построен в 1837-83 на месте бывшего Алексеевского монастыря по проекту К. А. Тона (1832) как храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812. Сооруженное в т. н. русско-византийском стиле, грандиозное по масштабам (высота 103,3 м) здание отличалось роскошью внешнего и внутреннего убранства (скульптуры П. К. Клодта, А. В. Логановского, Н. А. Рамазанова, Ф. П. Толстого, росписи В. В. Верещагина, К. Е. Маковского, В. И. Сурикова и др.). Разрушен в 1931 (на его месте до 1993 существовал плавательный бассейн "Москва"); с 1995 ведутся работы по воссозданию храма.
ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ХРАМ в Москве
ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ХРАМ в Москве
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ХРАМ в Москве
поставлен как памятник благодарения Богу за победу русского народа над французскими завоевателями в Отечественной войне 1812.
Построен в 1837-83 по проекту архитектора К.А. Тона. Крестообразный в плане, с большим центральным куполом, опирающимся на 4 огромных столпа, и колокольнями-куполами по углам, храм поражал своей мощью, богатством внешнего и внутреннего оформления, символизируя собой величие русской православной государственности. В оформлении храма участвовали лучшие русские художники и скульпторы В.И. Суриков, В.В. Верещагин, Ф.А. Бруни, К.Е. Маковский, Ф.П. Толстой, П.К. Клодт, А.В. Логановский, Н.А. Рамазанов и др.
На южной стене храма в средней большой арке находилось изображение Пресвятой Богородицы Смоленской: именно этот чудотворный образ постоянно пребывал при войсках, накануне Бородинского сражения его носили перед рядами солдат.
В четырех малых арках: св. Роман Рязанский - в память сражения при Клясицах 19 июля 1812; св. апостол Фома - в память сражения при Полоцке и Тарутине 6 октября; Иоанн Креститель - в память о Малоярославце 12 октября и св. Иоанн, архиепископ Новгородский - в память боя при Красном 5 ноября. Под аркой больших врат - группа "Явление Архангела Иисусу Навину", на углах: справа - Авраам возвращается после победы над царями, его встречает Мельхиседек; слева - Давид, встречаемый с триумфом после победы над Голиафом.
На обращенной к улице Пречистенке северной стороне храма, над аркой больших врат - Пресвятая Богородица Иверская. В четырех малых арках - сщмч. Лавр (сражение при Кульме 18 августа 1813), сщмч. Сергий (взятие Лейпцига 7 октября 1813), св. Георгий Двоеслов (поход на Париж 12 марта 1814), сщмч. Хрисанф (взятие Парижа 19 марта). При арке малых врат - сщмч. Владимир и св. блгв. кн. Ольга. При оконной арке справа - св. ап. Андрей Первозванный. Слева - св. кн. Даниил Московский, сын Александра Невского, родоначальник князей московских, и св. Савва Сторожевский. Последние два рельефа - работы Рамазанова. По углам - сцены из русской истории, напоминающие 1812: прп. Сергий Радонежский благословляет кн. Дмитрия Донского на брань с татарами и дает ему могучих иноков Пересвета и Ослябю; прп. Дионисий благословляет Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков.
Очень важную составную часть внутреннего убранства храма составлял элемент военно-исторический, в православных храмах почти неизвестный. По обычаю древнехристианских церквей, вокруг внутреннего храмового пространства был предусмотрен коридор шириной более четырех метров. Стены коридора образовывали 177 мраморных плит с памятными надписями об Отечественной войне 1812 и о заграничных походах русских войск 1813-14. На плитах изложено в хронологическом порядке описание сражений. Сделано это в каждом случае единообразным способом: время и место, главноначальствующие лица, подробный перечень войск, принимавших участие в деле, имена убитых и раненых офицеров, общее число выбывших из строя нижних чинов, имена отличившихся, то есть получивших награды (только высшие награды и без обозначения оных), и отдельно - имена лиц, награжденных орденом св. Георгия. Имена отличившихся и георгиевских кавалеров приводились независимо от чина.
В августе 1917 в храме Христа Спасителя открылся Всероссийский Поместный церковный Собор, на котором состоялось избрание Патриарха Тихона.
