последовательность исторических событий во времени. Так же называется наука об измерении времени. Историческая X. – вспомогательная историческая дисциплина, изучает системы летосчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Хронология
Слово «хронология» обозначает одновременно и временную последовательность событий, и работу по определению их дат, и упорядочивание событий на временной шкале. Хронология есть первое, над чем следует работать историку; она задает рамки аналитической работы в целом. Методы датировки широко варьируются в зависимости от эпохи и области исследований (сопоставление документов, анализ почерка и т. д.). Для датировки могут использоваться естественнонаучные методы, такие как радиоуглеродный анализ, дендрохронология и термолюминесценция. Из-за того, что техники датировки в настоящее время лучше разработаны, хронология сама по себе утратила экспликативное значение в исторических исследованиях по сравнению с тем местом, какое она занимала в трудах историков методической («позитивистской») школы. Хронологические ориентиры и концепции менялись в зависимости от эпохи и цивилизации. В то же время христианство создало универсальную хронологическую рамку, исходной точкой которой является рождение Христа.
• Датировка, Дендрохронология, Периодизация
• Датировка, Дендрохронология, Периодизация
Источник: Словарь историка 2011
Хронология
летосчисление. Народы Др. Востока вели счет времени от важных историч. событий (например, восшествия царя на престол, окончания победоносного похода, освящения знаменитого храма и т. п.). Поэтому их хронологич. системы распространялись на очень огранич. терр., что нередко затрудняет точную датировку историч. событий. Начальными датами летосчисления могли стать даже мифич. (т. е. произвольно датированные) события; например, евреи Др. Израиля считали, что мир был создан в 3761 до н. э., который стал началом иудейского летосчисления. Греч, летосчисление, использовавшееся вначале историками и лишь впоследствии ставшее общепринятым, отправлялось от 776 до н. э., в котором был составлен первый список победителей Олимпийских игр. Римляне, начиная с Варрона, исходным пунктом своей X. сделали легендарную дату основания Рима (отсюда ab urbe condita — от основания города). Чаще всего, однако, и в Греции, и в Риме годы назывались по именам верховных жрецов (например, в Аргосе — по имени жрицы Геры) или государств, лиц, перечни которых –фасты (fasti) — легли в основу рим. летописания. Наряду с этим существовал особый счет времени веками (saeculum), конец каждого из которых отмечался секулярными играми (ludi saeculares), и летосчисление по люстрам (пятилетиям). В большинстве рим. пров. эра совпадала с годом установления власти римлян. Разнообразие эр, применявшихся в античности, позволяет путем их сравнения и установления относительной и абсолютной X. достичь более точной, чем в истории Др. Востока, датировки событий. В то время как магометанский счет времени (хиджра) ведется от 622 н. э., мы пользуемся летосчислением рим. христиан, которые по предложению аббата Дионисия Малого избрали точкой отсчета рождество Христово. Эта X. укоренялась с трудом и лишь ок. 800 вошла в обычай (надпись на могиле Карла Великого гласит, что он «умер в 814 по рождестве Христовом»). Окончательно она утвердилась лишь с 10 в. Счет времени «до рождества Христова» был впервые использован франц. хронологом, филологом и католич. богословом Д. Петавием (D. Petavius) (1583–1652). С 18 в. этот метод получает признание. Тем самым появилась единая X. для всей мировой истории. Ныне христианское времясчисление применяется большинством народов мира независимо от их конфессиональной принадлежности. Обозначение «наша эра» (н. э.) получает все большее распространение.
Источник: Словарь античности. 1989
ХРОНОЛОГИЯ
от греч. xronos - время и logos - слово, учение) - наука об измерении времени. Различают астрономическую (или математическую) X. и техническую (или историческую) X. Астрономическая X. изучает различные закономерности повторяющихся небесных явлений и при помощи вычислений устанавливает точное астрономич. время. Историческая X. - вспомогательная ист. дисциплина, определяющая на основании изучения и сопоставления письменных или археол. источников точные даты различных ист. событий и док-тов. X. - исторически сложившаяся система знаний. Наблюдения над явлениями природы, сложнейшие математич. подсчеты при определении времени уже с древнейших времен способствовали становлению X. Возникнув в др.-вост. гос-вах Вавилонии и Египте, X. особенно развилась в Др. Греции (Эратосфен, Каллипп и др.) и Риме (Варрон, Цензорин, Птолемей, Макробий и др.). Дальнейшее развитие получила в средние века (Беда Достопочтенный, Бируни, Кирик). Систематизацию ист. X. ввел в 16 в. француз Ж. Скалигер, разработав точные приемы редакций различных летосчислении на юлианский стиль (см. Календарь). Исследования о характере летосчислении были проведены в 17 в. франц. монахом Д. Петавием. Общую теорию и историю X. дал в 19 в. нем. ученый Л. Иделер, в нач. 20 в. развил нем. ученый Ф. Гинцель. Труды по X. в 20 в. посвящены гл. обр. углубленному изучению отд. видов летосчислении и форм определения времени в нар. календарях (по сезонам, по восходу созвездий и т. д.), а также по таким явлениям, как затмения, землетрясения и пр. Переводятся на совр. систему летосчисления события древней истории, известные по источникам под определенными годами правления фараонов (в Египте), архонтов (в Афинах), консулов, императоров (в Риме), пап, патриархов и т.д. Для развития X. большое значение имеют возрастающие контакты этой науки с археологией, естествознанием, а также использование вычислит. техники. Лит.: Черепнин Л. В., Русская хронология, М., 1944; Каменцева Е. И., Хронология, М., 1967; Селешников С. И., История календаря и хронология, М., 1970 (см. также подробную библ.); Сюзюмов М. Я., Хронология всеобщая, Свердловск, 1971; Macdonald J. С, Chronologies and calendars, L., 1897;Ginzel F., Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie, (Bd) 1-3, Lpz., 1906-14; Ideler L., Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie, Bd 1-2, В., 1825-26; Stamp A. E., Methods of chronology, L., 1933; Poole R. L., Studies in chronology and history, Oxf., 1934. См. также лит. при ст. Календарь. М. Я. Сюзюмов. Свердловск.
