Иаков

Найдено 30 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Иаков
См.: Житие Серапиона, архиепископа Новгородского

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987

Иаков (Арсеньев)

археолог, иеромонах, † 1836.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иаков (Орлов)

проф. истории СПб. дух. академ. XIX в.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иаков (Воронковский)

духовн. писатель, игумен, † 15 марта 1774.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иаков (Васил. Поспелов)

р. 1818, с. священ. Тульск. еп., архимандрит, † 16 янв. 1896.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иаков (Беляев)

дух. писат., послушник Троицк.-Никодим. пустыни, жил в XVIII в.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иаков (Иоанн Пятницкий)

маг. богословия, р. 22 сент. 1844 в Калужск. губ., архиеп. казанск.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иаков (Ватопедский)

авт. "Оч. изданного арх. Владим. каталога греч. рукописей" (1896).


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иаков (Алексей Иванов. Кротков)

духовн. писатель, р. 1810 в Волоколамске, с. причетника, еписк. муромский, † 1 дек. 1885 в Москве.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иаков (Иосиф Ив. Вечерков)

дух. писат., р. 4 апр. 1792, с. дьякона курской еп., архиепископ нижегородс. и арзамасск., † 20 мая 1850.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иаков (Блонницкий)

лингвист, р. 27 янв. 1711 в г. Орловце, с. священника, иеромонах, преп. Киев. и Моск. дух. акад., † 14 апр. 1774.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иаков (Иероним Петрович Домский)

духовн. писат., р. 6 июля 1823, с. свящ. с. Семенки, Подольск. губ., маг. богословия, еп. якутск. и вилюйск., † 27 мая 1889 в Якутске.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иаков
печерский монах. Феодосии хотел сделать его своим преемником, но братии это не понравилось, потому что он принял постриг в другом монастыре. Игуменом стал Стефан.
ПВЛ: 124,325; НПЛ: 200,201.

Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002

Иаков (блаженный)

Иаков, блаженный - боровицкий чудотворец (умер в октябре 1540 г.). В 1657 г. патриарх Никон перенес мощи св. Иакова на озеро Валдайское, в Иверский монастырь. Часть святых мощей сталась в Боровицком монастыре.

Источник: Биографический словарь. 2008

Иаков (ростовский епископ)

Иаков - выдающийся ростовский епископ. Поставлен в 1385 г. В его правление появилось иконоборчество, с которым Иаков успешно боролся. В 1391 г. низложен за то, что простил женщину, осужденную на казнь, и скоро умер (27 ноября).

Источник: Биографический словарь. 2008

ИАKОВ
(Израиль) – ветхозаветный патриарх, внук Авраама, сын Исаака и Ревекки. Христианская традиция придает особое символическое значение двум событиям из жизни Иакова: борьбе Иакова с Ангелом (см. Быт. 32, 24-32) и видению лествицы (см. Быт. 28, 10- 17); оба они понимаются как ветхозаветные образы Боговоплощения, раскрывающие различные его аспекты.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Иаков (Яков Хотов)

Иаков (Яков) Хотов - воевода новгородский. Когда в 1347 г. шведы подступили к Орешку, Иаков был поставлен одним из воевод новгородской рати. Ей не удалось помешать шведам взять Орешек, впрочем, в конце зимы 1348 г. его удалось отнять, и в нем тогда во главе гарнизона посадили Иакова. В 1350 г. Новгород весной устроил удачный набег на Выборг; в числе воевод рати был Иаков.

Источник: Биографический словарь. 2008

ИАКОВ
библ. персонаж, один из легенд. предков евр. народа, первонач. — один из местных племенных богов Палестины. По преданию, И. хитростью отнял у своего старш. брата Исава право первородства. Боясь мести, бежал в Месопотамию. Жены И. Лия и Рахиль, за к-рых он служил их отцу Лавану 14 лет, считались родонач. израил. племен. Можно полагать, что в образе И. имеются черты, первонач. свойственные Израилю, по имени к-рого стали назыв. израильские племена.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ИАКОВ
библейский персонаж, один из мифич. предков евр. народа, первоначально - один из местных племенных богов Палестины. По преданию, И. хитростью отнял у своего старшего брата Исава право первородства. Боясь мести, бежал в Месопотамию. Жены И. Лия и Рахиль, за к-рых он служил их отцу Лавану 14 лет, считались родоначальницами израильских племен. Можно полагать, что в образе И. имеются черты, первоначально свойственные Израилю, по имени к-рого стали называться израильские племена.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Иаков (Иероним Петрович Домский)

Иаков (Иероним Петрович Домский) - духовный писатель (1823 - 1889), магистр Петербургской академии; в 1884 г. - епископ якутский, вилюйский. Научные работы Иакима: ""Русское проповедничество"" (СПб., 1871), ""Исторический очерк русского проповедничества"" (СПб., 1878), ""Пастырь в отношении к себе и пастве"" (СПб., 1880); ряд статей о Сибири и Перми, в ""Пермских Епархиальных Ведомостях"" с 1880 по 1882 годы. - См. некролог Иакова в ""Якутских Епархиальных Ведомостях"" (1889, № 15 - 25).

