Хусаиния

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

«Хусаиния»
2) – медресе, духовное мус. религиозное образовательное учреждение в Оренбурге. Учредитель – ДУМ Оренб. обл. Открыто в 1991 г. с целью подготовки имамов-хатыбов и муэдзинов для мус. приходов области. Имеет лицензию мин-ва образования Оренб. обл. от 7.12.2007 г. В 1993 г. в медресе организовано одно из первых в России женских отделений для обучения будущих преподавательниц арабской графике и основам ислама. В 1999 г. начало работать заочное отделение. В наст. время обучение ведется по очной (2 года), заочной и вечерней (по 4 года) формам. На всех отделениях изучаются Коран, арабский яз., акида (богословие), тафсир (толкование Корана), ахляк (этика), история ислама, сира (жизнеописание Пророка), хадисы (его изречения), фикх (мус. право), обязанности имама, а дополнительно при очной форме – татарский яз., педагогика, психология, при заочной – проповедь и ораторское искусство. Если в 1991 г. ЦДУМ направило в Оренбург преподавателей для организации учебного заведения, то в наст. время сложился собств. профессиональный коллектив из 9 педагогов, которые окончили разл. духовные и светские образовательные учреждения Бухары, Ташкента, Оренбурга, Москвы, Казани, Уфы, Октябрьского, а также Ливии и Сирии. Директор – А.А. Шарипов (с 2000). За время работы медресе подготовлено: в 1993 г. – 16 выпускников, в 1994 – 9, в 1995 – 10, в 1996 – 16, в 1997 – 21, в 1998 – 8, 1999 – 21, в 2000 – 12, в 2001 – 17, в 2002 и 2003 – по 6, в 2004 – 46, в 2005 – 13, в 2006 – 8, в 2007 – 14, в 2008 – 33, в 2009 – 33, а всего 290 чел. Они работают имамами и преподавателями в разл. городах и селах Оренб. обл., а также Башкортостана, Пермского края, Челябинской обл., Респ. Казахстан. С 2007 г. медресе стало филиалом Российского исламского ун-та им. Р. Фахретдина (Уфа). После 2 лет подготовки его студенты могут перевестись на 3-й курс РИУ и продолжить обучение. Медресе располагается на тер. Центр. соборной мечети г.Оренбурга и ДУМ Оренб. обл. (ул. Рыбаковская, 98). Для студентов работает столовая, где организовано бесплатное питание, открыта библиотека. И. Каскинов, Д.Д.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009

«Хусаиния»
1) – новометодное медресе при 6-й соборной мечети Оренбурга. В 1889 г. татарские купцы братья Хусаиновы решили открыть джадидское медресе при 9-й соборной мечети Сеитовского посада. Однако в Каргале были сильны консервативные настроения, и в 1890 г. благотворители были вынуждены перенести училище в Оренбург, в приобретенный для этой цели за 10 971,38 руб. 2-этажный каменный дом А. Цепнина на Гостинодворской ул. (ныне ул. Кирова). Мус. средние учебные заведения создавались только при мечетях, поэтому официально медресе Х. начало свою работу лишь с 1.01.1891 г., на следующий день после получения разрешения на постройку в городе 6-й соборной мечети и утверждения ее имама в звании мударриса. Первоначально курс обучения в медресе составлял 10 лет и почти не включал религиозные дисциплины. По спектру и объему преподаваемых предметов Х. вначале была близка к реальным училищам. Однако законодательно медресе могли иметь статус только конфессиональных учебных заведений, поэтому число и объем религиозных дисциплин было увеличено. Курс был увеличен до 14 лет и разбит на 4 отделения: 1-3 классы – начальное отделение (ибтидаия), 4-7 классы – среднее отделение (рушдия), 8–11-й классы – подготовительное к высшему отделение (игдадия), 12–14-й классы – высшее отделение (галия). Окончившие разряд «игдадия» получали свидетельство на звание учителя средней школы. В 1906/07 г. отделение «игдадия» было разделено на два: научное и богословское. В 1910 г. Х. приняла устав по образцу Московского частного ун-та Шанявского. Программа медресе Х. постоянно совершенствовалась, менялся круг дисциплин и соотношение часов на их изучение. Здесь преподавались вероучение, догматическое богословие (акида), Коран и его толкование (тафсир), правила орфоэпического чтения священной книги (таджвид), жизнеописание Пророка (сира), хадисы, история ислама, мус. право (фикх) и его методика (усул фикх), правила распределения наследственных долей (фараид), проповедь и ораторское искусство (вагаз ва хитабат), религиозные песнопения (мунаджат), этика (ахляк), логика (мантыйк), философия и ее история, культурология (мэглюмате мэдэния), русский, татарский, арабский и персидский яз. и литература, немецкий и французский яз., чистописание, арифметика, геометрия с