Как и в ранневизантийских церковных сооружениях Сирии и Малой Азии, небольшие арочные окна в виде горизонтальных лент и стены, выложенные кладкой из широких и узких рядов тесаного камня и завершенные прямыми линиями узких плоских карнизов и фронтонов (треугольная плоскость, ограниченная двумя скатами крыши), почти не имели декоративных деталей. Резной фриз украшал лишь южный портик (в правой части грехопадение Адама и Евы, в левой – их изгнание из рая). Изображение одноглавого орла было помещено на фронтоне южного портала и над центральными окнами главной апсиды. На внешней стене колокольни св. Софии сохранились мозаичные изображения трапезундских императоров Алексея IV и Иоанна IV, стоявших по обеим сторонам от Богоматери с младенцем. Предполагают, что к 1260 г. храм был украшен мозаичными сценами, фресками, скульптурным декором с растительным орнаментом, изображением людей и животных. В южном атриуме сохранились статуи. Безямянные создатели фресковых композиций (сцены «Насыщение пяти тысяч», «Исцеление дочери хананеянки» и др.) продолжили художественные традиции византийской живописи XII в. Фрески отличаются динамичными выразительными композициями, умением художников передать эмоциональное состояние (волнение матери, метания беса, ужас исцеляемой дочери и др.) и характер персонажей с помощью экспрессивных поз, жестов, ярких, насыщенных красок. Как и в других трапезундских церквах, в св. Софии на стенах нартексов были изображены император Мануил I и Алексей III со своим двором. После турецкого завоевания храм св. Софии был превращен в мечеть, а все росписи были покрыты побелкой, которую впоследствии удалили. Расчисткой фресок занималась экспедиция под руководством известного искусствоведа Д. Тальбот Райса и Д.Уинфилда.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012
ХРАМ СВ. СОФИИ
греч. Hagia Sophia – священная мудрость) в Константинополе – уникальный памятник византийской архитектуры, соединивший в себе трехнефную базилику и крестовокупольную формы, – был сооружен зодчими Анфимием и Исидором в 532 – 237 гг. на месте базилики «Святой Премудрости» (св. Софии), которая была построена на самом высоком холме над берегом Мраморного моря в царствование Константина I в 326 г. и перестроена Феодосием I (379 – 995). Базилика сгорела во время восстания «Ника» (532 г.), и император Юстиниан приказал возвести новое здание, которое соответствовало бы величию василевса. Колоссальный купол (в диаметре 31,5 м) нового храма (длина 77 м), который был возведен на четырех столбах, выложенных из отесанных блоков известняка, по углам центрального квадрата при помощи треугольных изогнутых парусов и перекрывавший на сорокаметровой высоте огромный средний неф, казался византийцам небесной обителью Бога, а столбы – соединением неба и земли. К центральному куполу, выложенному из кирпича на толстом слое раствора, с восточной и западной сторон были приставлены по два полукупола с окнами, расположенными ниже сорока окон барабана, который как бы отрезал купол от радиальных арок. Это создавало впечатление вознесения ввысь и парения в воздушном пространстве храма. Полукупола опирались на своды полуциркульных ниш (экседр), по три с обеих сторон. С наружными стенами, возведенными из кирпича, собор был соединен восемью столбами, являющимися контрфорсами. В сочинениях византийских писателей указывалось, что для укрепления стен использовались прокладки из одного ряда тесаного кирпича, а в особо опасных местах – из свинца. Внутреннее пространство храма было разделено колоннами и тонкими стенками на три нефа: колоссальный по размерам центральный неф, где происходило богослужение в присутствии императора со своим окружением, и боковые – для паствы. Боковые нефы были перекрыты сводами, опиравшимися на два ряда колонн: по четыре внизу и по шесть в галереях второго этажа. Колонны (более ста) с преобладанием темнокрасного, серого, темнозеленого и черного цветов привозились в Константинополь из разрушенных античных святилищ Рима, Эфеса и других городов. В поперечной галерее (нарфик), примыкавшей к храму, находилось девять бронзовых дверей, одна из