Иакинф (в миру Никита Яковлевич Бичурин) - монах, знаменитый русский синолог (1777 - 1853). Образование получил в Казанской духовной семинарии. В 1800 г. постригся в монахи. В 1807 г. назначен начальником 9-й пекинской духовной миссии. По возвращении в 1822 г. в Петербург, за упущения по службе в Пекине был лишен сана архимандрита и провел 4 года в ссылке в Валаамском монастыре. В 1826 г. определился переводчиком китайского языка при министерстве иностранных дел. Сочинения Иакинфа можно разбить на 3 группы: 1) переводы и извлечения из китайских источников, каноны: ""Описание Тибета в нынешнем его состоянии"" (СПб., 1828); ""История первых четырех ханов из дома Чингисова"" (1829); ""Описание Пекина"" (1828); ""Описание Чжуньгарии и Восточного Туркестана"" (1828); ""Историческое обозрение ойратов и калмыков с XV столетия до настоящего времени"" (1834); ""Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древнее время"" (3 ч., 1851) и др.; 2) журнальные статьи, являющиеся переходной ступенью к самостоятельным исследованиям, например, ""Взгляд на просвещение в Китае"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", ч. 18, № 5 - 6) и 3) оригинальные труды: ""Записки о Монголии"" (1828), ""Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение"" (1840), ""Статистическое описание Китайской империи"" (2 части, 1842), ""Китай в гражданском и нравственном состоянии"" (1848), ""Китайская грамматика, Хань-вынь ца-мынь"" (1838). Отличаясь вообще большими достоинствами, труды Иакинфа грешат лишь чрезмерной доверчивостью автора к китайским источникам и порой склонностью его к недостаточно обоснованным выводам; эти труды долгое время служили русским главными источниками для изучения Китая. - Ср. ""Автобиография"" (""Ученые Записки Академии Наук"", т. III); ""О.И. Бичурин"" (""Санкт-Петербургские Ведомости"", 1853, № 130, ст. Н. Щукина); ""О.И. Бичурин"" (Казань, 1886) и др.