Хренников, Тихон Николаевич
Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.
В 1948 по предложению И.В. Сталина назначен генеральным секретарем правления Союза композиторов СССР. Хренников был одним из руководителей Комитета по Сталинским премиям. Он каждый год представлял в Политбюро ЦК ВКП(б) для утверждения список лауреатов.
Хренников пишет, что И.В. Сталин всегда принимал самое активное участие в обсуждении кандидатур и произведений в области музыки, как равно и в области литературы, кино и науки. «Практически он знал все, обо всем имел полное представление. Сталин производил сильное впечатление. Это был, конечно, человек незаурядный. С ним можно было спорить, и иногда он даже принимал предложения, которые противоречили его собственным. Мне, как и Фадееву, доводилось дискутировать со Сталиным. Я, например, добивался, чтобы Сталинскую премию получили Шостакович, Прокофьев. Но более близкого отношения между нами не было, на свою дачу он меня не приглашал».
В музыкальных кругах говорили, что И.В.Сталин советовал Т.Н. Хренникову написать оперу об Иване Грозном, хотя этот образ и получил воплощение в русской опере.
В одной из бесед Тихон Николаевич говорил, что с И.В.Сталиным было интересно и отчасти трудно разговаривать о музыке. По его мнению, Сталин музыку знал лучше, чем кто‑либо из нас, композиторов. Он обстоятельно характеризовал особенности русской, украинской, грузинской музыкальной культуры, высказывался точнее, нежели иные музыковеды о творчестве композитора, о котором заходила речь.
Жена (с 1936) – Клара Арнольдовна Вакс (ум. 23.9.2001), муз. критик, нач. пресс?бюро Союза композиторов.
Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013
(род. 10.VI.1913 в Ельце Орловской губ.) — сов. композитор, пианист, педагог, муз.-общественный деятель. Музыкальное дарование проявил в раннем возрасте: пел в школьном хоре, играл на гитаре, с 9 лет обучался игре на фп.; первые педагоги М. Кветон, В. Агарков, А. Варгунина; в 13 лет начал сочинять музыку. По окончании школы (1929) переехал в Москву, где получил дальнейшее муз. образование: с 1929 по 1932 в муз. техникуме им. Гнесиных (фп. — Э. Гельман, композиция — М. Гнесин, Г. Литинский), с 1932 — в консерватории, которую оконч. с отличием в 1936 по кл. композиции В. Шебалина (дипломная работа — I симфония). С 1941 по 1954 зав. муз. частью Центр. театра Сов. Армии. В годы Великой Отечественной войны создал ряд военно-патриотических песен, вел интенсивную шефскую работу в армии, часто выезжал на фронт, День Победы встретил в Берлине. В послевоенные годы приступил к педагогической работе в Муз.-педагогическом институте им. Гнесиных, с 1962 — в консерватории (с 1966 профессор). На протяжении многих лет. X. ведет большую, разностороннюю общественную деятельность. С 1948 генеральный (ныне первый) секретарь СК СССР, с того же года — президент муз. секции ВОКС (ныне Союз обществ дружбы с зарубежными странами), чл. Советского комитета защиты мира, зам. пред. Комитета по Ленинским и Гос. премиям СССР. Неоднократно представлял сов. муз. искусство за рубежом как композитор и участник съездов, конференций, дискуссий и т. п. С 1976 действит. чл. Тиберийской академии (Италия). С 1950 депутат Верховного Совета РСФСР, с 1962 — Верховного Совета СССР. На XXII съезде КПСС избран в чл. Центральной ревизионной комиссии ЦК КПСС, на XXV съезде — кандидатом в чл. ЦК КПСС. Заслуги X. перед сов. искусством отмечены присвоением ему почетных званий нар. арт. РСФСР (1955), нар. арт. СССР (1963) и награждением орденами Ленина (1963, 1971, 1973), Трудового Красного Знамени (1966). X. — лауреат Гос. премий СССР (1942, 1946, 1951, 1967), Ленинской премии (1972), Герой Социалистического Труда (1973). Музыка X., глубоко русская по интонационному строю, искренняя и эмоционально правдивая, ярко образная, убедительно раскрывает такие стороны его творческого облика, как оптимизм мировосприятия, опора на мелодику, стремление к простоте, ясности изложения, темперамент, цепкая хватка явлений действительности, добродушный юмор.