Источник: Биографический словарь. 2008

Иаков (в миру Алексей Иванович Кротков)

Иаков (в миру Алексей Иванович Кротков, 1810 - 1885) - епископ муромский. Был основателем Московской и Владимирской епархиальных библиотек, учредителем и первым председателем Московского общества любителей духовного просвещения (с 1863 г.), а также одним из основателей братства св. Николая в Москве. Ему принадлежат проповеди, напечатанные во ""Владимирских Епархиальных Ведомостях"", и ""Благодарственное слово митрополиту Филарету"" (""Чтения в обществе любителей духовного просвещения"", 1863, вып. 1).

Источник: Биографический словарь. 2008

Иаков
1. И. Старший, апостол, брат апостола и евангелиста Иоанна; был казнен в Иерусалиме в 44, во время праздника пасхи.
        2. И. Младший, апостол; в литургиях католич. церкви отождествляется с И. (3). З. «Брат» Иисуса; носил прозвище «minor» (лат. меньший или младший), скорее всего, из-за небольшого роста; отождествл. с И. (2), он стал именоваться И. Младшим (младшим по отношению к И. Старшему). После бегства Петра возглавил иерусалимскую общину христиан. Был казнен в Иерусалиме в 62, во время праздника пасхи. «Послание Иакова» вошло в канон Нового завета.

Источник: Словарь античности. 1989

Иаков

агиограф XI в., черноризец.


{Венгеров}





Иаков


агиограф XVI в., игумент Сергиевск. лавры.


{Венгеров}





Иаков


паломник 1850 гг., архимандр. Кирилло-Новоез. монаст.


{Венгеров}





Иаков


авт. "Поучений", архим., инсп. Харьк. семинар. 1856 г.


{Венгеров}





Иаков


автор жития Кирилла Белозерского, архимандр. 1875 г.


{Венгеров}





Иаков


авт. соч. "Пастырь в отнош. к себе и пастве", архим. (1880).


{Венгеров}





Иаков


авт. брош. "Неск. слов о богосл., как науке" (М., 1912), архим.


{Венгеров}





Иаков


авт. "Жизнеопис. преподобн. матери Пелагии" (Вятка, 1893), дьякон.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

        ИАКОВ (Израиль)
ветхозаветный патриарх, внук Авраама, сын Исаака и Ревекки, родоначальник двенадцати родоплеменных союзов, составлявших еврейский народ (см. Двенадцать колен Израиля). Жизнеописание Иакова изложено в ветхозаветной Книге Бытия (Быт XXV, 16 — ХLIХ, 33). Христианская традиция придает особое символическое значение двум событиям из жизни Иакова: борьбе Иакова с ангелом (Быт XXXII, 24-32) и видению лествицы (Быт XXVIII, 10-17); оба они понимаются как ветхозаветные образы Боговоплощения, раскрывающие различные его аспекты. Через борьбу с ангелом Иаков как бы преображается (это находит свое отражение в перемене имени: Иаков — Израиль), прообразуя таким образом грядущее обновление твари. Что же касается видения лествицы с движущимися по ней вверх и вниз ангелами, то оно знаменует собой восстановление связи Неба и земли, утраченной в результате грехопадения и вновь обретенной через вочеловечение Сына Божия; сама лествица при этом символизирует Богоматерь — «Радуйся лествице небесная, ею же сниде Бог» — (Акафист Богоматери, икос 2). Изображение видения Иакова встречается в византийском и древнерусском искусстве довольно часто — обычно в сочетании с другими ветхозаветными прообразами воплощения (например, в иконе «Неопалимая Купина»).
     

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

Иаков (в миру Иосиф Иванович Вечерков)

Иаков (в миру Иосиф Иванович Вечерков) - борец с расколом, любитель археологии и истории, и проповедник (1792 - 1850). Магистр Санкт-Петербургской духовной академии; с 1832 г. управлял саратовской епархией, в 1847 г. переведен на нижегородскую кафедру (с 1849 г. - архиепископ). В саратовской епархии Иаков присоединил более 20-ти тысяч старообрядцев и крестил до 2-х тысяч калмыков и евреев. В обеих управляемых епархиях главное внимание обращено было на искоренение раскола. Записки Иакова о молоканах и ""людях Божиих"", или хлыстах, в извлечении помещены в ""Православном Собеседнике"" за 1858 и 1860 годы. Записки о раскольниках беглопоповской секты Саратовской губернии тоже в извлечении в ""Православном Собеседнике"" за 1857 г. В ""Записках Казанского университета"" (1842) напечатаны его статьи: ""Состояние православной российской церкви в Кипчакской или Золотой Орде"" и ""Исследование о месте Сарая, столицы Кипчакской Орды"". Путевые заметки при обзоре церквей Екатеринославской епархии и Крыма напечатаны в ""Херсонских Епархиальных Ведомостях"" (1862, № 9 - 11). Кроме того, Иакову принадлежат: ""Слова и речи"" (4 части, 1847 - 1852; 5-е изд., в 5 книгах; СПб.). - См. Ан. Титов ""Высокопреосвященство Иаков, архиепископ нижегородский и арзамасский"" (""Душеполезное Чтение"", 1910, кн. VI - IX).

