И

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

- и -
Альфа и Омега)
первая и последняя буквы греч. алфавита, символ начала и конца. Впервые встречается как символ Иисуса Христа в -Откровении Иоанна Богослова (1, 8; 21, 6; 22, 13). На появление символа А и н, возможно, оказала влияние иуд. и эллинистическая лит-ра, но наиболее вероятным его источником стал текст Книги пророка Исайи (44, 6), где Бог назван «Первым и Последним». Символика А и н появляется уже у раннеср.-век. авторов: Пруденция (Cathemerinon, IX, 2), Тертуллиана (De monogamia, 5) и Исидора Севильского (Etymologiae, I, 3) — и проходит через все Средневековье. Ее использовал также Данте в Божественной Комедии (Рай XXVI, 17).
Начиная с IV в. н.э., символика А и н получает широкое распространение, ее используют в эпитафиях на гробницах, в надписях на литург. сосудах, а также в мозаиках церквей, на медалях, монетах и папских печатях. В романском и готическом искусстве символика А и н пропадает, но вновь возрождается в XIX — нач. XX в. (ее можно увидеть на алтаре, дарохранительнице, на литург. облачениях и т.д.).
Лит-ра: DACL 1, 1–25; Dornseiff F. Das Alphabet in Mystik und Magie. Lpz., 1925; Allo E.B. Saint Jean. L’Apocalypse. P., 1933; Hartig M. Cristliche Symbole. Fr., 1940; Unnik W.C. van. Het godspredikaat «Het begin en het einde» bij Flavius Josephus en in de Openbaring van Johannes. Amsterdam–Ox., 1976; EK 1, 1–2.

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

И
1. (или Дун-и - восточные И) - кит. наименование племен, обитавших в древности на В. Китая. Согласно преданиям, И с незапамятных времен населяли б. ч. Китая. Впоследствии иньцы, а затем чжоусцы оттеснили И на восток. Наименование "И", видимо, носило более географич., нежели этнографич. окраску и относилось к группе разнородных племен ("племена востока"). Сев.-вост. ветвь И рассматривается нек-рыми учеными как прототунгусский народ. Восточные И в эпоху Чжоу подразделялись на ряд племен - хуай-и (бассейн р. Хуайхэ), цзе-и, лай-и (Шаньдун и вост. побережье) и др. Со временем б. ч. восточных И была ассимилирована китайцами.

Лит.: Eberhard W., Lokalkulturen im Alten China, t. 2, Die Lokalkulturen des S?dens und Ostens, Peking, 1942. 2. ицзу (самоназвание "черных И" - носу; других И - ачжэ, аси, сани, лалоба, лолопо), - народность в Юж. Китае. Компактно И живут в Ляншаньском авт. окр. (пров. Сычуань). В Юньнани, Гуйчжоу, Гуанси И живут с китайцами и др. народами. Числ. в КНР ок. 3,75 млн. ч. (1959), неск. тысяч живет в ДРВ. Язык И относится к тибето-бирм. ветви кит.-тибетской семьи. По религии И. - шаманисты. Предками И были племена цуань (3 в. н. э.). В 7 в. шесть племен (чжао) в союзе с племенами таи разгромили тубо и создали под эгидой юж. племени И гос-во Наньчжао (последующее назв. Дали), существовавшее до сер. 13 в. и сыгравшее выдающуюся роль в истории Китая и Юго-Вост. Азии. От периода Наньчжао И сохранили прекрасные памятники культуры, эпич. произведения, иероглифич. письменность, а в р-не Ляншаня - специфич. рабовладельч. уклад, племенную организацию и касты. Рабовладельцами была вся каста "носу" - черные И; рабами - касты "цюйно", "ацзя" и "сяси". Положение низших каст было различным. "Цюйно" обладали экономич. независимостью, сами были рабовладельцами по отношению к "ацзя" и "сяси", но платили налог и подать "носу". Право на племенную организацию (защищала жизнь и интересы своих членов) имели только "носу" и "цюйно". Подобные отношения в обществе И Ляншаня существовали до 1957.

Лит.: Уиннингтон А., Рабы Прохладных гор, пер. с англ., М., 1960.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976