которых была настолько грандиозной и величественной, что, по утверждению ромеев, предназначалась для самого Бога и его посредника на земле – императора («царские врата»). В южной пристройке к храму имелся митаторий – место отдыха императора и патриарха после литургии. Алтарь отделялся от молящихся невысокой преградой, за которой располагался небесный мир. В алтаре находился престол, выкованный из сплава золота и серебра с инкрустациями из самоцветов. Над ним – киворий (греч. «дарохранительница») в виде шатра на четырех серебряных колоннах. Напротив алтаря – амвон с шатровой сенью, опиравшейся на восемь мраморных колонн. С западной стороны располагался украшенный колоннадами атриум с мраморным бассейном для омовения лица и рук. К южной стороне храма примыкал форум Августейон. Храм св. Софии поражал богатством декоративного убранства интерьера. Стены нартекса, нефов, галерей, были облицованы бледнорозовым и бледнозеленым мрамором. Разноцветный мрамор покрывал также полы. В эпоху Юстиниана купол и своды различных частей здания, были украшены декоративными мозаиками с изображением креста, уничтоженными иконоборцами. С восстановлением иконопочитания на протяжении IX – XIII вв. храм св. Софии украшался мозаичными композициями, которые располагались в соответствии с местом, занимаемым святым в божественной иерархии. В центральном куполе было помещено мозаичное изображение Иисуса ХристаПантократора, завораживавшее верующих пронизывающим взглядом темных глаз. Он изображался в окружении архангелов – воинов Христовых. Между окнами подкупольного барабана размещались изображения апостолов – учеников Иисуса Христа. На парусах находились изображения евангелистов Марка, Матфея, Иоанна и Луки, описавших земную жизнь Спасителя и суть его учения. Столбыустои стали местом изображения мучениковсвятых, пострадавших за веру. В апсиде находилась сидящая на троне Богоматерь в пурпурном мафории и темносиних одеждах. Над дверью, ведущей из внутреннего нартекса в храм, – изображение императора Льва VI Мудрого (886 – 612) перед Христом на троне, по сторонам от которого расположены медальоны Богоматери и архангела Михаила. К этому же времени относилась каноническая мозаичная композиция, воспроизводившая образ одного из «отцов церкви» – Иоанна Златоуста с вытянутым, аскетическиизнуренным лицом, небольшой остроконечной бородой и округлой лысиной на голове. При Василии II (976 – 6025) была создана мозаика над дверью из южного вестибюля, на которой императоры Константин I с макетом Константинополя и Юстиниан с макетом храма св. Софии преподносили свои дары Богоматери. На мозаиках южной галереи был изображен Христос на троне, по сторонам от него – император Константин Мономах (1042 – 2055), его супруга императрица Зоя, Богоматерь с младенцем Христом между Иоанном II Комниным (1118 – 8143) и императрицей Ириной. В храме св. Софии происходили церемонии коронования императоров и назначения патриархов. В нем хранилась корона, которой венчали василевсов. С 1329 г. храм стал местом заседаний «вселенского суда ромеев», учрежденного Андроником III Палеологом. Большой популярностью пользовалась богатая храмовая библиотека для преподавателей и учащихся патриаршей школы. Иосиф Вриенний завещал храму свою личную библиотеку, содержавшую сочинения отцов церкви и классическую литературу. По свидетельству русского путешественника XII в. храм св. Софии имел до 3000 священнослужителей, из которых 500 получали регулярную плату (ругу). Восторженное описание храма дали Прокопий Кесарийский, Павел Силентиарий, Корипп, который назвал св. Софию чудом света, точно отображавшим небо, и другие византийские деятели. После падения Византийской империи в 1453 г. турки переделали храм под мечеть, пристроив четыре минарета и замазав известью великолепные мозаики. Центральный неф использовался как церемониальный зал, в котором султаны объявляли народу об одержанных победах и начавшихся войнах. С 1932 г. в храме св. Софии начались работы по расчищению мозаик. В 1934 г. в нем был создан музей византийской и исламской культур.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012