Источник: Биографический словарь. 2008

Иаков (Израиль)
в Ветхом Завете патриарх, сын Исаака и Ревекки, внук Авраама, родоначальник двенадцати колен Израиля. Еще в утробе Ревекки Иаков и его брат-близнец Исав стали биться. Вопросив об этом Бога, она получила в ответ, что из ее утробы произойдут два различных народа, и старший будет служить младшему. Первым на свет появился Исав (первородный сын), а следом, держась за пятку Исава,- Иаков. Однако Иаков, хитрый и умный, воспользовавшись однажды усталостью и голодом Исава, вернувшегося с охоты, купил у него за чечевичную похлебку право первородства. По наущению матери Иаков принес состарившемуся и ослепшему отцу еду, выдавая себя за Исава, и обманом получил от него благословение как первородный сын (а тем самым и наследственные права на плодородный Ханаан). Ревекка убедила Иакова после этого покинуть родной дом, опасаясь гнева брата-близнеца. В пути во время ночлега Иаков увидел вещий сон: лестница, стоящая на земле, касалась неба и по ней восходили и нисходили ангелы Яхве; стоявший на лестнице Яхве предрек Иакову обильное потомство и обещал свое покровительство. Живя у Лавана (дядя по материнской линии) в Харране, Иаков полюбил его младшую дочь - красавицу Рахиль и отслужил за нее дяде семь лет. Но Лаван обманом дал ему в жены свою старшую дочь - Лию. Иаков отслужил еще семь лет, чтобы и Рахиль стала его женой. От двух дочерей Лавана и от двух их служанок у Иакова родились двенадцать сыновей (от любимой Рахили было двое сыновей - Иосиф и Вениамин). После долгих лет службы у Лавана Иаков вместе со всем своим потомством решает вернуться домой. Во время ночевки в пути Иаков борется с некто (с Богом), который не смог одолеть Иакова, но повредил ему бедро. Неизвестный благословил Иакова и дал ему новое имя - Израиль (буквально борющийся с Богом). В пути Иаков встретился с Исавом, не державшим на него зла. Под дубом близ Сихема (Ханаан) он закалывает всех идолов чужих богов, а в Вефиле, где ему раньше явился Яхве, ставит ему жертвенник.

Источник: Исторический словарь

Иаков
по прозвищу Израиль, один из ветхозаветных патриархов, родоначальник всего народа Израильского. История Иакова изложена в Книге «Бытия» (25, 27–50). Иаков был одним из двух сыновей Исаака и Ревекки. «И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый, и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено имя ему Иаков. Дети выросли, и стал Исав искусным в звероловстве, человеком полей, а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах». Иакова очень любила мать, а ее советы оказывали на юношу сильное влияние. Первые поступки в его самостоятельной жизни указывают на некоторую хитрость его характера. Однажды Исав вернулся домой голодный, и Иаков предложил ему продать первородство за тарелку чечевичной похлебки и кусок хлеба (Бытие 25, 29–34). В другом случае по совету матери Иаков заполучил благословение отца, предназначенное Исаву, и совет выбрать себе в жены одну из дочерей Лавана (Бытие, 27, 1–40). Вследствие этого поступка ему должен был бежать. По пути в Харран (Месопотамия) ему было видение: ему приснилась лестница, соединяющая небо и землю, и были обещаны благословение Божье, данное прежде Аврааму, и особое покровительство (Бытие, 28, 10; 28, 22). У Лавана Иаков служил семь лет за то, чтобы тот выдал за него свою младшую дочь Рахиль. Но Лаван обманул его, отдав ему в жены старшую дочь Лию. За Рахиль Иакову пришлось отработать еще семь лет, а затем он взял себе в жены еще двух служанок. От четырех жен у Иакова было двенадцать сыновей и одна дочь. Через 20 лет Лаван начал завидовать богатству Иакова, поэтому тот решил тайно покинуть его. Приближаясь к дому, он начал опасаться, что Исав, вспомнив давние обиды, может ему навредить, но все обошлось и братья помирились. Иаков с семьей обосновался в Сихеме, где воздвиг жертвенник Господу. Однако вскоре обстоятельства заставили его переехать в Вефиль. Перед отъездом он велел всем домашним переменить одежды, очиститься и бросить чужих богов, так как ему было еще одно откровение от Истинного Бога. По пути в Вефиль любимая жена Иакова родила ему сына Вениамина, а сама скончалась от трудных родов. Рахиль похоронили недалеко от Вифлеема. Затем его посетил отец, который тоже вскоре скончался: «и погребли его Исав и Иаков, сыновья его» (Бытие, 35, 39). После этих событий Иаков поселился в земле Ханаанской. Вскоре его сыновья, позавидовав любимому сыну Иакова Иосифу, продали того работорговцам, а отцу сказали, что его загрызли дикие звери. Это событие принесло патриарху множество беспокойств и огорчений. Затем в земле Ханаанской начался многолетний голод, что заставило сыновей Иакова искать хлеба в Египте. Там они встретились с Иосифом, но не узнали его, так как к тому времени их брат занял высокую должность при дворе фараона. Во второй раз сыновья Иакова приехали в Египет вместе со своим отцом. По дороге в Египет он получил еще одно знамение от Господа. Трогательная встреча его с потерянным сыном закончилась благословением фараона, после чего семья Иакова поселилась в Египте, в лучшей части страны. Там Иаков скончался и был похоронен, согласно его завещанию, в пещере Махпела.

