(улица Волхонка, дом № 15).
Решение о строительстве храма «в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели», было принято императором Александром I в 1812 г. Храм по первоначальному проекту (архитектор А.Л. Витберг) был заложен в 1817 г. на Воробьевых горах, не был осуществлен.
В 1830 г. император Николай I передал проектирование храма архитектору К.А. Тону, которому удалось гармонично соединить идею храма с его обликом и достойным местоположением. Использовав в проекте тип традиционного пятикупольного храма с характерным позакомарным покрытием, восходивший к византийским образцам, Тон дополнил его рядом элементов, которые ассоциировались только с московскими прототипами XV—XVI веков. Это и килевидная форма закомар, и аркатурно-колончатый пояс в обрамлении окон второго яруса, и, наконец, опоясывающая основной объем храма, повторяющая форму равноконечного креста обходная галерея, превращенная из традиционного гульбища в Музей войны 1812 г.
В 1838 г., после сноса строений Алексеевского монастыря, Всехсвятской церкви и других зданий, приступили к земляным работам и начали кладку фундамента. В течение 1839—1853 годов были возведены стены, выложены своды и произведена внешняя облицовка. В 1853—1857 гг. установили металлические части крыши и куполов и окончили все наружные работы. С 1857 г. по внутренним лесам велись штукатурные работы и мраморная облицовка стен, выкладывался мозаичный пол. С 1860 г. начались работы по росписи куполов и внутреннему убранству храма, завершенные в 1880 г. 13 декабря 1880 г. храму присвоили наименование кафедрального собора Христа Спасителя. 26 мая 1883 г., в праздник Вознесения Господня, в период коронационных торжеств, посвященных восшествию на престол Александра III, был освящен главный престол Рождества Христова. Приделы во имя святителя Николая и благоверного князя Александра Невского освятили соответственной июня и 8 июля того же года.
Массивный кубовидный объем храма получил одинаковое оформление по четырем своим фасадам, их отличала лишь тематика скульптурного убранства. Для наружного убранства было создано 48 рельефов, их авторами стали скульпторы А.В. Логановский, Н.А. Рамазанов, П.К. Клодт. Рельефы, украшающие двери порталов собора, исполнили по моделям Ф.П. Толстого. Внутренняя отделка производилась по новому проекту, работу над которым возглавили сменившие ушедшего в отставку Тона архитекторы А.И. Резанов и А.В. Даль. Сюжетные композиции, повествующие о земной жизни Христа, расположенные выше уровня хоров, исполнили художники А.Т. Марков и И.Н. Крамской (главный купол), П.В. Басин и Н.А. Кошелев (центральный барабан, своды малых куполов), Ф.А. Бруни и П.С. Сорокин (паруса и клиросы), В.В. Верещагин (ниши в основании четырех пилонов), а также Г.И. Семирадский, В.Д. Фартусов, В.Е. Маковский и другие. Иконостас представл собой уникальную композицию в виде мраморной восьмигранной часовни, увенчанной золоченым бронзовым шатром. Его высота вместе с шатром составляла 26,6 метра. Иконы на Царских вратах и в четырех ярусах иконостаса были написаны, в основном, Т.А. Неффом. Часовня служила одновременно иконостасом и играла роль надпрестольной сени.
Основной объем храма опоясывала двухъярусная галерея, в первом этаже которой был устроен музей. На стенах разместили 177 мраморных плит, на которх были высечены сведения об основных событиях военных действий 1812 г. и увековечены имена воинов — защитников Отечества.
В связи с решением о строительстве Дворца Советов группой архитекторов было высказано предложение построить его на месте храма Христа Спасителя. Храм начали разбирать в 1930 г. Сняли некоторое количество фресок и передали их в фонды Третьяковской галереи, а снятые рельефы — в Антирелигиозный музей искусства, располагавшийся тогда в Донском монастыре. Храм взорвали 5 декабря 1931 г. Началось строительство Дворца Советов. Построили мощнейший фундамент. Строительство задержала Великая Отечественная война. В 1960 г. из фундамента сделали бассейн «Москва».
7 января 1995 г. состоялась торжественная закладка нового храма на прежнем месте. Проект восстановления храма Христа Спасителя сделали архитекторы мастерской, возглавляемой М.М. Посохиным. При строительстве был использован мощный фундамент, сделанный в 1930-е гг. Храм построили на стилобате, в который поместили нижний храм во имя святителя Николая, Музей храма Христа Спасителя и зал Церковных Соборов. На Пасху 1996 г. под сводами храма была отслужена первая Пасхальная вечерня. Освящение главного престола Рождества Христова состоялось 19 августа 2000 г. Среди его святынь чтимая Смоленская икона Божией Матери, икона «Спас Нерукотворный», находившаяся в храме до его закрытия (художник Сорокин), икона святителя Николая, писанная в городе Бари (Италия); частицы мощей апостола Андрея Первозванного и апостола Иакова, рака с мощами святителя Филарета, митрополита Московского.