Соч.: оперы "В бурю" (1939, нов. ред. 1952), "Фрол Скобеев" (1950, нов. ред. "Безродный зять", 1963), "Мать" по повести Горького (1957); дет. опера "Мальчик-великан" (1970); балеты "Наш двор", "Любовью за любовь" (1976); оперетты "Сто чертей и одна девушка" (1963), "Белая ночь" (1967); 3 симфонии (1935, 1940—42, оконч. ред. 1944, 1973); концерты для фп. (1933, 1972), скр. (1959, 1976), влч. (1964) с орк.; сюиты для орк. и певцов-сол. из музыки к пьесам Шекспира "Много шума из ничего" (1936) и Булгакова "Дон Кихот" (1941); для фп. 5 пьес (1933), 3 пьесы (1935); романсы на ст. Пушкина, Есенина, Бернса, св. 50 песен; музыка к спект., в т. ч. "Мик" Шестакова, "Концерт" Файко, "Дон Кихот" Булгакова, "Давным-давно" Гладкова, "Много шума из ничего" Шекспира, "Романтики" Ростана и др.; музыка к к/ф, в т. ч. "Свинарка и пастух", "Возвращайся с победой", "В шесть часов вечера после войны", "Поезд идет на восток", "Донецкие шахтеры", "Верные друзья", "Гусарская баллада", "Капитанская дочка" и др.
Хренников, Тихон Николаевич
Композитор, профессор Московской государственной консерватории, народный артист России, СССР, Герой Социалистического Труда; родился 10 июня 1913 г. в г. Ельце Орловской области; окончил Московскую государственную консерваторию; 1948—1991 — был генеральным секретарем и первым секретарем Союза композиторов СССР; с 1992 г. входит в комитет по наследию Ф. И. Шаляпина при Всероссийском фонде культуры; лауреат Государственных премий СССР, России, Сталинских и Ленинской премии; автор опер "В бурю", "Любовью за любовь", "Мать", музыки к спектаклям и кинофильмам "Гусарская баллада", "Свинарка и пастух", "В шесть часов вечера после войны", инструментальных и симфонических концертов.
«О чем я пишу? О любви к жизни. Я люблю жизнь во всех ее проявлениях и высоко ценю в людях жизнеутверждающее начало». В этих словах - главное качество личности замечательного советского композитора, пианиста, крупного общественного деятеля.
«Моей мечтой всегда была музыка». Осуществление этой мечты началось в детстве, когда будущий композитор жил с родителями и многочисленными братьями и сестрами (он был последним, десятым ребенком в семье) в Ельце. Правда, музыкальные занятия в то время носили довольно случайный характер. Серьезная профессиональная учеба началась в Москве, в 1929 г. в музыкальном техникуме им. Гнесиных у М. Гнесина и Г. Литинского и продолжалась затем в Московской консерватории в классе композиции В. Шебалина (1932-36) и в классе фортепиано Г. Нейгауза. Еще будучи студентом, Хренников создал свой Первый фортепианный концерт (1933) и Первую симфонию (1935), сразу же завоевавшие единодушное признание как слушателей, так и профессиональных музыкантов. «Горе, радость, страдание и счастье» - так определил замысел Первой симфонии сам композитор, и это жизнеутверждающее начало стало главной чертой его музыки, всегда сохраняющей юношеское ощущение полнокровности бытия. Присущая этой симфонии яркая театральность музыкальных образов явилась еще одной характерной особенностью стиля композитора, определившей в будущем постоянный интерес к музыкально-сценическим жанрам. (В биографии Хренникова имеется даже... актерское выступление! В кинофильме режиссера Ю. Райзмана «Поезд идет на Восток» (1947) он сыграл роль Матроса.) Дебют Хренникова - театрального композитора состоялся в Московском театре для детей, руководимом Н. Сац (пьеса «Мик», 1934), но настоящий успех пришел, когда в Театре им. Е. Вахтангова была поставлена комедия В. Шекспира «Много шума из ничего» (1936) с музыкой Хренникова.