Источник: Православная энциклопедия.

Иаков
держащий за пяту, вытесняющий, выживающий)-а) меньший из близнецов (то есть родившийся вторым), сын Исаака и Ревекки, впоследствии властвовавший над большим (Быт 25.23-26), патриарх израильского народа. Купив хитростью у Исава его первородство и хитростью же получив первое и лучшее благословение отца, он должен был бежать от гнева Исава, который хотел убить его, в Месопотамию. Ему тогда было 76 лет (а женился он в 83 года). Хотя в Писании обо всем этом прямо не сказано, это легко вычислить: Иосиф стал правителем в Египте в 30 лет (Быт 41.46). Прошли семь лет изобилия (Быт 41.46-47), потом два года из семи лет голода (Быт 45.6,11). Иосифу стало 39 лет. В этот год к нему приехал Иаков с семьей в свои 130 лет (Быт 47.9), следовательно, Иосиф родился, когда Иакову уже было 90 лет, а это произошло после 14 лет службы у Лавана (Быт 30.25; 31,41). Таким образом, он к нему пришел в 76 лет, а через семь лет (Быт 29.20-21) он женился. Когда Иаков покидал Месопотамию, у него было две жены, две наложницы, 11 сыновей и дочь. Огромное имение он нажил, снова употребив хитрость (Быт 30.43; 32.10). У Иавока Иаков боролся с Ангелом Божиим и был переименован в Израиля (Быт 32.28). Это имя (герой Божий) позднее было еще раз подтверждено (Быт 35.10) (раввинская традиция трактует факт борьбы с Ангелом как символ борьбы веры с сомнениями, в которой укрепляется вера). В Ханаанской земле, куда он вернулся, у него родился последний сын Вениамин (Быт 35.16-18). В этой земле Иаков странствовал 40 лет долгие годы оплакивая своего любимого сына Иосифа. Печаль о нем превратилась в великую радость, когда тайна открылась. В 130 лет Иаков со всей своей семьей в 70 душ (Быт 46.27) переселился в Египет, где и умер через 17 лет. Перед смертью Иаков пророчески благословил всех сыновей (в том числе и двух усыновленных им детей Иосифа), прокляв гнев Симеона и Левия (Быт 49.5-7) и возвестив появление Примирителя из колена Иудина (Быт 49.10). Именем Иаков часто обозначается весь израильский народ; (См. также Израиль)
б) (Мф 1.15,16)-аналог. Авиуд,г;
в) (Мф 4.21; 10.2; 17.1; Мк 1.19; 3.17; 5.37; 9.2; 10.41; 13.3; 14.33; Лк 5.10; 6.14; 8.51; Деян 1.13а; 12.2)-сын Зеведея (см.), брат Иоанна (по-видимому, старший), один из двенадцати Апостолов Христовых и один из трех Его ближайших учеников, называемый Иаковом старшим в отличие от другого Апостола Иакова (см. след.). Был назван Господом вместе с его братом «сынами громовыми» (Воанергес) за их решительность и быстроту. Явился первым мучеником из Апостолов, будучи обезглавлен Иродом около 44 г.;
г) (Мф 10.3; Мк 3.18; 15.40; Лк 6.15; 24.10; Деян 1.13б)-сын Алфея, другой из Апостолов Христовых. Некоторые полагают, что он то же лицо, что и Иаков меньший, сын Марии Клеоповой (см.);
д) (Мф 13.55; Мк 6.3; Деян 12.17; 15.13; 21.18; Иуд 1; 1Кор 15.7; Гал 1.19; 1.9; 2.9,12)-старший из братьев Иисуса Христа по плоти, «брат Господень» (см. братья Иисуса), обратившийся в истинную веру после воскресения Господа, ставший «столпом» Иерусалимской общины верующих и ревностным учителем для многих христиан. Является автором Послания Иакова. Его называли «Праведником» и к его мнению прислушивались. По свидетельству Евсевия и Иосифа Флавия, он за свою ревность был убит иудеями между 62 и 66 годами (сброшен с храма или побит камнями) (в русской Библии в заголовке Послания назван Апостолом);
е) (Лк 6.16; Деян 1.13в)-отец или брат (в оригинале не ясно) Апостола Иуды (см. Иуда,л).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Иаков
Яаков. 1) Сын Исаака и Ревекки и брат Исава (евр. Экев). Он держался своею рукою за пяту Исава и потому, когда они рождались, он получил свое имя Иаков, т.