Хвощинская, Надежда Дмитриевна

Найдено 1 определение
Хвощинская, Надежда Дмитриевна

— писательница, известная в литературе под псевдонимом "В. Крестовский", род. в Рязани 20 мая 1825 г., умерла в Петергофе 7 июня 1889 г. Отец Хвощинской, бывший артиллерист, по выходе в отставку служил в разных уездных городках Рязанской губернии по ведомству коннозаводства; он был человек образованный, очень живой и общительный; мать, полька по происхождению, получила обычное образование девушек того времени, владела в совершенстве французским языком и передала это знание своим детям. Рано пришлось Хвощинской познакомиться с жизнью. Когда она была еще ребенком, отец ее, обвиненный в растрате казенных денег, попал под суд и после нескольких лет неопределенного и тяжелого положения подсудимого подвергся взысканию в размере 15 тысяч рублей и тем лишился всего своего состояния. В довершение бедствия, он после суда долгое время оставался без места и только через десять лет ему удалось снова поступить на службу. Семье пришлось вести самый скромный образ жизни, и Х. впоследствии рассказывала, что в щели их домика просвечивало зимнее солнце и что ее мелкий, убористый почерк был вызван необходимостью беречь бумагу. Таким образом детство Хвощинской протекло среди суровой действительности, которая, впрочем, оказала на нее благотворное влияние, развив в ней энергию, любовь к труду и терпение. Уже на десятом году она помогала отцу в его работе, переписывала деловые бумаги, копировала планы и т. п. Образование Х. получила только домашнее; одно время ее поместили в частный рязанский пансион, но бедность вскоре заставила родителей взять ее опять к себе. Таким образом своим развитием и образованием Х. обязана самой себе. Имея свободный доступ к библиотеке отца, она с детства пристрастилась к чтению и читала без разбора все, что ей попадало в руки; между прочим она еще девочкой познакомилась с сочинениями Сведенборга и с Апокалипсисом, благодаря которым в ней зародилась склонность к мистицизму. Самая тесная дружба связывала Хвощинскую с ее сестрой Софьей Дмитриевной (см.), которая вполне разделяла ее взгляды и стремления. В обеих сестрах рано появилась страсть к литературным занятиям; еще девочкой Хвощинская начала писать стихи и задумала даже издавать журнал под названием "Звездочка"; она сама состояла редактором журнала, а сестра и брат сотрудниками. Отъезд сестры в институт прервал эти литературные забавы. Вскоре после разлуки с сестрой Х. несколько времени провела у своего дяди в Москве; там она впервые ознакомилась с произведениями многих русских и иностранных авторов, Шекспира, Шиллера, Данте и других, и это знакомство не могло не повлиять весьма благотворно на ее дальнейшее развитие. В Москве же Х. много занималась музыкой и усовершенствовалась в итальянском языке, который начала изучать уже в Рязани. Между тем она не прекращала и своих литературных занятий. В 1847 г. появились в периодических изданиях первые стихотворения Хвощинской, а за ними, начиная с 1850 г., последовал непрерывный ряд стихотворений, романов, повестей, критических статей и переводов, и уже через девять лет вышли отдельным изданием в 6 томах ее романы и повести ("Романы и повести В. Крестовского", СПб., 1859). В 1852 г. Х. на некоторое время с отцом приехала в Петербург, где у ней, как и в Москве, были родные. Последние любезно отнеслись к молодой писательнице, радушно встретил ее и кружок Краевского. Ободренная таким приемом, Х. по возвращении в Рязань с удвоенной энергией принялась за работу. В это время и критика, относившаяся к Хвощинской сначала очень сдержанно, стала давать о ее произведениях все более и более одобрительные отзывы. С увеличением известности растет и гонорар, получаемый Хвощинской, и дает ей возможность оказывать существенную помощь своей семье, которая после смерти отца (1856) находилась в еще более затруднительном положении, чем прежде. Рязанское общество косо смотрело на молодую писательницу: ее нелюбовь к выездам, мужские привычки, усвоенные от отца, и, наконец, ее занятия литературой не располагали в ее пользу; Хвощинскую считали странной, чуть ли не сумасшедшей. Благодаря такому к ней отношению общества, она еще более уединялась, ведя вместе с сестрой трудовую жизнь в тесном семейном кругу. Единственным для нее развлечением служили поездки в Петербург, где она находила радушный прием в литературном мире. В это сравнительно счастливое время ее жизни, как гром, поразила ее смерть сестры (1865). Х., самоотверженно ходившая за больной, была в полном отчаянии: в сестре она потеряла лучшего друга, помощницу и товарища в трудах и житейских передрягах. С горя Х. тяжко захворала, одно время была даже психически расстроена и помышляла лишить себя жизни. Оправившись, она неожиданно для всех вышла замуж за лечившего покойную сестру доктора Зайончковского. Это был еще молодой человек, добрый и хорошо образованный, но с крайними убеждениями. Обвиненный в 1863 г. в распространении прокламаций, Зайончковский 11 месяцев просидел в крепости, где тяжко простудился. Женился он на Хвощинской уже совсем больным. Этот в высшей степени странный брак объясняется отчасти самою Хвощинскою: "из-за того, говорит она, я замуж пошла, что боялась одиночества; разве можно никого не иметь?" Брак этот был неудачным: Зайончковский слишком расходился во взглядах со своей женой; к тому же болезнь делала его капризным и придирчивым, и он измучил жену нравственно и физически. Зимой 1866 г. Х. сама опасно заболела горячкой и после выздоровления долго еще чувствовала слабость и расстройство нервов. При таких условиях работать ей было совершенно невозможно, а между тем она была для семьи и мужа единственной кормилицей. В 1868 г. доктора отправили Зайончковского для лечения за границу, там он и умер в 1872 г. Пользуясь его отсутствием, Надежда Дмитриевна снова принялась за работу; в это время она писала известный роман "Большая медведица" ("Вестник Европы", 1870 и 1871 гг., отдельные издания в 1872, 1875 и 1883 гг.) и работала над ним дни и ночи. Следствием такой усиленной работы было переутомление, вызвавшее на некоторое время полную апатию и мрачное настроение. В 1884 г., похоронив свою мать, Х. покинула Рязань и переселилась на постоянное жительство в Петербург; но и там, как в Рязани, она вела жизнь почти затворническую, хандра, начавшаяся еще в провинции, не покидала ее и в столице, не прерывая однако ее литературных занятий. За Хвощинской уже окончательно признано литературное значение, публика и критика ей сочувствуют. Еще в 1880 г. рязанская молодежь устроила ей овацию. В апреле 1883 г. ей подносятся в Петербурге адрес и часы от читателей и товарищей по литературной деятельности. В Москве в это же время почитатели Хвощинской, узнав о ее бедственном материальном положении, устроили в ее пользу вечер и собрали 700 рублей. Отдавая почти весь свой заработок семье, Х. до такой степени нуждалась сама, что ей иногда приходилось занимать по нескольку рублей в знакомой редакции и что в 1887 и 1888 гг. Литературный Фонд счел необходимым оказать ей вспомоществование. С 1885 г. здоровье Хвощинской начало мало-помалу расшатываться. Осенью сего года она серьезно заболела, но несмотря на запрещение врача продолжала работать. Характер Хвощинской под конец жизни очень изменяется: из добродушного и веселого он становится желчным и меланхолическим, юмор переходит в сарказмы; в ее сочинениях проявляется крайняя тенденциозность. В мае 1889 г., благодаря помощи Литературного Фонда, Х., совсем уже больная, могла переехать на дачу в Петергоф; там она и скончалась 7 июня 1889 г.


