Хворостинин Иван Андреевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ХВОРОСТИНИН ИВАН АНДРЕЕВИЧ
писатель 1-й пол. XVII в., большой эрудит и “западник”. Карьера X. началась в годы Смуты, когда он занимал почетную должность кравчего при дворе Лжедмитрия I. Тесное общение с поляками в период службы самозванцу оставило отпечаток на всей последующей жизни князя. Уже после Смуты, будучи царским стольником в Москве (в 1619—1622 гг.), X. позволял себе вольное и незаконопослушное поведение: сначала становится известным его намерение перейти в католичество, затем он отказывается от православных догматов и обрядов: отрицает воскресение мертвых, необходимость соблюдения поста и молитвы, не пускает своих людей в церковь. X. мечтает об обществе умных, образованных людей, ведет себя крайне высокомерно с родичами и равными по статусу особами. Распространяются слухи о его намерении уехать в Литву. Все эти поступки X. дают патриарху Филарету повод обвинить его в еретичестве и отправить на покаяние в Кирилло-Белозерский монастырь (конец 1622—нач. 1623 г.). Находясь там, X. обнаруживает полное раскаяние и в 1624 г. государевым указом возвращается в Москву, где 28 февраля 1625 г. преставляется в схиме, приняв монашеское имя Иосиф. Перу X. принадлежат стихотворный религиозно-полемический трактат “Изложение на еретики-злохульники” и повесть о Смуте — “Словеса дней и царей и святителей московских, еже есть в России”. В отличие от других авторов, писавших о Смуте, X. ставит основной задачей своего сочинения не максимально достоверное воспроизведение событий, а самореабилитацию, попытку отвести обвинения в еретичестве и в склонности к измене. В “Словесах” X. подробно характеризует основных деятелей Смутного времени. Двойственную оценку получает у него Борис Годунов, перечисляя заслуги которого автор не хочет промолчать и о его “неправедных делах”; наследник Бориса — Федор Борисович, напротив, удостаивается наивысших похвал; весьма негативно отзывается X. о Василии Шуйском, но чертами истинного праведника, достойного всяческого преклонения, наделен в “Словесах” патриарх Гермоген. Рассказывая о Лжедмитрии, X. под именем “юноши некоего”, постоянно осуждающего самозванца и призывающего его свернуть с пагубного пути, выводит себя. Прочитав “Словеса”, читатель, по замыслу автора, должен был убедиться, что князь X., хотя и состоял на службе у Расстриги, не одобрял его действий и прикладывал усилия, чтобы побудить его изменить поведение. Восторженные же отзывы X. о Гермогене, основной заслугой которого “Словеса” признают его высокое благочестие, должны свидетельствовать об ортодоксальном православии и самого автора. “Словеса” известны в четырех списках; все они дефектны — утрачен конец сочинения. Тем не менее, благодаря литературным своим достоинствам и незаурядной личности самого автора, “Словеса” принадлежат к числу интереснейших произведений о Смутном времени. Изд.: Изложение на еретики-злохульники // Савва В. И. Сочинения князя Ивана Андреевича Хворостинина // ЛЗАК за 1905 г., вып. 18.—СПб.. 1907.—С. 1—106; Словеса дней и царей и святителей московских // Памятники древней русской письменности, относящиеся к Смутному времени.— СПб., 1909.— С. 525— 558; РИБ.— Т. 13; То же / Подг. текста и комм. Е. П. Семеновой; Перевод Д. М. Буланина // ПЛДР: Конец XVI — начало XVII века.— М., 1987.— С. 428—463, 599—604. Лит.: Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в. как исторический источник.—СПб., 1913.—С. 230— 240; Комарович В. Л. “Смутное время” в изображении литературных памятников 1612— 1630 гг. // История русской литературы.— Т. 2, ч. 2.—С. 57—60; Семенова Е. П. И. А. Хво-ростинин и его “Словеса дней” // ТОДРЛ.— 1979.— Т. 34.— С. 286—297. И. Ю. Серова

Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996

Хворостинин Иван Андреевич

Хворостинин, называемый также по прозвищу отца Х.-Старковский (Иван Андреевич) - князь, "летописец". В 1606 г. был окольничим и затем кравчим при дворе Лжедимитрия I ; при Василии Ивановиче Шуйском был послан на покаяние в Иосифов Волоколамский монастырь за свою близость к самозванцу и за "еретичество". Возвращенный в Москву около 1611 г., Х. присутствовал при столкновении Гермогена с боярским правительством, стоя на стороне первого; в 1613 г. был послан воеводой в Мценск, а в следующем году находился уже в числе "больших воевод Украинского разряда" и стоял со сторожевыми полками в Новосили. В 1618 г. был послан воеводой в Переяславль-Рязанский, где удачно "отсиделся от черкас", и за это, по возвращении в Москву, был пожалован "у стола" серебряным кубком и шубой в 160 рублей. Этим и оканчиваются его военные подвиги. Вследствие накоплявшегося все более и более недовольства современным строем московской жизни и особенно одним внешним и грубым проявлением религиозности и правоверия "глупых" москвичей, Х. стал открыто выражать свое "еретичество", "приставать к польским и литовским попам и полякам" и заводить у себя латинские книги и образа, почитая их "наравне с образами греческого письма". По приказанию царя и патриарха, был произведен в его доме обыск, образа и книги были отобраны, но сам он был пощажен, причем ему сделали "заказ" с "еретиками не знаться и ереси не перенимать". Несмотря на это, Х. продолжал "увлекаться ересью", своим крестьянам запрещал ходить в церковь, якобы "глумился" над религией, более прежнего бранил своих современников, про которых писал в одном из своих "писем", что в Москве "все люд глупый, жити... не с кем..." и даже хотел продать свои вотчины и уехать в Литву. Все это вместе послужило поводом ко вторичной ссылке Хворостинина в Кириллов-Белозерский монастырь (1623), где он должен был жить под надзором "доброго" и "житьем крепкого старца", не выходить из монастыря, ни с кем не видеться... Такое тяжкое положение вскоре побудило его "раскаяться", и он уже в 1624 г. был освобожден и восстановлен "во дворянах по-прежнему"; но пользовался свободой недолго; 28 февраля 1625 г. скончался, приняв перед смертью монашество, с именем Иосифа. Современники почти единогласно называют его самоуверенным, надменным и дерзким. "Летописный" труд Х. носит название: "Словеса дней и царей и святителей московских, еже есть в России". Он сохранился в единственном списке, с несколькими пропусками и без конца, находящемся ныне в Императорской Публичной Библиотеке. И по своему содержанию, и по личности автора "Словеса" представляют значительный интерес. В них в витиеватой форме изложены события и даны характеристики от Бориса Годунова до взятия Москвы князем Пожарским . Наряду с похвалами, автор обвиняет Бориса Годунова в "высокоумии", считая последнего причиной его падения, сильно корит Лжедимитрия и Шуйского и расточает самые лестные похвалы патриарху Гермогену. При этом, как утверждает профессор С.Ф. Платонов , довольно резко проявляются личные взгляды автора и его личные цели: "он более всего старался оправдать свое поведение в смуту, избавиться от обвинения в еретичестве и заявить о своем патриотизме и правоверии". Писаны "Словеса" около 1619 - 1624 гг. См. П.Н. Петров "История родов русского дворянства" (часть I); митрополит Макарий "История русской церкви", (т. XI); С.Ф. Платонов "Древние русские сказания и повести о Смутном времени XVII века, как исторический источник" (Санкт-Петербург, 1888) и заметку в "Русском Архиве", 1880, том III, стр. 482. В. Р-в.

Источник: Биографический словарь. 2008