И с и д о р

Найдено 1 определение
И с и д о р
Митрополит Всероссийский, известный предательством Церкви на Папском Ферраро-Флорентинском Соборе, созванном в 1439 году для соединения Восточной Церкви с Западною. Он был родом Грек из Солуня, а по мнению других Далмат, или Булгар, воспитан и обучен наукам в Папских училищах, а до приезду в Россию был в Константинополе Архимандритом Монастыря Св. Димитрия и потом Епископом в Иллирике. Когда после Фотия, Митрополита Всероссийского, упразднилось Митрополитское место в Москве, то Исидор, наущен будучи Папою, предполагавшим уже созвать у себя Собор и надеявшимся на единомыслие Исидора, испросил себе от Константинопольского Патриарха Иосифа сан Всероссийского Митрополита и отправлен в Россию, но прибывши в 1437 году в Москву, жил только не более четырех месяцев и поехал на Папский Собор в Феррару, а оттуда с Собором во Флоренцию. Там признал он Папу главою Церкви и согласился на некоторые другие Папские Догматы. Однако ж, когда возвратясь в Москву, с данным ему от Папы титлом Легата, начал в Священослужении   воспоминать Папское имя; то Великий Князь Василий Иванович, не стерпев сего предательства, созвал Российский Собор и осудил Исидора на заключение в Чудов Монастырь. Но он 15 Сентября 1443 года из-под стражи с некоторыми единомышленниками своими бежал в Рим и принят Папою, который в 1452 году от имени своего Послом отправил его на Восток. В бытность его в Константинополе 1453 года, Турки взяли сей Город и искали было убить его, но он и от них спасшись бегством, ушел в Италию. Там Папа Николай пожаловал его титлом Константинопольского Патриарха и Декана Кардинальской Коллегии и поручил ему три Епархии: Сабинскую, Корфенскую и Никазинскую. Напоследок кончил он жизнь свою в Риме 1763 года Апреля 27 и погребен в Ватиканской Церкви Св. Петра. Он был человек весьма искусный в науках и языках. Из сочинений его в некоторых наших Летописях помещены витиеватые Речи и Послания Окружные; а в Константинополе, будучи самовидцем разорения сего города от Турок, он прислал в Рим из Перы, а другое из Кандии от 7 Июля 1453 г. обстоятельное на Латинском языке описание сего раззорения. Первое из сих Письмо издано Рейснером между   Турецкими Письмами, в книге 4-й, и находится также у других Писателей, а второе остается еще в рукописях Флорентинской Риккар-диновой библиотеки. Подробное описание его путешествия на Флорентинский Собор напечатано в XI части Древней Российской Вивлиофики (издание 2-е) и помещено в V части Никоновой Летописи.  

Источник: Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, 1827 г. (репринт 1995 г.)