Хвостова Александра Петровна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Хвостова Александра Петровна

Хвостова (Александра Петровна, урожденная Хераскова) - писательница (1768 - 1853). Получила тщательное домашнее образование. Как племянница Хераскова , она выросла в литературной среде; уже в ранней молодости у нее появились литературные интересы. В 1796 г. она выпустила в свет небольшое произведение в духе сентиментализма под заглавием: "Камин и Ручеек", написанное хорошей карамзинской прозой и пользовавшееся огромным успехом у современников. До напечатания оно было распространено в списках, а в течение года по напечатании разошлось в числе 2400 экземпляров, очень крупном для того времени. Оно было переведено на немецкий, французский и английский языки. По свидетельству Вигеля , салон Х. собирал в себе все, что выдавалась образованием и талантами в тогдашнем петербургском обществе. Когда в начале XIX века мистическое настроение стало овладевать некоторыми слоями высшего петербургского общества, Х. сильно увлеклась этим течением, сблизилась с целым кружком мистически настроенных лиц, между прочим, с А.Ф. Лабзиным , и сотрудничала в его "Сиоском Вестнике". Под влиянием этого религиозного настроения она написала ряд рассуждений: "Письмо христианки, тоскующей по горнем своем отечестве, к двум друзьям, мужу и жене" (1815); "Советы души моей, творение христианки, тоскующей по горнем своем отечестве" (1816); "Письмо к другу и завещание отца сыну" (1816). Когда начались гонения на мистиков, Х. была выслана из Петербурга и поселилась в Киеве. Здесь она была избрана председательницей "Киевского общества для помощи бедным" и состояла начальницей женского училища графини А.В. Левашевой. Ср. "Воспоминания Вигеля" ("Киевская Старина", 1882).

Источник: Биографический словарь. 2008

Хвостова, Александра Петровна

— дочь Петра Матвеевича Хераскова, брата известного писателя, и Елизаветы Петровны, урожденной графини Девьер, род. в Петербурге в 1768 г., умерла в 1853 г.; воспитание получила домашнее, но очень тщательное. Уже в детстве, под надзором родителей, она основательно изучила иностранные языки и познакомилась не только с чужими литературами, но и с родной русской, что тогда в офранцузившемся русском обществе не считалось необходимостью. Вероятно еще в ранней молодости у ней проявились литературные интересы: она ведь была родной племянницей "Российского Гомера" и "Российской де ла Сюзы", знаменитой тогда в русской литературе четы Херасковых. 20 лет от роду Х. уже выступила в печати с небольшим переводным произведением "О тройственном пути". Рано вступила она и в большой свет и скоро обратила здесь на себя общее внимание. Среди высшего общества она выделялась своими талантами и образованием, но, главное, — знанием родной русской жизни. Вигель, близко знавший ее, говорит, что "разговорный язык лучшего света был ей так же знаком, как и все наши простонародные поговорки... По-французски она писала разве только хуже Севинье, голос имела очаровательный и в свое время была первою в столице музыканткой и певицей". Живая, всем интересующаяся, она удивляла всех разносторонностью и гибкостью ума: она умела говорить с одинаковою живостью и "с попом, с деревенскою барыней или с степным дворянином, как с первым государственным человеком". "Обо всем умела она судить, правда, довольно поверхностно, но всегда умно и приятно". Немудрено, что молодая девушка пользовалась большим успехом в столичном обществе: "и придворные, и дипломаты, и писатели, и русские, и иностранцы", — все, по словам Вигеля, "были у ее ног…". Конечно, немало этим успехам способствовала ее литературная слава. В 1796 г. Х. выпустила в свет свое небольшое прозаическое сентиментальное произведение "Камин и Ручеек", написанное прекрасным карамзинским языком. Сочинение это имело большой успех и в рукописях распространилось в обеих столицах. По словам одного современника, "во всех ученых кабинетах, во всех будуарах" можно было встретить это сочинение в рукописи, а когда оно было напечатано, то в течение года его разошлось 2400 экземпл. и оно было переведено на французский, немецкий и английский языки. Не так счастливо сложилась частная жизнь Александры Петровны; родители поспешили выдать ее замуж и выдали неудачно за Дм. Сем. Хвостова, "человека, по словам Вигеля, глупого, грубого и порочного". Вскоре она была совсем брошена мужем. В это время мы видим ее хозяйкой салона, в котором собирались многие передовые люди того времени. "Почти каждый вечер, рассказывает Вигель, в сих комнатах собиралось прелюбезное общество, составленное по большей части из отборных иностранцев, из малой части молодых женщин, строгих к себе и снисходительных к другим, и из немногих русских, довольно образованных, чтобы знать цену такого дома". Среди "отборных иностранцев" завсегдатаями салона Хвостовой были, между прочим, известные графы Местры. Влиянию этих иностранцев, а, быть может, отчасти и семейных неудач можно приписать обстоятельство, что мистицизм, овладевший русским обществом в начале века, с особенной силой сказался у Хвостовой. С годами она становилась все упорнее в своем увлечении, стала ездить по русским святыням, тесно сошлась с целым кружком единомышленниц и играла в их среде видную роль. Под влиянием этого религиозного настроения она написала целый ряд душеспасительных рассуждений, так, в 1815 г. — "Письмо христианки, тоскующей по горнем своем отечестве, к двум друзьям ее, мужу и жене"; в 1816 г. — "Советы души моей, творение христианки, тоскующей по горнем своем отечестве" и "Письмо к другу и завещание отца сыну". В это время она была близка с известным мистиком А. Ф. Лабзиным и сотрудничала в его "Сионском Вестнике". В конце царствования Александра I, когда открыты были гонения на мистиков, ее в 1823 г. вместе с г-жей Крюденер и некоторыми другими единомышленницами удалили из столицы. Х. поселилась в Киеве, где и осталась жить до самой смерти. В 1833 г. она была выбрана председательницей "Киевского общества для помощи бедным". Эта деятельность была совсем по ней. По словам людей, хорошо ее знавших, еще в молодости "сострадательность была главной чертой ее характера; денег у нее не было, и несчастным она помогала не одними слезами, а неимоверной деятельностью; мучила друзей, наряжала их преследовать сильных и богатых, дабы исторгнуть у них помощь страждущим. Она была великая искусница утешать и успокоивать печальных". Понятно поэтому, что в роли председательницы благотворительного учреждения она сказалась на своем месте и вскоре заслужила общую любовь и уважение киевлян. В том же 1833 г. она была сделана начальницей женского училища, учрежденного графиней А. В. Левашовой. Деятельность руководительницы молодого поколения точно так же подошла к характеру Хвостовой. До конца своих дней она сохранила бодрость духа и ясность рассудка. "Обращение ее, полное искреннего привета и сердечного радушия, рассказывает один из знавших ее в эту пору, было невыразимо очаровательно; беседа ее была исполнена необыкновенной увлекательности и прелести".


