Иаков, игумен Соловецкого монастыря

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Иаков, игумен Соловецкого монастыря

— игумен Соловецкого монастыря с 1581 г. по 1597 г., постриженик соловецкий, ученик св. Филиппа. При нем, в 1584—1594 гг., построена вокруг монастыря прочная каменная стена, существующая и поныне, по начертанию соловецкого же монаха Трифона под наблюдением присланного с Москвы воеводы Ивана Яхонтова, но на собственные средства монастыря. Царь Феодор пожаловал при Иакове монастырю большие земли; при нем же был поставлен монастырем Сумский острог. В 1591 г. перенесены мощи св. Филиппа из тверского Отроча монастыря в Соловецкий. Все время игуменства Иакова владения Соловецкого монастыря и основанные из него обители подвергались неоднократным нападением шведов.


Досифей, "Опис. Солов. мон.", I, § 18.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иаков, игумен Соловецкого монастыря
Иаков (1581–1597 гг.) – игумен Соловецкого монастыря, собиратель и любитель книг. Его игуменство совпало с тяжелыми обстоятельствами жизни монастыря. С 1578 по 1593 г. Соловецкому монастырю пришлось держать оборону против шведов как в самом монастыре, так и на материке, отстаивая земли, приписанные к монастырю. Помощь в обороне была оказана правительством, как материальная, так и присылкой войск. В 1582 г. по указу царя вокруг монастыря начали возводить каменную стену. Согласно Соловецкому летописцу XVIII в., написанному Досифеем, главная роль в обороне монастыря принадлежала царским воеводам. В Соловецком летописце самого конца XVI в. (рук. ГПБ, Солов. собр., № 877/987 и № 22/1481) соединены три известия о поставлении И. в игумены, говорится о двух его поездках в Москву и о том, что именно он начал «делати на Соловках город каменой, а в Сумской волости поставил острог» (ГПБ, Солов. собр., № 877/987, л. 214 об.). Эти данные позволяют предполагать, что летописец конца XVI в. составлялся по инициативе самого И.
И. занимался как пополнением монастырской библиотеки, так и собиранием своей личной. При его игуменстве продолжалась традиция переписывания рукописей в самом монастыре. На некоторых рукописях сохранились пометы о том, что написаны они «по повелению игумена Иакова». При И. значительно пополнилась библиотека за счет вкладов. Составленная в 1597 г. опись монастырской библиотеки показывает, что за время игуменства И. в библиотеку поступило 94 книги. В самой описи вполне конкретно сказано об источниках пополнения: «Книги новоприбылные, что при игумене Иякове прибыли, государево жалование, и христолюбцов даные и монастырское писмо» (Кукушкина М. В. Библиотека Соловецкого монастыря в XVI в. // АЕ за 1971 г. М., 1972, с. 355). Личную библиотеку И. собирал, видимо, разными способами, восемь его рукописей своим происхождением связаны с Соловецким монастырем. 27 рукописей XV–XVI вв. личной библиотеки И. поступило в монастырскую библиотеку, некоторые из них помечены его экслибрисом.
Лит.: Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской духовной академии. Казань, 1881, ч. 1, с. 73, 253, 330, 358; 1885, ч. 2, с. 67; Розов Н. Н. 1) Когда появился в России книжный знак // АЕ за 1962 г. М., 1963, с. 88–91; 2) Соловецкая библиотека // Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов / Под общей ред. Д. С. Лихачева. М., 1980, с. 318; Шапов Я. Н. К истории русского книжного знака конца XV–XVII вв. // Рукописная и печатная книга. М., 1975, с. 86–87; Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки русского Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI–XVII вв. Л., 1977, с. 79, 86–87.
Р. П. Дмитриева

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987