направление общественной мысли, стремившееся придать христианской религии социалистическую направленность. Возник в первой половине XIX в. В числе родоначальников – Ф. Ламенне (Франция), Ф. Д. Морис, Ч. Кингсли (Великобритания). Критически оценивая многие стороны капитализма, X. С. стоит на позициях социального реформизма. Ряд принципов X. С. включен в социальную доктрину современного католицизма.
ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Христианский социализм
Христианский социализм (Christian Socialism), широко распространенное назв. одной из форм социа-лизма, основанного на идеалах христ. протестантизма. Термин впервые появился в Англии в 1840-х гг. среди священнослужителей (одним из к-рых был Чарлз Кинг-ели), стремившихся улучшить положение трудящихся и осуждавших социальные последствия конкуренции в бизнесе и неограниченный индивидуализм. Бурное развитие пром-ти и городов в кон. 19 в. вызвало еще более негативное отношение к безраздельной власти капитала. В 1889 г. были основаны Христианский социальный союз в Англии и Общество христианских социалистов в США. Однако эти церкви больше заботились об интересах капитала, чем о положении трудящихся, что привело к возникновению более радикального движения - "Социальное Евангелие". Его лидеры, гл. об. американцы, старались отыскать связь этого учения с совр. социальными и эконом, проблемами.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
система идей и религиозно-политич. течения, сторонники к-рых утверждают, что социалистич. идеалы - равенство всех людей, братство, обязательный труд, гуманизм - неразрывно связаны с христианством (являющимся будто бы их первоисточником) и что христианская церковь - лучший защитник интересов трудящихся (аналогичные представления о религии как источнике гуманизма и социальной справедливости пропагандируют и нек-рые представители нехристианских религий). X. с. отвергает, в противовес науч. социализму, революц. классовую борьбу пролетариата, а для решения коренных проблем современности рекомендует нравственное самосовер- шенствование, христианскую любовь и сотрудничество классов. X. с. возник в 1-й пол. 19 в. сначала как разновидность феод. социализма. Проповедниками X. с. выступили католич. священник Ф. Р. Ламенне во Франции, англиканские священники Ф. Д. Морис и Ч. Кингсли в Англии, представители церковных кругов в других странах. Идеализируя феод. прошлое и критикуя, часто довольно резко, современное им бурж. общество, обрекающее на страдания нар. массы, они усматривали причину общественных бедствий в "испорченности человеческой натуры" и в отходе от религии. Элементы X. с. содержались и во взглядах нек-рых социалистов-утопистов (Э. Кабе, В. Вейтлинг и др.), обосновывавших идеи коммунизма ссылками на книги Нового завета и практику первоначального христианства. Большое влияние на развитие X. с, принявшего со 2-й пол. 19 в. бурж. характер, оказал майнцский епископ барон фон Кеттелер (был посвящен в епископы в 1850), сформулировавший основы социальной программы католич. церкви, направленной на борьбу с социалистич. движением. В отличие от феод. X. с., сторонники к-рого апеллировали к "совести" и "человеколюбию" господствующих классов, христ. социалисты перенесли теперь пропаганду в нар. массы с целью вовлечения их в подконтрольные церкви орг-ции (профсоюзы, культурные общества, политические партии и др.), проповедовавшие классовое сотрудничество и вражду к науч. социализму. Определяющим в X. с. стало клерикальное, реакц. направление, принявшее за основу положения, развитые в энциклике папы Льва XIII "Rerum Novarum" (1891). В нек-рых странах (Германия, Франция, США и др.) возникли католич. и протестантские христ.-социальные орг-ции, занимавшиеся пропагандой среди рабочих. Либерально-демократич. орг-ции X. с. нередко примыкали к с.-д. партиям. Идеи X. с. прослеживаются и в идеологии русского религ. сектантства до Революции 1905-07. В годы Революции 1905-07 противники революции проповедовали X. с. наряду с полицейским (зубатовщина) и поповским (гапоновщина) социализмом в целях отвлечения рабочих от социал-демократии. В первые годы Сов. власти пропагандой X. с. прикрывалась антисоветская деятельность. Пропаганда X. с. обновленческими течениями в русской православной церкви в 20-х гг. также представляла собой подмену научного социализма худшим, по определению В. И. Ленина, видом "социализма" и худшим его извращением (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 48, с. 231 (т. 35, с. 92)). В то же время обновленчество отражало стремление верующих добиться, чтобы церковь заняла позитивную позицию в отношении Сов. власти. Представители обновленческих течений заявляли, вопреки церковному руководству, о лояльном отношении к Сов. власти, а наиболее радикальные из них - об общности целей христианства и коммунизма. Со временем, под влиянием успехов социализма, руководство православной церкви заявило о своей лояльности к сов. гос. строю, а после окончания Великой Отечеств. войны 1941-45 нек-рые ее представители провозгласили общность целей христианства и коммунизма. X. с. как особое идейно-политич. направление в СССР распространения не получил. Совр. X. с. очень пестр. В нем преобладает клерикально-бурж., откровенно антикоммуниста, направление, сочетающее в духе социальных энциклик папства 1-й пол. 20 в. защиту основ капитализма с социальной демагогией и религиозно окрашенной программой реформистского "улучшения" капиталистич. строя. Ведущую роль в этом направлении играют католич. церковь и ее массовые орг-ции. На его программе все более сходятся и деятели некатолич. церквей. Наряду с клерикальным в X. с. после 2-й мировой войны получило распространение демократич. направление, представленное рядом левых групп в христианских церквах. Обосновывая свою позицию христианским учением и практикой ранних христианских общин, эти группы требуют отказа церкви от ориентации на правящие круги капиталистич. мира, выступают за сотрудничество с левыми силами, в т. ч. с коммунистами, для совместной борьбы за мир, социальный прогресс, социализм (одним из виднейших представителей радикально-демократич. направления в X. с. был англ. обществ. деятель англиканский священник X. Джонсон). Коммунистич. партии, отвергая все виды религиозно окрашенного социализма и всемерно пропагандируя и отстаивая принципы науч. коммунизма, выступают за совместные действия со сторонниками демократич. направления в X. с., участвующими в борьбе за мир и социальный прогресс. Лит.: Бебель Б., Христианство и социализм, М., 1959; Луначарский А. В., Христианство или коммунизм?, М., 1971; Момджян X. Н., Коммунизм и христианство, М., 1970; Шейнман М. М., Христианский социализм, М., 1969; Джонсон X., Христиане и коммунизм, пер. с англ., М., 1957; Браун В. М., Коммунизм и христианство, пер. с англ., М., 1923; Fuchs E., Marxismus und Christentum, 3 Aufl., Lpz., 1955. М. М. Шейнман. Москва.