Христос (Christ), см. Иисус Христос.
ХРИСТОС
Христос
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Христос
греческий перевод еврейского слова Мессия, т.е. помазанник. См. «Мессия».
ХРИСТОС
Иисус Христос – основатель христианства. Подавляющее большинство христианских церквей, за исключением монофизитской, почитают его как богочеловека, сына Божия, который родился в Вифлееме от Марии, жены плотника Иосифа. Мария зачала чудесным образом от духа святого и оставалась девственницей. Иосиф и Мария бежали в Египет с младенцем от преследований царя Ирода, который распорядился перебить всех младенцев, опасаясь за свою власть со стороны нового мессии, затем они вернулись в Галилею и X. начал проповедническую деятельность, был крещен Иоанном Крестителем, собрал вокруг себя 12 апостолов-учеников. В Иерусалиме он был выдан одним из своих учеников властям – предатель Иуда получил за это 30 сребренников. Иудейский суд – синедрион – осудил X. на смертную казнь. Римский наместник Понтий Пилат утвердил приговор, и X. был распят на кресте среди двух разбойников. После снятия с креста похоронен. Но «по прошествии субботы» он воскрес и явился своим ученикам. В Талмуде сохранилась другая, враждебная христианству версия биографии X. Согласно ей, он был незаконным сыном пряхи Марии и беглого римского солдата Пантеры, занимался чародейством, был объявлен вне закона и побит камнями.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Христос
(греч. Christus — помазанник), центральный образ христианства, которое считало его своим основателем. Имя X. дало назв. этой религии. Он стал олицетворением убеждения, что ожидавшийся в иудейском мессианизме мессия («Христос» — греч. пер. этого слова) уже явился и после его возвращения на земле установится царство справедливости и мира. Первые христиане, в том числе Павел, ограничивались верой в существование X. и его смерть на кресте. Позже в общинах появились жизнеописания, на которые оказали влияние как иудейские образцы («слуга божий» Ветхого завета, «учитель справедливости» эссенов), так и мифологич. представления вост. религий и культов (умирающие и воскресающие божества плодородия) и гностич. мистерии. Древнейшее жизнеописание Иисуса содержится, вероятно, в Евангелии назарейцев, именуемом также Евангелием 12 апостолов, которое упоминается у Епифания. Возвращение X. между тем откладывалось на неопредел, время (у неиудейских народов оно не нашло понимания и с утверждением христианства утратило почву) и стало совпадать с концом света. Олицетворение спасения в страдающем и умирающем сыне божьем отвечало потребности людей в утешении и благословении. В наст, время предполагается, что за образом Иисуса X. стоит реальная историч. личность, однако этой гипотезе недостает надежных свидетельств. Во всяком случае, в центре христианских сочинений находится не «исторический Иисус, а Христос верований и культа» (Р. Бультман).
Источник: Словарь античности. 1989