Хрисипп
Хрисипп
в греческой мифологии сын Пелопа и нимфы Аксиохи. Был похищен и соблазнен Лаем. Опозоренный Хрисипп наложил на себя руки, а Пелоп проклял Лая и весь его род.
ХРИСИПП
герой сказаний, сын элидского царя Пелопcа и нимфы Аксиохи, юноша редкой красоты. По преданию, за то что отец любил его больше, чем других сыновей, Атрея и Фиеста, те убили Хрисиппа.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Хрисипп
греческий философ-стоик III в. до Р.Х., чрезвычайно плодовитый писатель, написавший более 700 сочинений, которые до нас не дошли. Сохранившиеся фрагменты его «Жизнеописаний» содержат интересную историческую информацию.
Источник: Словарь античных историков. 2011
ХРИСИПП
в греч. миф. сын Пелопа и нимфы Аксиохи. По одной версии мифа, его похитил и соблазнил Лай; опозоренный Х. наложил на себя руки, а Пелоп проклял Лая и весь его род. По др. версии, Х. убили его сводные братья Атрей и Фиест, к-рых подговорила к этому их мать Гипподамия, боявшаяся, что Х. как старший сын Пелопа лишит наследства ее сыновей. За убийство Х. Пелоп изгнал и проклял Атрея и Фиеста.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Хрисипп
род. ок. 280 до н. э. в Солах (Киликия), ум. ок. 204, греч. философ, стоик. Путем систематизации и совершенствования учения своих предшественников Зенона из Китиона и Клеанфа придал др. стоической философии ее общераспространенный образ. Важнейшей философской дисциплиной X. считал этику. Он проиллюстрировал ее на созданной им модели мудреца, свободного от аффектов, который живет в согласии с природой, благодаря чему достигает душевного покоя, а значит, и счастья. Представление о предопределении всех событий божеств, провидением вело, применительно к физике, к материалистич. предположению о всеобщей причинности. Логика X. примыкает к аристотелевской и дополняет ее попытками счисления предикатов. За основу познания X. принимает чувств, восприятие. От его многочисл. трудов, охватывающих различные отрасли знания, сохранились лишь фрагменты.
Источник: Словарь античности. 1989
ХРИСИПП
• Chrusippus,
?????????,
1. см. Atreus, Атрей;
2. X. стоик, родился ок. 282 г. до Р. X. и умер ок. 208 г., сын Аполлония, из Тарса или Сол (?????, Солы) в Киликии, в Афинах ученик Клеанфа и, может быть, также Зенона, по другим свидетельствам — также академиков Аркесилая и Лакида, по смерти Клеанфа преемник его по кафедре в Стое. Отличаясь остроумием и диалектической изворотливостью, он скоро сделался опорой школы, так что о нем можно было сказать: ??? ??? ???? ?? ?????????, ???? ???? ?? ????. Его производительность была необыкновенная: ему приписывают 705 сочинений. Diog. Lanrt. 7, 7, 180. Он обращался более к практической стороне и к ифике, опровергал господствовавшее тогда теоретическое направление перипатетиков и положил основание науке естественного права. Он писал также комментарии к Гомеру, Гесиоду и Пиндару. Монограф. С. Petersen (Alt. 1827) и Baguet (L?wen 1822);
3. образованный вольноотпущенник (libertus) Цицерона, который приставил его к своему сыну Марку. Когда X. тайно оставил последнего и оказался виновным в других преступлениях, Цицерон объявил отпущение его на волю недействительным. Cic. ad Att. 7, 2, 8. 5, 3.
?????????,
1. см. Atreus, Атрей;
2. X. стоик, родился ок. 282 г. до Р. X. и умер ок. 208 г., сын Аполлония, из Тарса или Сол (?????, Солы) в Киликии, в Афинах ученик Клеанфа и, может быть, также Зенона, по другим свидетельствам — также академиков Аркесилая и Лакида, по смерти Клеанфа преемник его по кафедре в Стое. Отличаясь остроумием и диалектической изворотливостью, он скоро сделался опорой школы, так что о нем можно было сказать: ??? ??? ???? ?? ?????????, ???? ???? ?? ????. Его производительность была необыкновенная: ему приписывают 705 сочинений. Diog. Lanrt. 7, 7, 180. Он обращался более к практической стороне и к ифике, опровергал господствовавшее тогда теоретическое направление перипатетиков и положил основание науке естественного права. Он писал также комментарии к Гомеру, Гесиоду и Пиндару. Монограф. С. Petersen (Alt. 1827) и Baguet (L?wen 1822);
3. образованный вольноотпущенник (libertus) Цицерона, который приставил его к своему сыну Марку. Когда X. тайно оставил последнего и оказался виновным в других преступлениях, Цицерон объявил отпущение его на волю недействительным. Cic. ad Att. 7, 2, 8. 5, 3.
Хрисипп
281/278-208/205 до н. э.)
Греческий философ, стоик. Диоген Лаэртский писал о нем: "Слава его в искусстве диалектики была такова, что многим казалось: если бы боги занимались диалектикой, они бы занимались диалектикой по Хрисиппу".
