(В. Крестовский — псевдоним) — известная русская писательница. Род. 20 мая 1825 г. в Рязанской губ., в семье небогатого чиновника из дворян. Отец X. был обвинен в растрате казенных денег и лишился места и своего небольшого состояния, проданного для пополнения растраты. Первые годы X. прошли в очень тяжелой материальной обстановке, которая скрашивалась самоотверженной любовью матери. Воспитание X. получила дома; с 13 лет она брала уроки у семинариста, готовившего ее брата к поступлению в корпус. Еще в детстве X. перечитала все, что можно было найти в библиотеке отца, и вместе с сестрой (впоследствии тоже романисткой, писавшей под псевдонимом Весеньев) и братом составляла рукописный журнал, а позднее писала исторические романы. С помощью матери она изучила французский язык; Гюго сделался властителем дум ее юности. Живя в Москве, в доме дяди, X. изучила итальянский язык и зачитывалась Шиллером. Сильное влияние на нее имел Белинский. Первыми ее печатными опытами были стихотворения, которые она помещала в 1847 и 1848 гг. в "Иллюстрации" и "Литературной Газете"; за ними последовали прозаические произведения, вскоре доставившие ей известность и независимое положение в семье. Живя в Рязани, где отец ее снова получил место, и лишь наезжая в Петербург, X. работала в "Отечественных Записках", "Литературной Газете", "Пантеоне" и "Русском Вестнике". Смерть отца сделала X. и ее сестру Софью опорой семьи, в которой после смерти Софьи X. осталась единственной работницей. В Рязани X. познакомилась с Салтыковым, который служил там вице-губернатором; позднее между ними установились дружеские отношения. В половине 1860-х гг. с X. познакомился известный поэт Щербина, который влюбился в нее и делал ей предложение. В 1865 г. умерла сестра X., Софья (Весеньев); вскоре после того X. вышла замуж за врача И. И. Зайончковского. Зайончковский был значительно моложе ее; в Рязань он был выслан по политическому делу и сблизился с X. у постели ее умиравшей сестры. Семейная жизнь X. не была счастливой. Зайончковский оказался плохим семьянином; X. очень снисходительно относилась к его увлечениям и сохранила к нему до конца дружеское чувство. Большей частью Зайончковский жил, лечась, за границей, где и умер в 1872 г. от скоротечной чахотки. Последние годы жизни X. провела в СПб. Несмотря на свою известность и постоянную литературную работу, X. в конце жизни нередко нуждалась; даже похоронить ее пришлось на средства литературного фонда. Она умерла в июне 1889 г. на даче в Старом Петергофе и похоронена там же. X. принадлежит к числу самых плодовитых русских писательниц; она работала в области романа, повести, драмы, лирики, выступала в качестве критика и переводчицы. Пользуясь библиографической работой г. Я. ("Русская Мысль" за 1890 г. № 7), приводим перечень главных трудов X. В 1850 г. она напечатала повести "Анна Михайловна" и "Сельский учитель" в "Отеч. Записках" и драматическую фантазию "Джулио" в "Пантеон". В 1852 г. — повести "Еще год" и "Искушение" в "Отеч. Записках"; "Утренний визит", провинциальная сцена, в "Пантеоне". В 1853 г. — повести "Несколько летних дней" ("Отеч. Зап.") и "Деревенский случай" ("Пант."), роман "Кто остался доволен" ("Отеч. Зап."), "Решительный час", сцена (там же). В 1854 г. — роман "Испытание" ("Отеч. Зап.") и "В дороге", рассказ, в "СПб. Ведом.". В 1855 г. — деревенская история "Фразы" в "Отеч. Записках". В 1856 г. — романы "Последнее действие комедии" и "Свободное время", в "Отеч. Записках". В 1857 г. — роман "Баритон" и "Из связки писем, брошенной в огонь" ("Отеч. Зап."). В 1858 г. — повесть "Старое горе" и рассказ "Братец" ("Отеч. Зап."). В 1859 г. — повесть "Недописанная тетрадь" ("Отеч. Зап."). В этом же году появилось шеститомное издание "Романов и повестей" В. Крестовского. В 1860 г. X. напечатала романы "Встреча" в "Отеч. Зап." и "В ожидании лучшего" в "Русск. Вестнике". В 1861 г. появилась повесть "Пансионерка" ("Отеч. Зап."). В 1862 г. — повесть "Стоячая вода" ("Русск. Вестн.") и рассказ "За стеной" ("Отеч. Записки"). В 1864 г. — повести "Домашнее дело" ("Отеч. Зап.") и "Старый портрет — новый оригинал" ("Библ. для Чтения"). К 1865 г. относится роман "Недавнее" ("Отеч. Зап."). В 1866 г. вышли 7-й и 8-й тома "Романов и повестей". В 1868 г. появилась повесть "Два памятные дня" ("От. Зап."). В 1869 г. — повесть "Первая борьба" ("Отеч. Зап."), В 1870 г. — роман "Большая Медведица" ("Вестн. Европы"). В 1874 г. — отрывки "Счастливые люди" ("Отеч. Зап.") и "Альбом" ("Вестн. Европы"). В 1876 г. — рассказ "На вечере" ("Отеч. Записки"). В 1877 г. — "Из записной книжки" и "Между друзьями" ("Отеч. Зап."). В 1878 г. напечатана в "Отеч. Записках" первая часть неоконченного