Иаков Черноризец

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Иаков, черноризец

— "черноризец", т. е. монах, один из древнейших русских писателей, жил, по предположению митрополита Макария, в 70-х и 80-х годах XI в. Ему принадлежат несомненно "Похвала великому князю Владимиру" и "Послание к великому князю Димитрию-Изяславу"; кроме того, с большою вероятностью надо считать его произведением одно из житий великого князя Владимира святого и одно из сказаний о свв. Борисе и Глебе.


Макарий, "Ист. русс. церкви", II, 108—123; "Христ. Чтение", 1849, II; Востоков, "Опис. рукоп. Румянц. музея", 304, 309.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иаков, черноризец
Иаков (XIII в.) – черноризец, автор Послания к князю Дмитрию Борисовичу. Послание И. представляет собой духовническое наставление, обращенное к ростовскому князю Дмитрию Борисовичу (1253–1294 гг.), сыну Бориса Васильковича (ум. в 1277 г.), внуку Василька Константиновича Ростовского (погиб в 1237 г. при татарском нашествии). В XIX в., когда еще не был известен список Послания с отчеством получателя, большинство ученых отождествляло этого И. с Иаковом, монахом Киево-Печерского монастыря.
Время написания Послания определяется при соотнесении его содержания с жизнью Дмитрия Борисовича Ростовского. О нем известно, что зимой 1276–1277 г. он женился; летом 1277 г. с отцом, матерью (ее звали Марией) и младшим братом Константином (род. в 1255 г.) он был в Орде. Отец, князь Борис Василькович, там умер (16 сентября 1277 г.), вдова и сыновья привезли его тело на Русь. Его власть унаследовал брат, Глеб Василькович, но скоро тоже умер (1278 г.), и у братьев Борисовичей, Дмитрия и Константина, начались распри из-за владений. Дмитрий вел себя агрессивно. В 1281 г. Константин поехал с жалобой к великому князю Дмитрию Александровичу. Полагают, что именно в это время И. и написал свое Послание (из его содержания ясно, что адресат уже женат и враждует с братом). Помирившись, братья-князья бросили жребий, и Константину достался Ростов, а Дмитрию Углич. Дмитрий, однако же, скоро вернулся в Ростов. Вместе с уступившим ему братом Константином, князем Феодором Ярославским и Андреем Александровичем Дмитрий оклеветал в Орде Дмитрия Александровича, в результате чего тот бежал и вскоре умер (1294 г.). Следом за ним в том же году умер и Дмитрий Борисович.
Послание монаха И. написано в ответ на прочувствованное письмо князя, каявшегося во многих своих грехах (это ясно из слов: «Написал еси покаянье свое вельми смиренно. И жалостьно слышати, понеже много с подъпаденьем»). И. объясняет князю, что жертва, которую тот может принести богу, – в сдержанности языка («под языком ти»), а закон божий – в сдержанности чрева («посреде чрева ти»). В чем-то князь провинился перед И. («И что ся съдеяло про мене, того всего простит тя господь Иисус»). Автор убеждает князя блюстись «запойства», гордости и блуда («безаконьнаго смеса»), жить в чистоте, «акы в церкви святей». Он убеждает его также остерегаться гнева и ярости, быть рассудительным, не мстить врагам; просит полюбить Христа, научать хромающих верой, обращать к церкви ноги «текущих на игры», простирать для подаяния руки, иссохшие от «скупости к нищим». На слова, или возможные слова князя о своих дурных делах: «Аще бы се не годно богу, не попустил бы сам», – И. отвечает, что власть выбора между добром и злом – «нераскаянен дар» бога человеку, и потому бог «не терпит» идолослужителей, богоотступников, еретиков и дьявола. Князь, пишет он далее, не должен отлагать «целбу покаяньи», ибо неизвестны ни завтрашний день, ни даже сегодняшний, а грядущий суд приближается. О себе автор само-, но не смыслоуничижителъно пишет, что он говорит «от скверна тела и от скаредна сердца, от нечистый души и груба ума и нестройны мысли, от безърасудна языка и от нищю устну», однако же «слово богато силою и разумом святыя троица умножено», – потому что он не уничижает «силы божия всемощныя» и не отвергает «дара, туне данного» ему. В конце он предупреждает князя, что знатное имя («имя велико») не вводит в царство небесное и что «слово безделно» не приносит пользы слушающим, но только то слово «достойно ся творить», которое «делы утворено».
И. хорошо знал «Пандекты» Антиоха, ибо многое черпал оттуда по памяти, сокращая, пересказывая, соединяя выборки (говоря о блудном грехе, на который в Послании обращено больше всего внимания). Заметно также его знакомство с «Лествицей» Иоанна Синайского (зачин Послания «Добро бо от бога к божию слузе начати» является парафразом выражения «Лествицы») и со Словом Маркиона или (по другим спискам) Василия Великого (оттуда – сравнение жизни с торгом: «...торг житья человеча как ся расходить, по писаному, все стеня...»).
Списки Послания немногочисленны, датируются концом XV–XVI вв.; иногда Послание входит в состав Кормчей. Указание отчества князя-получателя находится в древнейшем списке – ГПБ, Q.I.1130, л. 347–352, конц. XV в. По нему оно было издано С. Смирновым и переиздано В. В. Колесовым.
Изд.: Послание черноризца Иакова к вел.кн. Изяславу. – Макарий. История русской церкви. 3-е изд. СПб., 1889, т. 2, с. 324–327; Смирнов С. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины: (Тексты и заметки). – ЧОИДР, 1912, кн. 3, отд. 2, с. 189–194; Послание Якова-черноризца к князю Дмитрию Борисовичу / Подг. текста, пер. и ком. В. В. Колесова. – ПЛДР. XIII век. 1981, с. 456–563, 610–612.
Лит.: Никольский Н. К. 1) Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности. СПб., 1902, с. 30 (ПДПИ, № 147); 2) Повременный список с. 225–227 (рец.: Соболевский А. И. – ЖМНП, 1906, февраль, с. 391–392); Смирнов С. Древнерусский духовник: (Исследование по истории церковного быта). – ЧОИДР, 1914, кн. 2, отд. 3, с. 1–29, 147, 432.
Г. М. Прохоров