тригонометрией, алгебра, физика, химия, астрономия, география, всеобщая, русская и татарская история, естествознание, зоология и ботаника, законоведение, политэкономия и торговое дело, бухгалтерия, черчение и рисование, педагогика и дидактика, психология, гигиена и основы медицинских знаний, гимнастика. В медресе велась активная внеклассная работа по дополнительному образованию и организации досуга учащихся: действовали разл. кружки, устраивались поэтические конкурсы, диспуты, литературные вечера, концерты, театральные постановки. В 1894 г. при медресе был открыт русский класс с 3-летним курсом обучения в объеме начальных народных училищ Мин-ва народного просвещения, где преподавались русский яз., арифметика, история и география на этом языке. Правит. учреждение пользовалось большой популярностью, и количество его учеников стремительно возрастало. В 1906 г. оно составило 151 чел., в т.ч. на 1-м отделении – 74, на 2-м – 48 и на 3-м – 29 школьников. Для удовлетворения спроса в 1896 г. была введена должность 2-го учителя, а в 1908 г. – 3-го. Однако со временем изучаемые в русском классе предметы появились в программе самого медресе, и число учащихся несколько сократилось – в 1916 г. факультативные занятия посещали уже только 77 мальчиков. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей и обучению выпускников в ун-тах за счет стипендий, учрежденных А.Г. Хусаиновым. Шакирды медресе продолжали обучение в Каирском «аль-Азхаре», Стамбульском и Бейрутском ун-тах. Многие из них по возвращении стали преподавать в Х. Ряд шакирдов продолжили обучение в российских вузах: Петербургском, Казанском, Саратовском ун-тах. Высокие стандарты образования поддерживались в Х. благодаря профессиональному педагогическому коллективу. Директорами медресе были Г.Г. Давлетшин, Г.Х. Даминов, Р. Фахретдин, Т.А. Ильяси, Х.К. Бакиров, заместителями директора по учебной и научной работе – Х.К. Бакиров, С.Н. Бикбулатов, Г.С. Ибрагимов (Шнаси), В.А. Мухаммадиев, Г.Ш. Рахманкулов, Ш.А. Утяганов, Г.М. Файрушин, Ш.М. Файрушин и др. В разное время здесь работали преподавателями ок. 150 чел., среди которых были такие деятели нац. культур, как К.А. Айдаров, З.Н. Аюханов, М.Я. Бигиев, Дж. Дж. Валиди, Н.М. Валишев, Н. Гасрый, Г.Х. Еникеев, Н.И. Еникеев, Х.Г. Забири, Г.Г. Исхаки, З. Кадыри, С.Л. Рамеев, Г.Г. Сагди, И.В. Терегулов, Х.З. ФайзиЧистапули, Т.Г. Ченакай и др. В 1914–15 уч. г. численность педагогического коллектива достигла 35 чел., а обслуживающего персонала – 38. Медресе Х. стало крупным учебнометодическим центром, закладывавшим научную базу для реформирования нац. школ. Его преподаватели и члены попечительского совета разработали целый ряд учебников и пособий, которые широко применялись в мус. образовательных учреждениях Российской империи по: священной истории и истории ислама (Х.Г. Забири, М.Г. Каримов), этике (Х.Г. Забири, М.Г. Каримов, Р. Фахретдин), богословию (Х.Г. Забири, С.К. Камалетдинов, Г. Радуди), культурологии (С.К. Камалетдинов), арабскому яз. (С.Н. Бикбулатов), правописанию (С.К. Камалетдинов), математике (Н.М. Валишев, Ш.В. Вахидов, Г. Файзи, Х.З. Файзи-Чистапули, Г. Фахри), физике (Х.Г. Забири, Х.З. Файзи-Чистапули, Г.С. Шнаси), химии (Г.С. Шнаси), географии (Г.У. Джагофаров, М.Г. Каримов, Г. Радуди, Х. Файзи-Чистапули), естествознанию (Х.К. Бакиров, Г. Радуди), педагогике и методике обучения отдельным предметам (Г.Х. Даминов, М.Г. Каримов, Г.С. Шнаси). Среди преподавателей татарского яз. и литературы в разные годы были такие ее классики, как Ш. Камал, С. Рамеев, Дж. Валиди, М. Каримов. Попечители уделяли особое внимание развитию материально-технической базы медресе, оснащению его совр. оборудованием, обеспечению книгами и наглядными пособиями. В 1903–06 гг. А.Г. Хусаинов построил за 89 964 руб. 84 коп. новый 3-тажный учебный корпус с центр. водяным отоплением и электрическим освещением. В Х. имелись прекрасно оборудованные кабинеты физики, химии, естествознания, труда, ученическая и общая библиотеки, общежитие, столовая, медицинский пункт со штатным фельдшером. После смерти основателя с 1906 г. учебное заведение финансировалось за счет крупнейшего в Российской империи вакуфа А.Г. Хусаинова (см. Попечительский совета вакуфа А.