Ибн аль–Каййим аль–Джаузия
Ибн аль–Каййим аль–Джаузия
ум. в 751/1350)–выдающийся мусульманский ученый, один из основателей салафизма (См. Салафизм). Родился в Дамаске. Настоящее имя с куньей Абу Абдулла Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Аййуб. Получил начальное образование от своего отца, затем учился праву, каламу, арабскому языку и литературе у таких известных улемов, как Абу Бакр атТунуси, Сайф адДин аль–Хинди, Мухаммад аль–Балабаки. Однако самым выдающимся его учителем был Ибн Теймия, с которым Ибн аль–Каййим не расставался вплоть до его смерти. Более того, своей известностью он во многом был обязан Ибн Теймии, так как именно он всеми силами старался популяризировать труды своего учителя после его смерти, и во многих своих работах излагал его воззрения. В 726/1325 году, в период гонений на салафитов в мамлюкском Египте Ибн аль–Каййим, как и Ибн Теймия подвергся репрессиям и был брошен в дамасскую темницу. После смерти Ибн Теймии в 728/1328 году он был освобожден. Ибн аль–Каййим был одним из самых лучших специалистов в области толкования Корана во всей истории Ислама. Помимо этого он был блестящим знатоком хадисов и их методологии. Он также был талантливым правоведом, отлично знал калам и тонкости арабского языка. Как и Ибн Теймия, Ибн аль–Каййим отвергал слепое следование религиозным авторитетам (таклид) и, по различным мировоззренческим и правовым проблемам, считал необходимым ссылаться только на очевидные доказательства из исламских первоисточников. Однако, в то же время, широко использовал методику ханбалитской правовой школы. Отличительной особенностью мировоззрения суннитского Ислама он считал его «среднее положение». То есть в любых аспектах религиозной доктрины истинные сунниты не впадают в крайности, а следуют «средним путем». Также Ибн аль–Каййим придавал большое значение духовности и ее роли в религии. Ибн аль–Каййим боролся с различными нововведениями (бида) и суевериями в религии. По этим проблемам он издал много фетв. К примеру, он считал допустимым посещения могил умерших людей или праведников, однако запрещал совершать к ним паломничество и совершать над ними какиелибо обряды. Ибн аль–Каййим также был автором книг по толкованию Корана, праву, хадисам, каламу. Известно около 100 его различных работ.