Макаров: "Дамский Журнал" 1830 г., ч. 30. — "Московские Вед.", 1855 г., № 129. — Кн. Вяземский в "Росс. Родословн. сборнике" кн. Долгорукова, 1841, 2. — Воспоминания Вигеля, ч. II, III, VII ("Киевск. Старина", 1882 г., т. I). — "Сев. Пчела", 1849 г., № 37. — Кн. Н. Н. Голицын: "Библиограф словарь русских писательниц". — Руссов: "Библиогр. каталог росс. писат.".


В. В. Сиповский.


{Половцов}





Хвостова, Александра Петровна


(урожденная Хераскова, 1768—1853) — писательница. Получила тщательное домашнее образование. Как племянница Херсакова, она выросла в литературной среде; уже в ранней молодости у нее проявились литературные интересы. В 1796 г. она выпустила в свет небольшое произведение в духе сентиментализма под загл.: "Камин и Ручеек", написанное хорошей Карамзинской прозой и пользовавшееся огромным успехом у современников. До напечатания оно было распространено в списках, а в течение года по напечатании разошлось в числе 2400 экз., очень крупном для того времени. Оно было переведено на нем., франц. и англ. языки. По свидетельству Вигеля, салон X. собирал в себе все, что выдавалась образованием и талантами в тогдашнем петербургском обществе. Когда в начале XIX в. мистическое настроение стало овладевать некоторыми слоями высшего петербургского общества, X. сильно увлеклась этим течением, сблизилась с целым кружком мистически настроенных лиц, между прочим с А. Ф. Лабзиным, и сотрудничала в его "Сионском Вестнике". Под влиянием этого религиозного настроения она написала ряд рассуждений: "Письмо христианки, тоскующей по горнем своем отечестве, к двум друзьям, мужу и жене" (1815); "Советы души моей, творение христианки, тоскующей по горнем своем отечестве" (1816); "Письмо к другу и завещание отца сыну" (1816). Когда начались гонения на мистиков, X. была выслана из Петербурга и поселилась в Киеве. Здесь она была избрана председательницей "Киевского общества для помощи бедным" и состояла начальницей женского училища графини А. В. Левашевой.


Ср. "Воспоминания Вигеля" ("Киевская Старина", 1882).


{Брокгауз}





Хвостова, Александра Петровна


беллетристка; р. 1767, † 1853 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008