По словам историка Бернара Гене, хронику можно определить как «продуманное и проработанное сочинение историка, который, следуя за Евсевием Кесарийским, пытается реконструировать хронологию прошлого». Хроника является одним из средневековых исторических жанров наряду с анналами - простыми записями событий год за годом - и более риторическими и менее внимательными к датам историями. Но начиная со Средневековья и вплоть до наших дней эти различия остаются дискуссионными и не всегда очевидны. Слово «хроника » может употребляться в том широком смысле, какой оно приобрело в XII—XIII вв., т. е. обозначать любое историческое повествование. В X-XI вв. хроники писались на латыни, главным образом, в монастырях, а также в соборных капитулах. В XII в. с укреплением власти Плантагенетов и Капетингов история выходит за монастырские стены. Аббатство Сен-Дени становится центром королевской и «национальной » истории (видную роль в ее создании сыграл аббат Сугерий). В ответ на запросы дворянской публики, не читающей по-латыни, появляются тексты на разговорных языках. В XIII в. по количеству они уже не уступают латинским хроникам. Хроники могли писаться в стихах, но со временем историческое повествование становится преимущественно прозаическим. Растет интерес светских лиц к национальной истории, а крестовые походы развивают вкус к повествованию. Историографическая традиция Сен-Дени продолжается, и там создается то, что впоследствии станет «Большими французскими хрониками». В конце Средневековья распространяются домашние биографии и дневники, представляющие собой повествования о событиях день за днем (подобно знаменитому «Дневнику парижского буржуа»). История становится официальной. Карл VII в 1437 г. создает для Жана Шартье должность историографа. Герцоги Бургундские пишут свою собственную историю, и у них в XV в. тоже есть свой официальный историк. Написанные на латыни и на местных языках, в стихах и в прозе средневековые хроники отличались также большим разнообразием по содержанию. Некоторые отвечали местным интересам, другие претендовали на всемирность и начинали повествование от сотворения мира, доводя его до современных автору событий. Хроники также различались своими источниками: от сочинений, авторы которых получали информацию из первых рук и вставляли в повествование документы из королевской канцелярии (как это сделал певчий из Сен-Дени Мишель Пентуен, автор латинской хроники царствования Карла VI), до широко распространенных сокращенных версий и компиляций. Историческое знание в Средние века не было автономным, и хроники должны были служить нравственности, богословию и праву в сочетании с политическими функциями: прославлять древний род или династию, утверждать права государя или монастыря. Хотя хронист всегда заявлял о своем стремлении к истине, реальность у него легко смешивалась с вымыслом, как в описании священной истории, так и в воспроизводстве стереотипов при рассказе о таких ритуализованных событиях, как битвы или церемонии.
• Всеобщая история/Всемирная история, Средние века