греч. летопись, время), наиболее распространенный тип произведений средневековой историографии; исторические сочинения в Средние века в Западной Европе, которые в отличие от анналов, представлявших собой краткий перечень событий, объединенных только по хронологическому принципу, содержат более подробное и систематизированное изложение событий.
ХРОНИКИ
ХРОНИКИ
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011
ХРОНИКИ
средневековые историографические сочинения, излагающие всемирную историю, начиная от “сотворения м.ира”. В науке принято именовать X. сочинения, переведенные с греческого или польского языка, в отличие от хронографов, создававшихся на Руси. Если повествование в летописях строилось в форме погодных статей с обязательной абсолютной хронологией (т. е. отсчетом лет от “сотворения мира”), то в X. такая хронология, как правило, отсутствует, а повествование строится по “царствованиям”, т. е. в форме рассказов о наиболее важных событиях, происходивших в годы правления того или иного царя или императора. Часто в таких рассказах присутствует и характеристика самого властителя, рассказываются поучительные или забавные эпизоды из его личной жизни. Уже в XI в. на Руси знакомятся с переводной византийской X. Георгия Амартола. Она состоит из небольшого вступления и четырех частей. В первой части кратко повествуется о всемирной истории от Адама до Александра Македонского, во второй части повторяется рассказ о древнейшей истории — о библейских праотцах, израильских и иудейских царях, о царях Вавилона, Ассирии и Персии, об Александре Македонском и эллинистических государствах. Повествуется и о древнейшей истории Рима — основании города и о первых римских царях. Третья часть X. содержит историю римских императоров, а четвертая — византийских императоров, начиная от Константина Великого. Еще на византийской почве X. Амартола была дополнена извлечением из X. Симеона Логофета и доведена таким образом до событий 944 г.— времени низложения византийского императора Романа Лакапина. Как полагал академик В. М. Истрин, X. Амартола была переведена в XI в. на Руси. На ее основе тогда же был составлен краткий “Хронограф по великому изложению”, использованный составителем Начального летописного свода, а сама X. явилась одним из источников Повести временных лет. В дальнейшем X. Амартола непременно входила как один из компонентов во все древнерусские хронографические компиляции (см. Хронографы), но уже с конца XV в. извлечения из нее начинают вытесняться выдержками из других переводных X., более сюжетных, более выразительных в языковом отношении, чем сложная по языку, отягощенная обширными историософскими и богословскими отступлениями X. Амартола. Другая византийская X., славянский перевод которой был осуществлен не позднее XI в. (видимо, в Болгарии),— X. Иоанна Малалы — была составлена в VI в. По словам известной исследовательницы-византинистки 3. В. Удальцовой, Малала в своей X. “задался целью дать нравоучительное и в то же время занимательное чтение для широкой аудитории читателей и слушателей”. Особенностью этой X. было, в частности, присутствие в 1, 2 и 4-й книгах пересказов греческих мифов (о битве богов с гигантами, о Зевсе и Кроне, о Семеле, о Персее, Эдипе и др.), а вся 5-я книга была посвящена истории Троянской войны. X. Малалы цитировалась уже в Повести временных лет; значительные фрагменты из нее (особенно из книг, посвященных истории Рима и Византии) вошли в различные русские хронографы XV—XVI вв., а сведения по античной мифологии переписывались, кроме того, в различных сборниках. В конце XV или нач. XVI в. русские книжники знакомятся с болгарским переводом греческой стихотворной X. Константина Манассии. Эта X. не уступает X. Малалы в занимательности: библейской истории в ней уделено самое скромное место, зато подробно повествуется о Троянской войне, о судьбе римских и византийских императоров. X. произвела огромное впечатление на древнерусских книжников своим самобытным стилем, образным языком, насыщенным яркими метафорами, сравнениями, пышными эпитетами, патетическими авторскими отступлениями. Стиль этой X. оказал существенное влияние на стиль русского исторического повествования: ему подражают русские писатели и XVI и XVII вв. X. Константина Манассии к тому же повествовала об императорах — современниках первых русских князей: повествование в ней было доведено до императора Никифора Вотаниота (1078—1081). Византийская X. Иоанна Зонары в полном своем объеме широкого распространения на Руси не получила, но зато сокращенная ее переделка — так называемый “Паралипомен Зонары”, составленная в Сербии в 1383 г., которая стала известна по сборнику нач. XVI в., была многократно использована составителем Хронографа Русского. X. польского историка Мартина (Марцина) Вольского, первое издание которой вышло в Польше в 1551 г., была широко использована в различных редакциях