, Карл Вильгельм (Hubner, Carl Wilhelm) 1814, Кенигсберг — 1879, Дюссельдорф. Немецкий художник. Дюссельдорфская школа. Первые уроки брал у Р. Вольфа в Кенигсберге. В 1838—1841 учился в дюссельдорфской Академии художеств у Шадова и К. Ф. Зона. С 1841 имел собственную мастерскую в Дюссельдорфе. С 1856 был председателем объединения дюссельдорфских художников. Являлся также основателем объединения "Malkasten" ("Этюдник"), созданного в Дюссельдорфе во время революционных событий 1848. Молодые художники, входившие в него, не хотели подчиняться академическому уставу; они выдвигали новые цели, стремились к отображению событий современной истории. Хюбнер, как и другие художники объединения (В. И. Хайне, И. П. Хазенклевер), писал сцены из народной жизни, ставя в них актуальную для Германии 1840-х проблему социального неравенства. После 1848 в его творчестве преобладали картины на бытовые сюжеты, лишенные социально-критического аспекта. Одним из наиболее значительных произведений художника явилось полотно Силезские ткачи (1844, Дюссельдорф, Художественный музей, авторское повторение картины). Трудному экономическому положению силезских ткачей в 1840-е было посвящено и одноименное стихотворение Г. Гейне. Художник изобразил сцену отказа фабрикантом принять вытканное полотно. С острой характерностью передана реакция возмущенных рабочих, безразличие хозяина. В некоторой перегруженности композиции как бы отдельными жанровыми мизансценами, утрированной мимике персонажей ощущается элемент пародии на манеру изображения бытовых сцен в дюссельдорфской Академии. Во время восстания силезских ткачей полотно Хюбнера приобрело широкую известность. Без иронического пафоса убедительно трактован сюжет из современной действительности в картине Право охоты (1846, Дюссельдорф, Художественный музей). Сцена встречи в лесу хозяина земли, лесника и двух спасающихся в горной хижине крестьян, пытавшихся застрелить опустошавшего их земли кабана, приобретает критическое звучание. Хозяин, которому принадлежит право охоты, и раненный выстрелом по его приказу крестьянин выглядят как две социально непримиримые силы. Полотно Хюбнера Немецкие переселенцы (1846, Осло, Нац. галерея; авторское повторение — 1847, Германия, частное собрание) также явилось откликом на события современности. Еврейские эмигранты, изгоняемые из Германии, прощаются у стен сельского кладбища с усопшими предками. Этой теме было посвящено и полотно другого мастера дюссельдорфской школы Э. Бендемана Опечаленные евреи в изгнании (1832, Кельн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг), многие отклики в литературе и прессе. В отличие от Бендемана Хюбнер изобразил сцену без сентиментальности, выразив в своих образах глубокое чувство. В 1850—1860-е художник пишет картины на бытовые сюжеты, конкретно трактуя в них человеческие характеры, в манере пленэрной живописи передавая пейзаж (Печальное вдовство, 1852, Гамбург, Кунстхалле; Хорошее известие, 1865, Германия, частное собрание).
Лит.: Дюссельдорфская школа живописи. Каталог выставки. Москва, 1986. М., 1986; Peters H. Meistermerke der Dusseldorfer Galerie. Dusseldort, 1955; Hutt W. Dusseldorfer Malerschule. 1819—1869. Leipzig, 1984.
Е. Федотова
0.00 байт