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
сын Пелопа и нимфы Аксиохи. Был убит сводными братьями, сыновьями второй жены отца Гипподамии - Атреем и Фиестом, которых подговорила мать, опасавшаяся, что Х. как старший сын станет единственным наследником отца. За убийство Х. Пелоп изгнал и проклял Атрея и Фиеста. По другому мифу, Х. похитил и надругался над ним Лай, а опозоренный юноша покончил с собой. За это Гера, хранительница нравственной чистоты, наслала на владения Лая Сфинкс и определила, что Лая убьет его сын.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
(ок. 280 - ок. 204)
др.-гр. философ-стоик, ученик Зенона и Клеанфа и преемник последнего во главе Стой с 232. Происх. из Сол (Киликия). Диоген Лаэртский приписывает X. авторство 705 соч. по логике и этике, от к-рых сохран. лишь фр-ты. X. разработал осн. положения стоической логики, к-рая включала в себя теорию познания, учение о языке и силлогистику. X. различал судьбу и необходимость, в учении о причинности стал выделять гл. и содействующие причины. Утверждал единство души и ума и считал челов. эмоции ошибочными суждениями. В стоической диалектике X. принадлежит разработка теории суждений, а в этике - учение о стремлении к самосохранению.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Греческий философ, стоик. Диоген Лаэртский писал о нем: "Слава его в искусстве диалектики была такова, что многим казалось: если бы боги занимались диалектикой, они бы занимались диалектикой по Хрисиппу".
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
сын Пелопа и нимфы Аксиохи. Был убит сводными братьями, сыновьями второй жены отца Гипподамии - Атреем и Фиестом, которых подговорила мать, опасавшаяся, что Х. как старший сын станет единственным наследником отца. За убийство Х. Пелоп изгнал и проклял Атрея и Фиеста. По другому мифу, Х. похитил и надругался над ним Лай, а опозоренный юноша покончил с собой. За это Гера, хранительница нравственной чистоты, наслала на владения Лая Сфинкс и определила, что Лая убьет его сын.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
(ок. 280 - ок. 204)
др.-гр. философ-стоик, ученик Зенона и Клеанфа и преемник последнего во главе Стой с 232. Происх. из Сол (Киликия). Диоген Лаэртский приписывает X. авторство 705 соч. по логике и этике, от к-рых сохран. лишь фр-ты. X. разработал осн. положения стоической логики, к-рая включала в себя теорию познания, учение о языке и силлогистику. X. различал судьбу и необходимость, в учении о причинности стал выделять гл. и содействующие причины. Утверждал единство души и ума и считал челов. эмоции ошибочными суждениями. В стоической диалектике X. принадлежит разработка теории суждений, а в этике - учение о стремлении к самосохранению.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Хрисипп
из Солои, ок. 277-ок. 208 гг. до н. э., греческий философ, вероятно, семитского происхождения. Родители Х. прибыли на Кипр из Тарса в Киликии. Как сообщает Гален, греческому языку он научился позднее, отсюда ошибки в его сочинениях. Слушал в Афинах лекции Аркесилая и учеников основателя Стои Зенона, Аристона и Клеанфа. В платоновской Академии у Аркесилая и Лакида приобрел навыки диалектики, однако ближе ему было учение стоиков, поэтому после смерти основателя Стои Зенона он поступил в эту школу и вместе с Клеанфом, тогдашним руководителем этой школы, боролся против скептицизма Академии и защищал стоицизм от ее нападок. Руководил школой стоиков после Клеанфа (232-208). За лекции брал плату и нажил значительное состояние, однако жил скромно. Гордился присвоенным ему афинским гражданством, зато не принял приглашения к александрийскому двору. В древности говорили, что если бы не было Х., не было бы и Стои. Действительно, именно он развернул стоическую доктрину в систему и создал канон школы, который с небольшими изменениями просуществовал до ее конца. Х. чрезвычайно много писал. Оставил приблизительно 705 книг, из которых до наших дней дошли лишь фрагменты. Каталог его наиболее известных произведений, составленный Диогеном Лаэртским, включает 161 название из области логики и этики, однако он неполон, в нем недостает трудов по физике и ок. 10 названий трактатов по логике. Поэтому трудно с точностью установить, какие именно постулаты стоической доктрины ведут свое происхождение от Х., а какие от Зенона и других философов этой школы. Общие принципы стоицизма представляются следующими. Вслед за Ксенократом стоики разделяли философию на три раздела: логику, физику и этику. Представляется, что Х. занимался в основном этикой, и что логика обязана ему своим названием. Он также заложил основы так называемой фразовой логики. Логику стоики определяли как науку о знаках и о том, что они означают. Она охватывала все, что было связано с понятием логоса - то есть с мыслью и языком. Она делилась на диалектику и риторику. Диалектика включала в себя логику в узком значении и грамматику. Современная грамматическая номенклатура происходит в значительной степени именно от стоиков. Мы обязаны им выделением 6 частей речи (Хрисипп), родов, чисел, падежей, наклонений, времен и залогов. Риторике Х. посвятил 4 книги, в которых выделил 5 достоинств речи: хороший греческий язык, ясность, краткость, соответствие задаче и точный подбор слов; предписывал избегание