В 1931 храм Христа Спасителя был разрушен еврейскими большевиками. Взрывом русской святыни руководил лично Л. Каганович. Разрушение осуществляли по особому ритуалу, с тем чтобы на месте храма построить, как говорилось среди русских людей, "темпль сатаны Ульянова-Ленина". "Темпль" еврейским большевикам построить не удалось. Много лет на этом месте находился бассейн.
По воле Божией храм Христа Спасителя восстановлен в 1990-е.
Построен в 1837-83 по проекту архитектора К.А. Тона. Крестообразный в плане, с большим центральным куполом, опирающимся на 4 огромных столпа, и колокольнями-куполами по углам, храм поражал своей мощью, богатством внешнего и внутреннего оформления, символизируя собой величие русской православной государственности. В оформлении храма участвовали лучшие русские художники и скульпторы В.И. Суриков, В.В. Верещагин, Ф.А. Бруни, К.Е. Маковский, Ф.П. Толстой, П.К. Клодт, А.В. Логановский, Н.А. Рамазанов и др.
На южной стене храма в средней большой арке находилось изображение Пресвятой Богородицы Смоленской: именно этот чудотворный образ постоянно пребывал при войсках, накануне Бородинского сражения его носили перед рядами солдат.
В четырех малых арках: св. Роман Рязанский - в память сражения при Клясицах 19 июля 1812; св. апостол Фома - в память сражения при Полоцке и Тарутине 6 октября; Иоанн Креститель - в память о Малоярославце 12 октября и св. Иоанн, архиепископ Новгородский - в память боя при Красном 5 ноября. Под аркой больших врат - группа "Явление Архангела Иисусу Навину", на углах: справа - Авраам возвращается после победы над царями, его встречает Мельхиседек; слева - Давид, встречаемый с триумфом после победы над Голиафом.
На обращенной к улице Пречистенке северной стороне храма, над аркой больших врат - Пресвятая Богородица Иверская. В четырех малых арках - сщмч. Лавр (сражение при Кульме 18 августа 1813), сщмч. Сергий (взятие Лейпцига 7 октября 1813), св. Георгий Двоеслов (поход на Париж 12 марта 1814), сщмч. Хрисанф (взятие Парижа 19 марта). При арке малых врат - сщмч. Владимир и св. блгв. кн. Ольга. При оконной арке справа - св. ап. Андрей Первозванный. Слева - св. кн. Даниил Московский, сын Александра Невского, родоначальник князей московских, и св. Савва Сторожевский. Последние два рельефа - работы Рамазанова. По углам - сцены из русской истории, напоминающие 1812: прп. Сергий Радонежский благословляет кн. Дмитрия Донского на брань с татарами и дает ему могучих иноков Пересвета и Ослябю; прп. Дионисий благословляет Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков.
Очень важную составную часть внутреннего убранства храма составлял элемент военно-исторический, в православных храмах почти неизвестный. По обычаю древнехристианских церквей, вокруг внутреннего храмового пространства был предусмотрен коридор шириной более четырех метров. Стены коридора образовывали 177 мраморных плит с памятными надписями об Отечественной войне 1812 и о заграничных походах русских войск 1813-14. На плитах изложено в хронологическом порядке описание сражений. Сделано это в каждом случае единообразным способом: время и место, главноначальствующие лица, подробный перечень войск, принимавших участие в деле, имена убитых и раненых офицеров, общее число выбывших из строя нижних чинов, имена отличившихся, то есть получивших награды (только высшие награды и без обозначения оных), и отдельно - имена лиц, награжденных орденом св. Георгия. Имена отличившихся и георгиевских кавалеров приводились независимо от чина.
В августе 1917 в храме Христа Спасителя открылся Всероссийский Поместный церковный Собор, на котором состоялось избрание Патриарха Тихона.
В 1931 храм Христа Спасителя был разрушен еврейскими большевиками. Взрывом русской святыни руководил лично Л. Каганович. Разрушение осуществляли по особому ритуалу, с тем чтобы на месте храма построить, как говорилось среди русских людей, "темпль сатаны Ульянова-Ленина". "Темпль" еврейским большевикам построить не удалось. Много лет на этом месте находился бассейн.
По воле Божией храм Христа Спасителя восстановлен в 1990-е.