Первые стихотворения Хвощинской ("В сумерки", "Птичка" и др.) были напечатаны в 1847 г. частью в "Литературной газете", частью в "Иллюстрации". Ободряемая редактором "Литературной газеты" Зотовым, Х. с 1850 г. предается непрерывной литературной деятельности, помещая свои стихотворения в различных журналах, преимущественно же в "Отечественных записках" и "Пантеоне"; лучшие из них "Нет я не назову обманом", "Не могу я приняться за дело", "Поздней осени порою" и др. Некоторые из них, правда, несколько туманны и небрежно отделаны, но их оригинальность, глубокая мысль и чувство производят на читателя глубокое впечатление. По своему содержанию это по большей части элегия. С 1850 г. Х., кроме стихотворений, начинает писать и прозу. Первой попыткой в прозе была повесть "Анна Михайловна" ("Отечественные записки", 1850 г.), напечатанная под псевдонимом "В. Крестовский", которым с этих пор Х. и подписывала все свои романы и повести. В первых своих романах и повестях Х. изображает драмы семейной жизни; на фоне пошлой провинциальной жизни она рисует с одной стороны семейных деспотов, с другой "униженных и оскорбленных" в семье ("Анна Михайловна", "Испытание", "В ожидании лучшего" и др.). С 1860 г. в ее произведениях появляется новая струя: Х. затрагивает вопросы общественные ("Пансионерка", "За стеною", "Первая борьба", "Большая Медведица" и др.). До 70-х годов Х. изображала время дореформенное: мало бывая в обществе, она сначала несимпатично относилась к молодежи 60-х годов и не понимала ее. Но ближе познакомившись с нею, она делается горячей ее сторонницей и защитницей. С этих пор Х. уже не возвращается к прежним темам и рисует типы современных людей ("Свидание", "Прощанье", "Счастливые люди", "Между друзьями" и др.). Произведения Хвощинской все субъективны: она строго проводит свои взгляды, свою мораль и рисует действующих лиц только с той стороны, которая требуется для достижения цели автора. От этого страдают типы действующих лиц: они выходят односторонними, но рельефными, и в этом-то, равно как и в слоге, который в иных местах уже слишком небрежен, заключаются причины, почему место Хвощинской в литературе только второстепенное. Главные достоинства ее прозаических произведений заключаются в глубине мысли и чувства. Кроме того, Х. обладает мастерским психологическим анализом и прекрасно изображает некоторые стороны душевной жизни, особенно в женщине. Хороши у нее также описания природы. Лучшие романы Хвощинской: "В ожидании лучшего", "Большая Медведвца", "Первая борьба" и др. Критические статьи Х. начала писать в 1861 г. ("Провинциальные письма о нашей литературе"). Особым критическим талантом она не обладала. В 80-х годах Х. мало писала оригинального, занимаясь переводами с французского и итальянского. Переводы свои она помещала в "Отечественных записках", "Деле", "Изящной литературе", "Русской Мысли" и др.


Жизнь и труды Хвощинской рисуют ее в очень симпатичном свете: это была личность в высшей степени энергичная, с недюжинным строго-логичным умом, добрая до самопожертвования. Характеристичной особенностью ее было отвращение от всякой лжи и рисовки. Когда ей было 13 лет, духовник ее, узнав о ее литературных занятиях, сказал ей: "Велик или мал будет твой дар, помни одно: не пиши никогда ни одного слова против совести". Слова эти были заветом для Хвощинской, который она блюла во всю свою жизнь.


Кн. Н. Н. Голицын: "Библиографический словарь русских писательниц". — С. И. Пономарев: "Наши писательницы". — М. Цебрикова: "Очерк жизни Н. Д. Хвощинской-Зайончковской" ("Мир Божий", 1897 г., декабрь).


Е. Кульман.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008