Русского хронографа; известны и полные списки ее перевода. Наконец, в 1665 г. в Москве была переведена еще одна греческая X., приписываемая Дорофею, епископу Монемвасийскому. Она содержит изложение всемирной истории от “сотворения мира” и до конца XVI в. История Византии доведена в ней до императора Иоанна VIII Палеолога (1425—1448); X. содержит также историю турецких султанов и сведения об истории греческих патриархов и греческой церкви вплоть до 1589 г. Хроника известна в трех десятках русских списков XVII—XVIII вв. Все названные выше X. широко использовались русскими историографами в своих трудах — Летописце Еллинском и Римском и различных хронографах. Изд : Паралипомен Зонарин / С предисл. О. Бодянского // ЧОИДР.— 1847.—№ 1, Истрин В.М. 1) Хроника Георгия Амартола в древнем славянорусском переводе: Текст, исследование и словарь — Пгр., Л, 1920—1930.—Т. 1—3; 2) [Хроника Иоанна Малалы, книги 1—18) // Записки имп. АН 1897.—Ист.-филол. отд Серия 8.— Т 1, № 3.—С. 1—29; Летопись Ист.филоло-ва при Новороссийском университете. Византийско-славянский отдел,—Т. 7.—Одесса, 1902, Там же.—Т. 8 — Одесса, 1905; Там же.—Т. 9, ч. 2—Одесса, 1910; СОРЯС.—1912.—Т. 89, № 3; Там же.—Т. 89, № 7; Там же.— 1914.— Т. 90, № 2; Там же,—1915.—Т. 91, № 2; Из “Хроники Константина Манассии” / Подг. текста М. А. Салминой; Перевод и комм. О В Творо-гова // ПЛДР Конец XV — первая половина XVI века—М, 1984 — С 268—317. 693— 700. Лит Творогов О. В 1) Древнерусские хронографы — Л, 1975, 2) Хроника Георгия Амартола, Хроника Георгия Синкелла, Хроника Иоанна Малалы; Хроника Симеона Логофета // Словарь книжников.— Вып. 1 — С. 467—475, 3) Хроника Иоанна Зонары, Хроника Мартина Бельского // Словарь книжников — Вып 2, ч 2 — С 492—494, 496—498. СалминаМ А Хроника Константина Манассии // Там же — С 494—496. О. Я. Творогов
Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996
ХРОНИКИ
греч. xronika - летопись, от xronikos - относящийся ко времени, к летоисчислению, xronos - время) - наиболее распространенный тип произведений средневековой историографии. В ср. века в Зап. Европе назв. "X." утвердилось за ист. сочинениями, к-рые в отличие от анналов, представляющих собой краткий перечень событий, объединенных только по хронологич. принципу, содержат более подробное и систематизированное изложение событий. Для многих X. характерно стремление их авторов осмыслить весь ход событий (в свете той или иной религ., политич., этнич. или др. тенденции). С раннего средневековья большое распространение получили т. н. всемирные, или универсальные, X. (chronica mundi, chronicon universale) - жанр, в сущности не известный античности. Изложение ист. событий в них начиналось, как правило, от "сотворения мира", причем весь материал, относящийся к истории до времени жизни хрониста, заимствовался из одной или неск. предшествующих X. Традиц. периодизация истории во "всемирных" X. следовала либо периодизации, выдвинутой в 4 в. Евсевием Кесарийским и его последователем Иеронимом - по "четырем монархиям" (ассиро-вавилонская, мидо-персидская, греко-македонская и римская, причем ср.-век. "Священная Рим. империя" рассматривалась как прямое продолжение последней), либо периодизации Августина по "шести возрастам мира" (в основе этой периодизации лежал принцип тройного параллелизма: 6 дней "творения"; 6 возрастов человеческой жизни - от младенчества до старости; 6 "исторических эпох" - от сотворения Адама до потопа, от потопа до Авраама, от Авраама до Давида, от Давида до вавилонского пленения, от пленения до рождества Христова, от рождества Христова до "конца света"). И в том, и в др. случае "всемирные" X. повествовали не только о событиях прошлого и настоящего, но и (согласно августиновской эсхатологии) о будущем человечества - вплоть до "страшного суда" и торжества христ. праведников в божьем царстве, на небесах - конечной цели земной истории. Т. о., "всемирные" X., являясь - наряду с анналами, т.н. историями и различными видами агиографич. литературы - ветвью феод.-церк. историографии, проводили историко-богословскую концепцию истории в офиц. церк.-феод. духе. К числу наиболее известных "всемирных" X. относятся "Большая X." Исидора Севильского (7 в.), "Хроника" Оттона Фрейзингенского (12 в.) и др. До 13 в. центрами хронистики были монастыри. X. писались только на лат. яз. (исключение составляет "Англо-саксонская хроника", записанная на англо-сакс. яз.). По мере нац.