ХРОНОЛОГИЯ
• Chronolog?a.
Счисление времени основывается или на движении Земли и Луны, которым обусловливается деление на года, месяцы и дни, или же на каких-нибудь произвольных исходных пунктах, назначенных законодателями. Поэтому различают астрономическую хронологию, определяющую продолжительность естественных промежутков времени, и хронологию историческую, показывающую искусственные или гражданские деления времени у различных народов, равно как и те события, которые приняты за исходные пункты различных летосчислений или эр. Сколько известно, египтяне первые стали употреблять солнечный год. И именно год в 12 месяцев, по 30 дней каждый, с 5 дополнительными днями, начало которого вследствие не вставки 1/4 дня совпадало с тем же днем юлианского календаря (20 июля, восход Сириуса) лишь на 1461 год, так что 1461 египетский год = 1460 юлианским годам. Этот промежуток времени назывался периодом Сириуса, потому что этот день был днем весеннего восхода Сириуса. Подобное же деление года находим мы и у аранцев. Из греков точнее всего нам известно времяисчисление афинян. Они делили свой лунный год на 12 месяцев, поочередно в 30 и 29 дней, которые делились на 3 декады. Сравнение лунного года с солнечным достигалось посредством вставления 3 месяцев, по 30 дней каждый, в промежуток времени в 8 лет (Octa?teris), именно таким образом, что в течение одной октаетериды 5 лет имело по 354 дня и 3 года — по 384, так что 2922 дня = 8 юлианским годам. День начинался, как и у всех народов, делящих время по движению Луны, с захода солнца. Времяисчисление римлян находилось до 46 г. до Р. X. в очень шатком положении. Вместо этрусского года, принятого Ромулом и состоявшего из 10 месяцев или 304 дней, Нума ввел лунный год в 355 дней или 12 месяцев (четыре месяца по 31 дню, семь по 29 и один в 28). К этому году децемвиры прибавили в каждый второй год 22 дня, а в каждый четвертый 23, которые вставлялись между 23 и 24 февраля (intercalaris s. mercedonius mensis). Юлий Цезарь ввел в 46 г. солнечный год со вставным днем через каждые четыре года (после 23 февраля). Вследствие делавшихся до тех пор произвольных вставок понтифексов календарь пришел в большой беспорядок, и для исправления его пришлось 708 г. от основания Рима (48 г. до Р. X.) (annus confusionis ultimus) продлить на 445 дней, прибавив, кроме обычного вставочного месяца, еще два таких же, содержавших вместе 67 дней. см. Annus, Год. Но т. к. ежегодно вставлялось около 11 1/4 минут лишних, то папа Григорий XIII приказал в 1582 г. исправить год, выпустив 10 дней. Annus, Год, II.
Счисление времени основывается или на движении Земли и Луны, которым обусловливается деление на года, месяцы и дни, или же на каких-нибудь произвольных исходных пунктах, назначенных законодателями. Поэтому различают астрономическую хронологию, определяющую продолжительность естественных промежутков времени, и хронологию историческую, показывающую искусственные или гражданские деления времени у различных народов, равно как и те события, которые приняты за исходные пункты различных летосчислений или эр. Сколько известно, египтяне первые стали употреблять солнечный год. И именно год в 12 месяцев, по 30 дней каждый, с 5 дополнительными днями, начало которого вследствие не вставки 1/4 дня совпадало с тем же днем юлианского календаря (20 июля, восход Сириуса) лишь на 1461 год, так что 1461 египетский год = 1460 юлианским годам. Этот промежуток времени назывался периодом Сириуса, потому что этот день был днем весеннего восхода Сириуса. Подобное же деление года находим мы и у аранцев. Из греков точнее всего нам известно времяисчисление афинян. Они делили свой лунный год на 12 месяцев, поочередно в 30 и 29 дней, которые делились на 3 декады. Сравнение лунного года с солнечным достигалось посредством вставления 3 месяцев, по 30 дней каждый, в промежуток времени в 8 лет (Octa?teris), именно таким образом, что в течение одной октаетериды 5 лет имело по 354 дня и 3 года — по 384, так что 2922 дня = 8 юлианским годам. День начинался, как и у всех народов, делящих время по движению Луны, с захода солнца. Времяисчисление римлян находилось до 46 г. до Р. X. в очень шатком положении. Вместо этрусского года, принятого Ромулом и состоявшего из 10 месяцев или 304 дней, Нума ввел лунный год в 355 дней или 12 месяцев (четыре месяца по 31 дню, семь по 29 и один в 28). К этому году децемвиры прибавили в каждый второй год 22 дня, а в каждый четвертый 23, которые вставлялись между 23 и 24 февраля (intercalaris s. mercedonius mensis). Юлий Цезарь ввел в 46 г. солнечный год со вставным днем через каждые четыре года (после 23 февраля). Вследствие делавшихся до тех пор произвольных вставок понтифексов календарь пришел в большой беспорядок, и для исправления его пришлось 708 г. от основания Рима (48 г. до Р. X.) (annus confusionis ultimus) продлить на 445 дней, прибавив, кроме обычного вставочного месяца, еще два таких же, содержавших вместе 67 дней. см. Annus, Год. Но т. к. ежегодно вставлялось около 11 1/4 минут лишних, то папа Григорий XIII приказал в 1582 г. исправить год, выпустив 10 дней. Annus, Год, II.