Именно в этой работе впервые в полной мере раскрылся щедрый мелодический дар композитора, в котором заключается главный секрет его музыки. Песни, прозвучавшие здесь, сразу же сделались необычайно популярными. И в последующих работах для театра и кино неизменно появлялись новые песни, тут же уходившие в быт и до сих пор не утратившие своего обаяния. «Песня о Москве, Как соловей о розе. Лодочка, Колыбельная Светланы, Что так сердце растревожено, Марш артиллеристов» - эти и многие другие песни Хренникова начинали свою жизнь в спектаклях и фильмах.
Песенность стала основой музыкального стиля композитора, а театральность во многом определила принципы музыкального развития. Музыкальные темы-образы в его произведениях легко трансформируются, свободно подчиняются законам различных жанров - будь то опера, балет, симфония, концерт. Этой способностью к всевозможным метаморфозам объясняется и такая характерная черта творчества Хренникова, как неоднократное возвращение к одному и тому же сюжету и, соответственно, музыке в различных жанровых вариантах. Например, на основе музыки к спектаклю «Много шума из ничего» создается комическая опера «Много шума из-за... сердец» (1972) и балет «Любовью за любовь» (1982); музыка к спектаклю «Давным-давно» (1942) возникает в фильме «Гусарская баллада» (1962) и в одноименном балете (1979); музыка к кинофильму «Дуэнья» (1978) используется в опере-мюзикле «Доротея» (1983).
Один из наиболее близких Хренникову жанров - музыкальная комедия. Это естественно, ибо композитор любит шутку, юмор, легко и непринужденно включается в комедийные ситуации, остроумно их импровизирует, как бы предлагая всем разделить радость веселья и принять условия игры. Однако при этом он нередко обращается и к темам, далеко не только комедийным. Так. либретто оперетты «Сто чертей и одна девушка» (1963) составлено по материалам из жизни религиозных сектантов-изуверов. С серьезными проблемами нашей современности перекликается замысел оперы «Золотой теленок» (по одноим. роману И. Ильфа и Е. Петрова), ее премьера состоялась в 1985 г.
Еще во время учебы в консерватории у Хренникова возникла мысль написать оперу на революционную тему. Он осуществил ее позже, создав своеобразную сценическую трилогию: оперы «В бурю» (1939) на сюжет романа Н. Вирты. «Одиночество» о событиях революции, «Мать» по М. Горькому (1957), музыкальную хронику «Белая ночь» (1967), где в сложном переплетении событий показана русская жизнь в канун Великой Октябрьской социалистической революции.
Наряду с музыкально-сценическими жанрами важное место в творчестве Хренникова занимает инструментальная музыка. Он автор трех симфоний (1935, 1942, 1974), трех фортепианных (1933, 1972, 1983), двух скрипичных (1959, 1975), двух виолончельных (1964, 1986) концертов. Жанр концерта особенно привлекает композитора и предстает у него в изначальном классическом предназначении-как увлекательное праздничное состязание солиста и оркестра, близкое столь любимому Хренниковым театральному действу. Присущая жанру демократическая направленность совпадает с художественными намерениями автора, всегда стремящегося к общению с людьми в самых разнообразных формах. Одна из таких форм - концертная пианистическая деятельность, которая началась 21 июня 1933 г. в Большом зале Московской консерватории и продолжается уже более полувека. В молодости, будучи студентом консерватории, Хренников написал в одном из писем: «Сейчас обратили внимание на повышение культурного уровня... Мне страшно хочется заняться... большой общественной работой именно в этом направлении».
Слова оказались пророческими. В 1948 г. Хренников был избран Генеральным, с 1957 г. - первым секретарем правления Союза композиторов СССР.
Наряду с огромной общественной деятельностью Хренников долгие годы преподает в Московской консерватории (с 1961). Кажется, что этот музыкант живет в каком-то особом ощущении времени, бесконечно раздвигая его рамки и наполняя огромным количеством дел, которые трудно представить в масштабах жизни одного человека. /О. Аверьянова/
Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.