-политич. консолидации стали возникать, получая все большее распространение, национальные X., посвященные истории одной страны. С 13 в. создаются значит. своды хроник, отразившие начальный этап становления нац. гос-в: "Большие французские хроники" (13-15 вв.) во Франции; хроника Матвея Парижского (13 в.) в Англии; "Всеобщая исп. хроника" (13-14 вв.) и др. Получают распространение X. на нар. языках. С 13 в. авторами X. становятся наряду с монахами светские люди, гл. образом рыцари (один из наиболее известных и ярких примеров рыцарской хронистики - "Хроника" Ж. Фруассара, 14 в.). Появление в этот период гор. хроник отразило рост экономич. и политич. значения городов. Их составителями были представители гор. патрициата, купцы, юристы, офиц. гор. писцы. К X. этого типа относятся хроники Дино Компаньи, и Дж. Виллани во Флоренции (14 в.), дожа А. Дандоло в Венеции (14 в.), любекская хроника Детмара и И. Герца (14-15 вв.), X. аугсбургского купца Б. Цинка (15 в.) и др. Оставаясь в целом на почве феод. историографии, гор. X. носили, однако, в большей степени светский характер; им свойственны нек-рые антифеод. тенденции - следствие длит. борьбы городов с сеньорами. Как церк.-феод., так и гор. X. присущи ярко выраженные классовые черты: первые защищали социальное и политич. господство духовных и светских феодалов, вторые - интересы патрициата и богатого купечества. Классовый характер X. выражается также в единстве мировоззрения и методологии, в основе к-рых с первых шагов ср.-век. хронистики вплоть до эпохи Возрождения (а в ряде стран - до 18 в.) лежала философия истории Августина, к-рая в 13 в. была истолкована Фомой Аквинским в чисто феод. духе. В ср.-век. хронистике отсутствует четкое понятие причинно-следственных связей, характерное для антич. историографии; его место заняли провиденциализм и связанная с ним мистика чисел и символика знамений. Политич. события, как и судьбы отд. лиц, рассматривались в X. как проявление извечной борьбы бога и дьявола, добра и зла, неба и ада. Войны, бедствия нар. масс, неурожай и мор, стихийные бедствия объяснялись "божьей волей", "карой за грехи", а также кознями "дьявола" - "врага рода человеческого" и происками людей "подлых профессий", а в X. раннего средневековья - также приближением "конца света". Характерные черты X. - вера в чудеса, некритич. отношение к источнику, отсутствие критерия истины. Нередки в X. и моменты прямой фальсификации (напр., ради обоснования древности тех или иных привилегий, предоставленных монастырю, церкви, епископству). В силу этого X. нередко представляют больший интерес как памятники ср.-век. историографии, нежели как ист. источники. В то же время многие X. служат важнейшим источником для изучения политич. истории, а также истории быта, нравов, материальной и духовной культуры. К числу первоклассных источников относятся X. монаха из Нормандии Ордерика Виталия (12 в.), францисканца Салимбене (13 в.), франц. Хроника первых четырех Валуа (14 в.) и др. Гор. X., как правило, превосходят монастырские и рыцарские наличием данных экономич. характера, тогда как последние (особенно рыцарские) важнее для истории дипломатии и войн. Значит. интерес представляют иллюстрированные X. Миниатюры ср.-век. X. являются не только своеобразным ист. источником, но и памятниками искусства (особую известность получили относящиеся к 15 в. миниатюры "Больших франц. хроник"). X. как тип ист. сочинения получили в ср. века распространение во всех странах Зап. и Центр. Европы. Особую обширную группу составляют византийские X. (см. в ст. Византийская культура) - всемирные и посвященные истории империи. Визант. X. оказали значит. влияние на летописание в странах Вост. и Юго-Вост. Европы. С началом эпохи Возрождения происходит постепенный упадок хронистики, что отразило общий идейно-методологич. кризис ср.-век. историографии. Историки-гуманисты отвергли теологич. трактовку истории и выдвинули в качестве важнейшей задачи ист. сочинений установление естеств. причин ист. событий. Назв. "X." закрепилось в европ. ист. науке также за многими произведениями ср.-век. историографии стран Востока. В Др. Руси (и в ряде других слав. стран) произведения, соответствующие X., носили название летописей (летописцев) и хронографов. В новое и новейшее время термин "X." употребляется в качестве названия обзоров событий за к.-л. период (напр., X. политическая, культурная, спортивная). Термин "X." входит в наименование нек-рых художеств. произведений (П. Мериме, "Хроника двора Карла IX", 1829; С. Т. Аксаков, "Семейная хроника и Воспоминания", 1856). Лит.: Косминский Е. А., Историография средних веков, (М.), 1963; Вайнштейн О. Л., Западноевропейская средневековая историография, М.-Л., 1964; Люблинская А. Д., Источниковедение истории средних веков, Л., 1955; Мелик-Гайказова (Гюрджан) Н. Н., Французские хронисты XIV в. как историки своего времени, М., 1970; Wattenbach W., Das Schriftwesen im Mittelalter, 4 Aufl., Graz, 1958; Lorenz O., Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter..., 3 Aufl., Bd 1-2, В., 1886; Brincken A. D. von, Studien zur lateinischen Weltchronik, D?ss., 1957; Grundmann H., Geschichtsschreibung im Mittelalter, G?ttingen, (1965); Poole R. L., Chronicles and annals, Oxf., 1926; Krumbacher K., Geschichte der byzantinischen Literatur, 2 Aufl., M?nch., 1897. О. Л. Вайнштейн. Ленинград.