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987

Иаков Черноризец

Иаков Черноризец. На основании изысканий митрополита Макария и Погодина , монаху XI века Иакову Черноризцу приписываются: ""Сказание о святых страстотерпцах Борисе и Глебе""; ""Житие блаженного кн. Владимира""; ""Память и похвала русскому кн. Владимиру, како крестися Владимир и дети своя крести и всю землю Русскую от конца и до конца, и како крестися бабка Владимира Ольга, преже Владимира"" и ""Послание к Божию слузе Дмитрию"" (великому князю Изяславу ). Этому же Иакову Черноризцу некоторые исследователи приписывают славянский перевод написанного к Черноризцу Иакову ""Правила монаха Иоанна"". Наиболее ранним сочинением Иакова Черноризца, по-видимому, было ""Сказание о Борисе и Глебе""; ""Житие Владимира"" написано позднее, а еще позже - ""Память и похвала великому князю Владимиру"". ""Сказание о Борисе и Глебе"", обнаруживающее в авторе очень близкого современника, полно морально-лирических отступлений; этому оно, вероятно, и обязано своей большей распространенностью, сравнительно с подобным же произведением Нестора . Автор как бы старается противопоставить идеал христианской добродетели мучеников-князей пороку и преступности Святополка . Впрочем, автор винит не столько злую волю последнего, сколько исконного врага рода человеческого, дьявола. В уста мучеников автор влагает частые и длинные речи, обращения, сетования. Труд Иакова Черноризца в значительной доле послужил источником для Нестора. ""Житие Владимира"", рассказывающее о совещаниях Владимира касательно перемены веры, о походе на Корсунь, о крещении князя и бракосочетании, о крещении киевлян, о нравственной перемене, совершившейся в князе, наконец о его кончине, - своим содержанием и порядком изложения почти сходно с летописным рассказом и видимо послужило источником для последнего. На древность памятника указывает язык ""Жития"", равно как и то, что Владимир святой представляется здесь еще не прославленным, а русский народ называется ""новым"" по отношению к вере. В большинстве списков ""Жития"" к нему присоединяется третье сочинение Иакова Черноризца - ""Память и похвала князю русскому Владимиру"", столь же древнее по языку. Оно написано, по-видимому, на основании устных, еще свежих, преданий и рассказов о равноапостольном князе Владимире и св. Ольге. Как и на ""Житии"", на ""Похвале"" еще не заметно влияния каких-либо письменных памятников XI века. Помимо стороны литературной, произведения Иакова Черноризца имеют весьма важное значение и как памятники исторические; они нередко дополняют летописи новыми указаниями и представляют некоторые новые данные для начальной истории нашей церкви. Так, автор сообщает, что Владимир ходил на Корсунь не перед крещением и не для него, а спустя четыре года после крещения; ни словом не упоминается о приходе к Владимиру послов с предложением вер и т. д. Дошедшие до нас списки ""Жития"" и ""Похвалы"" - довольно поздние (с XVI века) и представляют между собой значительные отличия. ""Послание к великому князю Изяславу"" написано в ответ на послание князя, до нас не дошедшее; оно любопытно по высоте взгляда на христианские обязанности. Только любовью к ближним можно исполнить заповедь Христа... ""Если хочешь, - пишет Черноризец князю, - и чудеса творить, по примеру апостолов, - и это возможно: они врачевали хромых, исцеляли сухоруких, - ты научи хромых в вере, ноги текущих на игрища обрати к церкви, руки иссохшие от скупости сделай простертыми на подаяние нищим"". Отличительная черта послания - преобладание афоризмов и изречений из св. Писания. Есть в послании и бытовые черты. ""Церковное правило"" монаха Иоанна, обращенное к Иакову Черноризцу, вместе с ""Уставом"" князя Владимира было первым опытом у нас местного церковного законодательства. Язык славянского перевода ""Правила"" весьма неясен. Сохранился и греческий его подлинник. Биографических известий о Иакове Черноризце почти не сохранилось. Преподобный Феодосий Печерский , перед смертью (умер в 1074 г.), предлагал своей братии на место себя в игумены пресвитера Иакова, который не был постриженником Печерского монастыря, а пришел туда с р. Альты (вероятно, из Переяславского монастыря, построенного во имя Бориса и Глеба, на месте их убиения). Предполагают, что этот пресвитер Иаков - одно лицо с Иаковом-писателем. - Ср. Калайдович , в I ч. ""Русских достопамятностей"" (М., 1815); Востоков , в ""Описании Румянцевского музея""; Макарий, в ""Христианском Чтении"" (1849, кн. 2); Погодин, в ""Известиях II отделения Академии Наук"" (I, Санкт-Петербург, 1852); Бутков ""Разбор трех древних памятников духовной литературы"" (""Современник"", 1852, ч. II); А.Ф. Тюрин ""Мнение о Иакове мнихе академика П.Г. Буткова"" (в ""Известиях II отделения Академии Наук"", II, 1853); Неволин ""О м-те Иакове II, как сочинителе послания к архиепископу римскому Клименту"" (там же, II); Срезневский ""Древние жизнеописания русских князей X - XI веков"" (там же, II); Макарий ""Еще об Иакове мнихе"" (там же, II); позднее в ""Истории русской церкви"", II, 1868, стр. 141 - 158); Шевырев ""История русской словесности"" (II, 1860); И.П. Хрущов ""О древнерусских исторических повестях и сказаниях"". В приложениях к ""Истории русской церкви"" Макария переизданы (по списку XVI века) ""Житие Владимира"" и ""Память и Похвала"", и напечатано, по списку XVI века: ""Послание к Изяславу"". ""Сказание о св. Борисе и Глебе"", по древнейшему списку (Сильвестровскому сборнику XIV века), изд. Срезневским, в Санкт-Петербурге, в 1860 г., вместе с подобным же сочинением преподобного Нестора. Лучшее издание ""Правила монаха Иоанна"" принадлежит профессору Павлову (""Русская историческая библиотека"", VI, Санкт-Петербург, 1880). А. Архангельский.

Источник: Биографический словарь. 2008