е. «он держит за пяту»; это выражение также обозначает «запинающий, хитрый» (Быт. 25:20. Ос. 12:3) и эта черта характера нередко проявлялась в его делах. Хитростью он купил первородство (право первенства) у брата своего Исава за хлеб и похлебку из чечевицы (Быт. 25:29 и дал ) Хитростью же, при помощи матери, он получил благословения отца, предназначавшиеся Исаву (Быт. 27). Из-за этого ему пришлось бежать от брата в Месопотамию к родственнику Лавану. По пути туда в Вефиле он видел во сне лестницу, стоящую основанием на земле и верхом касавшуюся неба, «и вот ангелы Божий восходят и нисходят по ней». Бог стоял наверху и говорил к нему, обещая быть с ним и дать ему и его потомству ту землю, на которой он лежал, и благословить в нем и в его потомстве все племена земные (Быт. 28:10 и дал.). В награду за четырнадцатилетнее служение у Лавана он получил его дочерей Лию и Рахиль себе в жены. Опять таки хитростью он сумел приобрести себе большую часть стад своего свекра (Быт. 30:37 и дал.). Через 21 год он возвратился в Ханаан вместе с 2 женами, 2 наложницами, 11 сыновьями, одною дочерью и большим богатством (29:30). С Лаваном, который преследовал его, но был остановлен Господом, он заключил союз при Галааде (Быт. 31:47). При Иавоке он боролся с Ангелом Господним и получил имя Израиль (князь Божий, Быт. 32: 28). Перейдя Иавок он примирился с Исавом (Быт. 33). Затем он жил в разных местах Палестины, напр., в Сихеме (33:19) и Вефиле (35:6), где он вторично получил имя Израиль (35:16). Близ Вифлеема умерла Рахиль после родов Вениамина (36:19). В Хевроне он с братом похоронили своего отца Исаака (35:29). Горе, которое пережил старый Израиль, когда узнал о смерти Иосифа, сменилось радостью, когда он услышал, что его сын был господином в Египте, и когда он сам со всем своим семейством и имуществом поехал в Гесем. Увидя колесницы Иосифа, он ожил духом и сказал: «довольно» (Быт. 45:27 и дал.). В видении в Вирсавии Бог обещал итти с ним в Египет и там произвести от него великий народ (46:1 и дал.). Увидев Иосифа, Иаков сказал: «умру я теперь, увидев лице твое» (46:30). Проживши в Гесеме 17 лет (47:28), он перед кончиною усыновил обоих сыновей Иосифа — Ефрема и Манассию — и дал им благословение вместе со своими собственными сыновьями (Быт. 48; Евр. 11: 21), пророчествовал о будущем израильского народа, о Примирителе из колена Иуды, дал повеление о своих костях и «приложился к народу своему» (Быт 49) 147 лет от роду. Спустя немного времени Иосиф и братья поехали в Ханаан со множеством людей и похоронили почтенного отца в пещере на поле Махпела в Хевроне (Быт 50:7 и дал.). «Малы и несчастны были дни жизни его» (47:9), но он надеялся на помощь Господа (49:18) Сустав бедра хитрого Иакова был поврежден, когда он боролся с Богом, после чего ему и было дано имя Израиль (Быт. 32:25, 28; Ос. 12:3 и дал.). Бог возлюбил Иакова, а Исава возненавидел (Мал. 1:2 и дал.) и больший должен был служить меньшему (Быт. 25:23; Рим. 9:11 и дал.). В Ис. 45:4 Бог называет его «раб мой Иаков, избранный Мой Израиль» и в Царстве Небесном он возляжет с Авраамом и Исааком» (Мат. 8:11). От своей жены Лии Иаков имел 6 сыновей: Рувима, Симеона, Левия, Иуду, Иссахара и Завулона, а от Рахили двух: Иосифа и Вениамина; кроме того от наложницы Баллы — Дана и Неффалима и от наложницы Зелфы — Гада и Асира, всего 12 сыновей и дочь oт Лии, Дину. От этих 12-ти сыновей Иакова произошел в Египте тот народ, который затем стал сильным и могущественным и был выведен Моисеем из земли рабства в землю отцов, которая была им обещана Богом Авраама, Исаака и Иакова. «Народ, взятый в удел» называется часто по имени праотца: сынами Иакова Пс. 104:6; 1 Пар. 16:13; семенем Иакова (Ев.); Пс. 21:4; домом Иаковлевым Ис. 14:1; 19:3 или только Иаковом Втор. 33:16; Пс. 13:7; 134:4; Ис. 43: 1; 44:1. С другой стороны имя Иаков у Михея 1:5 означает израильское северное царство. 2) Сын Матфана, отца Иосифа, мужа Девы Марии (Мат. 1:15,16). 3) Иаков, брат Иоанна, сын Заведея и Саломии, один из 12 апостолов (Мат. 4:21; 10:2; Map . 1:19; 3:17; Лук. 6:14; Деян. 1:13). Услышав призыв Иисуса, он оставил лодку и сети и стал одним из Его близких учеников. Он упоминается как присутствовавший в некоторых важных случаях, напр., при преображении Христовом, исцелении тещи Петра, воскресении дочери Иаира и со Спасителем в Гефсимании; может быть, из-за ревности, которую он и брат его показали в случае с самарянами (Лук. 9:54). Срав. Мат. 20:20 и дал.; Map. 9:38; 10:35), Иисус дал ему вместе с Иоанном имя Воанергес, т.е. сыны громовы (Map. 3:17). Он был первым апостолом, которому пришлось умереть за Иисуса: Ирод Агриппа повелел убить его мечем (Деян. 12:1 и дал.). 4) Иаков Алфеев, другой из апостолов Иисуса (Мат. 10:3; Map. 3:18; Лук. 6:15; Деян. 1:13), названный Иаковом меньшим в Map. 15:40, где мать его называется сестрой матери Иисуса, Марией, которая по Иоан. 19:25 была замужем за Клеопою. См. Мария 3. 