Г. Хусаинова) в 500 тыс. руб., средствами которого управлял особый попечительский совет из 14 чел. Общие расходы на содержание Х. составляли: в 1910 г. – 19 616 руб. 75 коп., в 1911 г. – 21 880 руб. 83 коп., в 1912 г. – 26 465 руб. 75 коп., в 1913 г. – 24 718 руб. 17 коп., в 1914 г. – 23 567 руб. 33 коп. По уровню материально-технического и финансового обеспечения, содержанию программы, широте и разнообразию изучаемых дисциплин, подбору педагогического персонала, организации образовательного процесса Х. была одним из лучших мус. учебных заведений Российской империи, стоявшим в одном ряду с казанским медресе «Мухаммадия», уфимскими «Галия» и «Усмания», троицким «Расулия». Это привлекало сюда абитуриентов не только со всего Волго-Уральского региона, но и Ср. Азии, Сибири, Кавказа, Крыма. Основатель медресе А.Г. Хусаинов определил примерный контингент учащихся в 200 чел. (100 приходящих и 100 пансионеров), но разрешил дополнительно набирать и платных учеников. Поэтому в 1909–10 уч. г. здесь получали образование 235 чел. (94 пансионера), в 1913–14 уч. г. – 294 (151 пансионер), а в 1916–17 уч. г. – 227 (57 пансионеров). Размер платы за обучение устанавливался исходя из материального положения семьи и варьировался от 10 до 100 руб. (за полный пансион). Вместе с тем медресе Х. не оправдало надежд мус. общественности на быстрое превращение в центр массовой подготовки преподавательских кадров для новометодных школ. Среди причин были отсутствие единства внутри попечительского и педагогического советов, между администрацией и шакирдами относительно задач этого учебного заведения, в вопросе выбора в пользу религиозной или светской направленности; статус медресе как конфессионального учебного заведения; ориентация Хусаиновых на подготовку сотрудников для своих фирм. Преподаватели, отстаивавшие достаточно радикальные идеи, были вынуждены покинуть медресе (Г. Исхаки, М. Бигиев). На волне подъема революционных настроений с 1905 г. ученики Х. активно включились в общероссийское движение шакирдов, выступая против религиозной схоластики, за обновление содержания и методов обучения, расширение в программе светских дисциплин, демократизацию школьной жизни. Они устраивали забастовки, митинги, издавали нелегальные газеты и журналы «Чык» («Роса», 1907), «Сонге» («Копье», 1909), «Без» («Шило», 1914) и др. За участие в акциях протеста из медресе Х. в 1905 г. были исключены 27 воспитанников, в 1907 г. – 30, в 1908 г. – 35, в 1912 г. – 52 и т.д. В результате массовых отчислений здесь фактически не было высших классов разряда «галия», предусмотренных уставом. Медресе Х. сыграло важную роль в формировании нац., преимущественно светской интеллигенции мус. народов (в основном татар, башкир и казахов) дореволюционного и особенно советского периодов. Здесь получили образование религиозные деятели Д.Т. Абызгильдин, К.А. Айдаров, С.Н. Бикбулатов, педагоги, ученые-методисты и филологи З.Н. Аюханов, А.А. Айдаров, К.К. Жубанов, Ш.Х. Сарыбаев, Ш.С. Чураев, писатели, поэты и драматурги Х.Ю. Абушаев (Атлаши), С.И. Агиш, Г.С. Амантай, Ш. Г. Ахмадиев, Г.А. Ахмеров (Варлам), Ф.С. Бакиров, М.А. Бурангулов, М.В. Гали, Г.М. Гумер, М. Джалиль, Г.Х. Мустакаев (Биги), Г.Г. Радуди, Р. Ракиби, С.Л. Рамеев, М. Сагди, А.М. Тагиров, Ж.А. Тлепбергенов, М.М. Файзи, Ш. Фидаи, З.Г. Юсупов (Шарки), композитор Х.К. Ибрагимов, артисты и театральные режиссеры И.М. Альмашев, И.Б. Кудашев-Ашкадарский, Н.Н. Сакаев, В.Г. Фатыхов, гос. и военные деятели Н.С. Еникеев, Т.Г. Имаков, А.А. Каспранский, Ш.Х. Усманов, Ш.А. Худайбердин, Б.А. Шафиев и многие др. В досоветский период медресе и его попечительский совет были центрами обществ. активности мус. либералов Оренбурга, вкл. депутатов Госдумы М.-З. Рамиева (см. Рамиевы), Г. Еникеева, лидера Оренб. мус. бюро М. Каримова. В годы гражданской войны шакирды медресе составили основу мус. советских органов на Юж. Урале. В отличие от Казани и Уфы, где медресе были ликвидированы и не стали центрами подготовки советской элиты, Х.в 1917 г. было преобразовано в Учительский ин-т им. А.Г. Хусаинова. В 1920 г. на его базе было открыто 4 самостоятельных ин-та народного образования: татарский (ликвидирован в 1925 г.), башкирский, киргизский (казахский) и восточный. В наст. время в историческом здании медресе располагается агрономический фак-т Оренб. гос. аграрного ун-та. Лит.: Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 г.). – М.–Пг., 1923; ГАОО, ф. 213 («медресе Хусаинова»); Рахимкулова М.Ф. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге. – Оренбург, 1998; Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60–90-е годы XIX в. – М., 1994; Хосэйенов Г. «Хосэйениэ» мэдрэсэhе // Ватандаш. – Уфа, 1997, № 7, с. 122–28. Д.Д., А.Х.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009