ХЁЙЗИНГА
ХЁЙЗИНГА
Huizinga), Йохан (7.XII.1872 - 1.II.1945) - голл. историк культуры. Проф. Гронин-генского (в 1905-15) и Лейденского (в 1915-40) ун-тов. В годы нем.-фаш. оккупации Нидерландов подвергся заключению в концлагерь. По образованию индолог, X. получил мировую известность благодаря исследованиям по истории зап.-европ. средневековья и Возрождения: "Эразм" ("Erasmus", N. Y.-L., 1924) и особенно "Осень средневековья" ("Herfsttij der Middeleeuwen", Haarlem, 1919) - о франко-фламандской культуре бургундского гос-ва в 15 в. В этой работе X. выявил общие черты зрелой средневек. культуры (бюргерской и гл. обр. феодально-куртуазной), взятые, однако, в момент их кризисного разложения. Тем самым X. показал отличие т. н. Сев. Возрождения, подготавливавшего переход к культуре нового времени через внутр. борьбу и самоотрицание ср.-век. мышления, от класспч. итал. Возрождения; теоретич. представления X. о соотношении средневековья и Возрождения, впрочем, лишены последовательности. "Осень средневековья" остается талантливым вкладом в совр. ист. психологию и типологию культуры. Хотя X. был склонен подчеркивать неповторимо-конкретное в ист. процессе и относился скептически к познанию всемирно-историч. закономерностей (его специальные философско-ист. труды - "Cultuur-historische verkenningen", Haarlem, 1929; "De wetenschap der geschiedenis", Haarlem, 1937), он в своем осн. труде по философии культуры - "Человек играющий" ("Homo ludens", Haarlem,. 1938) как раз исходил из (восходящей к Ф. Шиллеру) категории "игры" как осн. свойства всякой культуры и даже вообще человеч. общежития. Выделение "игровой" стороны культуры имело значение для выработки семиотич. и системного подходов к культуре. Однако у X. "игровой" принцип изображен так, будто бы его роль в разных культурах не была различной, не эволюционировала. Мыслитель традиционной либерально-гуманистич. ориентации, X. трагически размышлял над упадком бурж. зап. цивилизации ("В тени завтрашнего дня"- "In de schaduwen van morgen", Haarlem, 1935, "Растленный мир" - "Geschonden wereld", Haarlem, 1945), ища утопический выход в возвращении к старым ценностям культуры, способным к самодовлеющей творческой "игре". Труды X. много раз переиздавались и переведены на мн. европ. яз. Соч.: Verzamelde werken, dl 1-9, Haarlem, 1948-53; Mijn weg tot de historie, Haarlem, 1947. Лит.: Аверинцев С. С., Культурология И. Хейзинги, "ВФ", 1969, No 3; Kaegi W., Das historische Werk Johan Huizingas, Leiden, 1947; K?ster К., Johan Huizinga, 1872-1945, Oberurseb, 1947; Vermeulen E. E. G., Fruin en Huizinga over de wetenschap der gesehiedenis, Arnhem, 1956. Л. M. Баткин. Москва.