5) «Иаков, брат Господень» (Гал. 1:19), старший из братьев Господа (Мат. 13:55; Map . 6:3), которые во время жизни Иисуса не верили в Него (Иоан. 7:5), но после Его воскресения они перечисляются среди Его учеников (Деян. 1:14). Это тот Иаков, которому Воскресший Господь явился особо (1Кор. 15:7); впоследствии он занимал видное место в Иерусалимской церкви. На съезде в Иерусалиме он в своей речи разрешил вопрос о принятии язычников в церковь. Язычникам предписывалось только «воздерживаться от оскверненного идолами, блуда, удавленины и крови, мне делать другим того, чего не хотят себе» (Деян. 15:13 и дал.). К нему собрались пресвитеры, когда Павел в последний раз прибыл в Иерусалим (Деян. 21:18). Павел говорит о нем, как о столпе Церкви, наравне с Иоанном и Кифою (Гал. 2:9). Из Гал. 2:12 видно, что Иаков считал еврейские законы о пище обязательными для христиан из евреев; таким образом он является представителем того начального еврейского христианства, которое придерживалось христианской веры сполна, но все-таки в тесной связи с еврейскими обрядами, в противоположность Павлу, который ясно сознавал, что старое должно отпасть и дать место новому. Предание говорит, что Иаков был первым епископом в Иерусалиме и носил имя «Праведника», был почитаем и христианами, и евреями, из которых многие, благодаря ему, приняли христианство. Наконец, ярость евреев за то, что lang=EN-US cm отказался проповедовать против Христа, толкнула их на убийство старого учителя. Умирая, он, подобно Иисусу, молился за своих убийц: в это время его голову размозжили дубиною. (Так сказано у Евсевия). Иосиф Флавий же рассказывает, что первосвященник Ананус около 62 г. допустил побить камнями известного своей праведностью Иакова, «брата Иисуса, так называемого Христа». Некоторые думают, что этот Иаков, брат Господа, есть «Иаков меньший», и что он не был настоящим братом Иисуса, но только двоюродным или сводным Его братом. См. братья Иисуса.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ИАКОВ
Быт 25:26-34 и др.) — патриарх, родоначальник народа Израильского, младший сын Исаака, называемый иначе Израил. Его история излагается в Быт 25, 27-50. Иаков был сын Исаака и Ревекки и брат Исава. Оба они были близнецы. “И настало время родить ей (т.е. Ревекке), говорит бытописатель, и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный весь, как кожа, косматый, и нарекли имя ему Исав. Потом вышел брать ею, держась рукою своею за пяту Исава, и наречено имя ему Иаков. Дети выросли и стал Исав искусным в звероловстве, человеком полей, а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.” Иаков был любимый сын Ревекки, своей матери, и ее наставления оказывали на него иногда сильное влияние в некоторых важных случаях его жизни. Первое проявление его самостоятельной жизни, о котором повествует кн. Бытия, указывает как бы на некоторую хитрость в его характере. Однажды Исав возвратился домой с охоты голодный, и Иаков предложил ему продать свое первородство за хлеб и кушанье из чечевицы (Быт 25:29-34). При другом случае, следуя внушению своей матери, он предвосхитил у отца своего Исаака благословение, предназначенное для его первенца, Исава (27:1-40). Впрочем, вследствие сего последнего поступка, он должен был бежать и, согласно с желанием своей матери, удалился в Месопотамию, в Харран, к своему дяде Лавану. Перед отправлением в путь Исаак благословил Иакова и указал ему искать себе жену из дочерей Лавана (28:1-5). На пути в Харран Иаков имел чудесное видение, именно он видел во сне таинственную лестницу, соединяющую небо с землею, и ему были обещаны благословения Божий, данные Аврааму, и особенное покровительство в жизни (28:10-22). По прибытии Иакова в Харран, Лаван принял его благосклонно, и он согласился служить у него семь лет за младшую дочь его, Рахиль. Но по прошествии семи лет Лаван хитростью выдал за него старшую дочь свою, Лию, вместо младшей. Иаков согласился служить еще семь лет за Рахиль, получил ее себе в жены и потом еще несколько времени оставался в услужении у Лавана за условленную плату из скота и весьма разбогател; помимо Лии и Рахили, Иаков взял себе еще в жены двух служанок. Баллу и Зелфу, и таким образом от четырех он имел 12 сыновей и одну дочь. Дину (24, 30:1, 35:16-19). Наконец через 