Хуруф аль–Мукаттаа

Найдено 1 определение
Хуруф аль–Мукаттаа
буквы или буквосочетания, которые внешне не выражают какогото определенного смысла, однако на самом деле в них включены смыслы известные лишь Аллаху (См. Муташабих). Такие буквы и сочетания букв встречаются в самом начале 29 сур Корана. Например, «алифламмим» (31: 1), «таха» (Коран 20: 1), «йасин» (Коран, 36: 1). Толкователи Корана писали, что язычники мешали пророку Мухаммаду возвещать Божественную книгу народу. Они говорили: Неверные сказали: «Не слушайте [чтения] Корана, а говорите о нем несообразное. Быть может, вы одолеете [Мухаммада]» (41: 26). Тогда Аллах ниспослал ему суры начинающиеся с хуруф аль–мукаттаа. Эти буквы и буквосочетания привлекли внимание язычников и они стали слушать Коран. Относительно того, являются хуруф аль–мукаттаа отдельными аятами или нет, существует два мнения. Согласно первому (куфийская школа), некоторые из них составляют отдельные аяты, а некоторые нет. Представители басрийской школы считали, что хуруф аль–мукаттаа вообще не могут являться отдельными аятами. Согласно традиции, которая ведет начало от сподвижников пророка Мухаммада и их последователей (салафов), смыслы хуруф аль–мукаттаа ведомы Аллаху и их постигнуть невозможно. То есть, любые толкования смыслов этих букв и буквосочетаний не допустимы. Такого мнения придерживался, например арРази. Ибн Теймия также стоял на этой позиции и считал, что смыслы хуруф аль–мукаттаа были открыты только пророку Мухаммаду и помимо него никто не мог знать их. Однако некоторые мусульманские улемы не соглашались с этим и считали возможным попытку объяснения смыслов хуруф аль–мукаттаа. Это были знатоки калама. Они обосновывали это тем, что Аллах ниспослал откровение, которое является доступным для людей. Причем в аятах Корана говорится о том, чтобы люди размышляли над его смыслами. По их мнению, если бы эти буквосочетания не имели бы явного смысла, но в них не было бы необходимости и они не были бы ниспосланы Аллахом. По этим причинам некоторые из них пытались объяснить смыслы хуруф аль–мукаттаа, применяя при этом методы аллегорий (См. Тавиль). Но к единому мнению они так и не пришли. Поэтому известно около 20 различных трактовок этих буквосочетаний. Так, некоторые каламисты считали, что в хуруф аль–мукаттаа выражены некоторые сущностные и атрибутивные качества Аллаха. Например, по их мнению, сочетание букв алифламмим указывает на Божественные имена АллахЛятифМаджид. При этом они ссылались на одно предание от Ибн Аббаса. Другие каламисты считали, что в этих буквах обобщенно выражено несколько атрибутивных имен Аллаха. Например, в том же сочетании букв алифламмим, буква “алиф” указывает на Божественные имена Ахад, Авваль, Ахир, Азали и Абади; “лам”–на Лятиф; а “мим”–на Малик, Маджид, Маннан. Существовало также мнение о том, что хуруф аль–мукаттаа на самом деле являются названиями сур Корана, с которых они начинаются.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007