романа "Былое". В 1879 г. — рассказ "Свиданье", в "Отеч. Зап.". В 1880 г. вышли в свет два первые тома "Повестей" и сборник "Очерки и рассказы", в 1881 г. — третий том "Повестей", в 1882 г. — вторая книга "Очерков и рассказов", в 1883 г. — четвертый том "Очерков и рассказов"; тогда же был напечатан рассказ "Здоровые" в "Отечеств. Записках". В 1885 г. напечатан в "Сев. Вестн." роман "Обязанности" и вышел в свет сборник "На память". В 1887 г. — рассказ "Жить, как люди живут" ("Вестн. Европы"). В 1889 г. появился в "Русск. Вед." отрывок "Вьюга". Стихотворения X. появлялись в журналах до 1858 г. "Критические очерки" X. вела в "Отечеств. Зап.", под псевдонимом Поречникова, и позднее, под разными псевдонимами, в "Русск. Ведом.". Первые критические отзывы X. были, в общем, неблагоприятны; затем, после сочувственных статей Е. Тур ("Русская Речь", 1861, №12) и Боборыкина ("Библ. для Чтения", 1863, № 2), литературная деятельность X. встретила резкое осуждение в статье Шелгунова: "Женское бездушие" ("Дело", 1870, №9). Автор этой статьи признавал общий тон произведений X. реакционным, философию ее — проповедующей всем слабым "смирение и покорность". Почти столь же суровым было отношение к произведениям X. г. Скабичевского; в статье: "Волны русского прогресса" ("Отеч. Зап.", 1872, № 1) он объясняет возрастание успеха X. в 70-х гг. начавшейся в обществе реакцией, которая сделала возможным успех идеализации пошлости; так называет автор пристрастие X. к "идеальным" героям и героиням. Впоследствии и Шелгунов, и Скабичевский значительно изменили свое отношение к X. В конце 70-х и начале 80-х годов сочувственное отношение критики к X. окончательно установилось. М. Протопопов в "Русск. Богатстве" (1880, № 3), признал талант X. не стареющимся, а крепнущим с годами. Еще более симпатичным был отзыв г. Боборыкина ("Слово", 1879, № 7), находившего, что и на Западе нет, за исключением Джоржа Элиота, такой современной писательницы, как X. К. Арсеньев, в "Вестнике Европы" 1885 г., ставит имя X. наряду с именами Жорж Санд, Кэррер Белль и Джоржа Элиота. Столь же лестным был отзыв о X. Н. К. Михайловского, в рецензии на роман "Обязанность". Сочувственно отнеслась к X., в конце ее литературной деятельности, и критика противоположного литературного лагеря, как, напр., рецензент "Русск. Вестника" (1880, № 10). В итоге, отзывы критики сводились к признанию за X. оригинального, хотя и не особенно яркого таланта, стойкой преданности прогрессивному миросозерцанию и искреннего, теплого чувства, проникающего все ее произведения. Наряду с этим почти все критики признавали некоторую узость наблюдений X. и некоторую сочиненность ее идеальных лиц. "На г. Крестовском, — читаем мы в рецензии Н. К. Михайловского, — повторилась очень известная в нашей литературе история. "Злые персонажи" его произведений — живые, хотя и скверные люди, а персонажи "добродетельные" чрезвычайно скучны, как манекены... Его добродетельные герои добродетельны до сверхъестественного, добродетельны, как пропись, как букварь, и именно потому в них очень мало человеческого". В одной из новейших работ о X. г. Протопопов ("Женское творчество", "Русская Мысль", 1891) делает такую характеристику того момента в общественном развитии, выразителем которого явилась X.: "Произошел переворот в понятиях, который должен был впоследствии привести к перевороту в нравах. Общество стало понимать, что казнокрадство и патриотизм — вещи несовместимые; что низкопоклонство перед высшими и высокомерие перед низшими совершенно неправильно называть умением жить, что честность и бескорыстие — не то же, что ротозейство и глупость, что фамусовщина и чичиковщина совсем напрасно пользуются репутацией благонамеренности, что светильник ума надо держать на столе, а не под столом; что шапками нельзя сражаться и на одну "подоплеку" нельзя возлагать всех надежд. Переход от ветхозаветной домостроевской морали к морали этого рода был огромным прогрессом, и выразителем этого фазиса развития была Зайончковская". Талант X. — живой и искренний, но далеко не первоклассный. Образы ее не запечатлеваются в памяти; больше захватывает она задушевностью тона. Современным людям романы X. говорят очень мало.
Литература.
В. Семевский, "Русс. Мысль" (1890, №№ 10, 11, 12); Арсеньев, "Критические этюды" (т. I); А. Григорьев "Сочинения" (I, 51); К. Аксаков, "Русск. Беседа" (1857, № 1); Шелгунов, "Дело" (1870, № 9); Боборыкин, "Слово" (1879, № 7); Протопопов, "Русск. Мысль" (1891, 1893, № 2); Скабичевский, "Сочинения" (т. 1) и "Ист. нов. русск. лит."; Чуйко, "Наблюдатель" (1889, № 1); Южаков, "Сев. Вестн." (1887, № 1); воспоминания о X. ("Русск. Старина", 1897—98).Н. Коробка.
{Брокгауз}