20 лет по вступлении в Месопотамию, заметив, что Лаван начинает завидовать его благосостоянию, Иаков тайно ушел из дома его со своим семейством и со всем что у него было и направился в землю Ханаанскую. Узнав о сем, Лаван пустился за ним в погоню и нагнал его на г. Галаад и старался, хотя и тщетно, возвратить по крайней мере домашних своих богов, которым он суеверно поклонялся и которые похитила у него Рахиль, скрыв их под седлом своего верблюда. Впрочем дело окончилось примирением, и Иаков получил возможность продолжать дальнейший путь (30:25-43). В Маханаиме Бог ободрил Иакова, — его встретили ангелы Божий; но все-таки по мере приближения к отечеству, он ощущал в душе невольный страх, боясь встречи с братом своим Исавом, гнев которого против него, как он думал, еще не утих совершенно. Близ потока Иавок во время ночи он выдержал таинственную борьбу с Богом, получил новое имя Израиль (Богоборец) и нарек имя месту тому Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу и сохранилась душа моя (гл. 32). Свидание Иакова с братом его, Исавом, обошлось мирно и любовно. Достигнув потом Сокхофа, Иаков основал было здесь себе жилище, но затем двинулся к г. Сихему, близ которого раскинул свой шатер, купил себе часть поля и воздвиг здесь Господу жертвенник. После несчастного события, именно бесчестия, нанесенного князем Сихемским его дочери, Дине, и жестокого отмщения за это Сихемлянам ее братьями, Симеоном и Левием, Иаков по повелению Божию со всем семейством собрался в Вефиль. Но перед отправлением в путь он приказал всем бывшим с ним бросить чужих богов, очиститься и переменить свои одежды. Вефиль был местом новых откровений милости Божией к Иакову. Во время пути из Вефиля любимая супруга Иакова, Рахиль, скончалась от трудных родов, родивши ему сына Вениамина, и погребли ее близ Вифлеема. Исаак был еще жив, будучи 180 лет от роду, когда Иаков посетил его в Хевроне, где впрочем он скоро скончался, и погребли его Исав и Иаков сыновья его (35). После сего Иаков обыкновенно жил в земле Ханаанской, но в определенном ли каком месте; о том в кн. Бытие точно не говорится. Один раз мы встречаем его живущим в долине Хевронской (32:1,15). Жестокость сыновей Иакова, при продаже любимого его сына Иосифа в Египет, послужила для него источником горькой печали и скорби (37). Последовавший затем голод в земле Ханаанской и двукратное путешествие сыновей его в Египет за хлебом также причиняли ему не мало беспокойств и огорчений. Но вот наконец он был утешен радостным известием, что Иосиф жив и в почете, и по его просьбе предпринял путешествие в Египет (42:45). На пути в Египет он получил новое знамение Божия благословения, именно в Вирсавии, и наконец прибыл в Египет со всем своим домом, и был обрадован лицезрением долго считавшегося потерянным сына. Выехав на встречу своему отцу в Гесем, Иосиф пал на шею его и долго-долго плакал. — “Умру я теперь, увидев лицо твое, говорил Израиль Иосифу, ибо ты еще жив” (46:29-30). Представленный Фараону в Египте, Иаков был принят им очень милостиво. — “Сколько лет жизни твоей?” спросил у него Фараон. — “Дней странствования моего сто тридцать лет, отвечал Иаков, малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до дней жизни отцов моих во днях странствования их” (47:8-10). И благословил Иаков Фараона и вышел, от него. По повелению Фараона Иаков со всеми сыновьями и домом своим поселился в лучшей части Египта, в земле Гесемской, и оставался в ней до самой смерти своей, последовавшей через 17 лет по прибытии в Египет (47). Перед своею смертью он благословил сыновей Иосифа, приказал похоронить себя в Хевроне, и на смертном одре произнес торжественное пророческое благословение всем сыновьям своим, возвестив им, что будет с ними в предыдущие дни (47:29-31, 48, 49). По его кончине тело его было бальзамировано и с великолепием перевезено в землю Ханаанскую в Хеврон и погребено там в пещере Махпела, согласно со сделанным им завещанием (50:1-13). Из означенного краткого исторического очерка жизни Иакова нельзя не видеть, что он был один из величайших патриархов царей ветхозаветной. Многократные испытания и бедствия своей многострадальной ста сорокасемилетней жизни он всегда переносил с непоколебимою верностью Богу, с твердым терпением и преданностью Промыслу Божию и с неизменным упованием на Него во всех обстоятельствах своей жизни; потому-то во всех прочих книгах Библии имя Иакова имеет весьма высокое значение, употребляется ли оно в смысле его потомков, или Еврейского народа или народа Божия и т.