общих мест, варваризмов и солецизмов. В отношении познания стоики занимали сенсуалистическую позицию. Истину мы познаем посредством ощущений, через восприятие причем Клеанф понимал восприятие как отпечатки предметов в духе. Х. же, развивая далее эту теорию, говорит уже не об отпечатках, но об изменениях, происходящих в душе, и утверждает, что мы познаем не данную вещь и даже не состояние духа, но изменения, происходящие в этом состоянии. При помощи восприятия создаются понятия, одни спонтанно, другие в результате целенаправленной рефлексии. Критерием истины становятся лишь те наблюдения (восприятия), которые совершенно ясны и неопровержимо убедительны: они должны быть сделаны в нормальном состоянии наблюдаемого предмета, с нужного расстояния, должны быть достаточно долгими и обязательно сверяться с другими наблюдениями. Стоики назвали их каталептическими наблюдениями. На их основании мы выносим справедливое и основательное суждение о вещи - каталептическое суждение. Основой стоической физики было убеждение, что все сущее, следовательно, весь мир, материален. В противовес дуалистическим системам Платона и Аристотеля, провозглашая единство материального мира, стоики создали монистическую философскую систему. Существует лишь то, что действует и подвергается воздействию, действовать же и подвергаться воздействию могут только материальные тела. Душа, Бог, форма и даже добродетели, согласно стоикам, материальны. Различия между телами происходят от различной напряженности проникающей тела пневмы. Что такое пневма? Как и Аристотель, стоики различали два начала в телах: пассивное - to paschon, и активное - to poiun. Пассивное начало - материя, тождественная аристотелевской материи; активное же начало, которое у Аристотеля было представлено нематериальной формой, стоики признавали также материальным и называли пневмой. Пневму, представляющую собой чрезвычайно тонкую материю, стоики сравнивали с огнем, воздухом и дыханием (греч. pneuma). Она пронизывает весь материальный мир, придавая ему форму и создавая различия вещей. Вследствие этого любая материя несет действующее начало в себе, а не ищет его вовне. Движение пневмы называется тоническим движением, и от его интенсивности зависит состояние пневмы: где оно наиболее слабое, там тела мертвы, наибольшая его интенсивность отличает разумные существа. Действия пневмы с одной стороны предопределены (законы природы), с другой же - целенаправленны и разумны, находятся в соответствии с Логосом. Мир представляет собой единое целое, является как бы одним организмом. Он вечен и бесконечен, следовательно природа его божественна. Божественна также пневма, а поскольку она пронизывает все тела, то каждая вещь тоже божественна. Бог существует не вне мира, но в нем самом, идентичен с ним (стоический пантеизм). Богов, в которых верили люди, стоики рассматривали как аллегорические фигуры. Они говорили также о круговороте вещей: после периода, когда праматерия все более разделяется и становится все более разнообразной, вновь наступает время, когда все возвращается к единству праматерии. Этот процесс повторяется вечно. Это учение вело к фатализму. Стоики, однако, защищали свободную волю каждой личности, утверждая, что кто действует в согласии со своей природой, то есть разумно, тот свободен. Умение поступать в соответствии с разумом есть добродетель, которая является единственным благом и обеспечивает счастье. Все остальное - богатство, сила, красота, здоровье - должно оставлять мудрого равнодушным. Существует лишь одна добродетель - знание, мудрость (sofia). Х. выделял, однако, 4 основные добродетели: благоразумие, мужество, умеренность и справедливость. Им соответствуют 4 наиболее губительных состояния, являющихся причиной всякого зла: зависть, жадность, уныние и сомнение. Идеал, приводящий к счастью, был естествен для мудреца, но его нелегко было достигнуть обыкновенным людям. Для них позднейшие стоики создали так называемое учение о благах. Оно разграничивало те вещи, которые соответствуют природе и достойны поощрения (proegmena): талант, быстроту ума, телесное здоровье, уважение людей, - от тех, которые нужно не раздумывая отбросить (apoproegmena): жажда славы любой ценой, чрезмерное богатство и т. д. Существуют еще вещи - в прямом значении этого слова - безразличные, как например, иметь четное или нечетное число волос. Этика стоиков, предлагавшая человеку идеал индивидуального совершенствования внутреннего мира, не прошла, однако, мимо социальных аспектов человеческой жизни. Общественный инстинкт точно так же присущ человеческой натуре, как, например, инстинкт самосохранения. Он проявляется во взаимной предупредительности, защите и поддержке, дружбе и любви - все это греки обозначали. Все люди несут в себе это начало, общественную необходимость, являются членами одного организма, гражданами единого государства-мира. Эти космополитические идеалы, как и убеждение о равенстве всех людей, которые приходятся друг другу братьями, стоики разделяли с киниками. Социальные аспекты доктрины стоиков развили позднее другие философы, благодаря им стоицизм стал философией, наиболее популярной в Риме. Через своих римских последователей он оказал огромное влияние на всю европейскую культуру.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999