п. Еще чаще встречается в Свящ. Писании другое и более замечательное имя, полученное Иаковом во время его таинственной борьбы с небесным противником — имя Израиля. Авраама обыкновенно почитают отцом верующих, но Иаков или Израиль сделался, так сказать, символом или представителем всей Церкви Божией на земле. Выражения Иаков, семя Иакова, чада Иакова, часто прилагаются вообще ко всему обществу истинно-верующих на земле (Вт 33:10, Пс 13:6 и др.). Новым Израилем нередко называется Новозаветная Христианская церковь, основанная на земле Господом И. Христом и Его апостолами. Иаков Зеведеев (Мф 4:21, Мк 1:19 и др.) сын Зеведея и Саломии и брат евангелиста Иоанна. В первые годы занимался вместе с отцом и братом рыболовством на озере Геннисаретском. Ап. Иаков присутствовал при некоторых важнейших событиях жизни Спасителя. Вместе с Петром и Иоанном он был свидетелем Его Преображения на Фаворе, присутствовал при воскресении дочери Иаира и находился в Гефсиманском саду во время предсмертных страданий Господа. Ап. Иаков очевидно имел характер деятельный и энергический, был непоколебим, решителен и за свою ревность по Боге был предан смерти Иродом (в 42 — 44 г. по Р.Х.), именно ему была отсечена глава (Деян 12:2). Таким образом исполнилось предсказание Спасителя (Лк 21:16). Первый мученик между апостолами, он пал жертвою Иудейской ненависти и жестокости. Для отличия от Иакова младшего, его обыкновенно именуют Иаковом старшим. Ап. Иаков считается покровителем Испании. Он умер в 44 г. по Р.Х. и был погребен в Иерусалиме. Память его празднуется 30-го апреля. Иаков младший апостол, сын Алфеев брат Господень, писатель соборного послания, епископ Иерусалимский (Мк 15:40) — по всеобщему мнению, сын Клеопы или Алфея и Марии, именуемый меньшим, или по своим летам или по своему возрасту и названный в поел. к Галатам (1:19) именем брата Господня (см. также Мф 13:25, Мк 6:3). Он имел право называться братом Господним, так как действительно был первый двоюродный брат Господа, вследствие того, что мать его, Мария, была сестрою Матери Господа (Ин 19:25). Алфей или Клеопа, муж Марии, имел от нее еще трех сыновей, кроме Иакова, и трех или более дочерей. Св. Иаков неоднократно упоминается и в Деян 12:17, 15:13, 21:18 и в Посланиях апостольских (1Кор 15:7, Гал 1:19, 2:9-12). Во время евангельских трудов прочих апостолов ап. Иаков находился в Иерусалиме, присутствовал вместе с Петром, Варнавою и Савлом в 48 или 49 г. по Р.Х., на апостольском соборе, на котором, как кажется, и председательствовал, так как он последним произнес свое заключительное слово, с которым согласились все прочие члены собора (Деян 15:13-19). Об его высокой и строго-нравственной жизни свидетельствует Егезипп, один из ближайших преемников апостолов. По его словам, святой Иаков был свят от рождения, не пил вина и сикера, не вкушал мяса, не стриг волос и т.д. Ему одному был дозволен вход в святилище храма и его часто находили стоящим на коленях в храме и молящимся за народ. За эту-то святость и благочестие, прибавляет он, его и называли праведным. Первый епископ Иерусалимский, он мученически скончался в 62 году по Р.Х. Предание говорит, что Иудеи во время его проповеди об Иисусе сбросили его с кровли храма, кидали в него каменьями, и так как он продолжал еще молиться и за своих мучителей, то один суконщик ударил праведника белильничным колом по голове и он скончался, и на том же месте похоронен близ храма. Память его празднуется 23 окт. и 26 декабря. Ап. Иаков, кроме соборного послания, оставил нам еще литургию, известную под его именем и отправляемую обычно в Иерусалиме в день его памяти.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
137.33 кб

«Полуобновленчествов патриаршей Церкви в середине 1920-х гг. : епископ Иаков (Маскаев) на Оренбургск

Зимина Нина Павловна
Статья посвящена анализу церковной политики епископа Иакова (Маскаева) на Оренбургской кафедре в 1923-1925 гг.
Читать PDF
491.31 кб

Рецензия на: Иаков Ворагинский. Золотая легенда. Том I / пер. с лат. И. И. Аникьева, И. В. Кувшинско

Шмараков Роман Львович

Похожие термины: