ИБН ХАЛЬДУН
Ибн Халдун
732/1334–808/1410)–известный мусульманский мыслитель, философ и историк. Настоящее имя Абд арРахман ибн Мухаммад ибн Абу Бакр Мухаммад ибн Хасан. Родился в Тунисе. Его отец был правоведом и обучал этой науке своего сына. Одновременно он обучал его Корану и тонкостям арабского языка. Затем Ибн Халдун обучался у известных ученых. Получив хорошее образование, он, на протяжении многих лет, трудился на различных государственных должностях. Ибн Халдун совершил много путешествий. Он побывал в Алжире и Марокко, где пополнил свои знания в известной в том регионе библиотеке. Там же он встретился с известными испанскими учеными. Затем он поехал в Испанию, а позднее вернулся в Алжир. Там он был хатибом мечети, но затем был приглашен на государственную службу. Будучи министром, Ибн Халдун продолжал преподавательскую деятельность. В 784 году Ибн Халдун переехал в Каир, где жил до конца своей жизни. Там он стал преподавателем университета Аль–Азхар. Он также преподавал в медресе Камхия возле мечети Амра ибн аль–Аса. На протяжении этого периода времени он заслужил расположение египетского султана и стал верховным кадием (судьей) Египта. После гибели его семьи в результате кораблекрушения, Ибн Халдун отказался от этой должности и целиком посвятил себя науке. Он писал свои сочинения на исторические и социологические темы и преподавал студентам. Наиболее известными его сочинениями являются «аль–Ибар», «Диван аль–Мубтада», «аль–Хабар фи Аййам аль–Араб», «аль–Аджам ва Бербер». В сочинении "Мукаддима" он также затронул проблему сущности государства и его управления.
ИБН ХАЛЬДУН
Ибн Халдун, Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед (27.V.1332 - 17.III.1406) - араб. историк и социолог. Род. в Тунисе, в богатой и знатной семье. В 1349-75 занимал различные посты при дворах правителей Туниса, Феса, Гранады и Биджайи (совр. Бужи). В 1375 И. X. поселился в замке Калаат Ибн Салама (Алжир), где начал работу над трудом по всеобщей истории, законченную им позднее в Египте. В 1379 И. X. вернулся в Тунис; в 1382, преследуемый духовенством, вынужден был бежать в Египет. Пользовался покровительством мамлюкских султанов, оценивших его опыт и знания, продолжал свою научно-лит. деятельность, занимал должность кади (судьи) и преподавал в медресе аль-Азхар, аль-Камхия и аз-Захирия. Умер в Каире. Осн. труд И. X. "Книга назидательных примеров" ("Китаб аль-ибар") состоит из предисловия, характеризующего задачи, метод и принципы ист. исследования, и трех частей: "Введение" ("Мукаддима"), в к-ром И. X. изложил свое учение об осн. закономерностях ист. развития общества; история народов мусульм. Востока; история народов Магриба. Последняя часть, отличающаяся исключит. полнотой и точностью описаний, является осн. источником для ср.-век. истории Сев. Африки. В те же годы И. X. написал "Автобиографию" - один из первых образцов араб. мемуарной лит-ры ср. веков. Учение И. X. создано на базе достижений историографии и философии стран Бл. и Ср. Востока. Будучи последователем Ибн Рошда, И. X. развил материалистич. тенденции, заложенные в араб. перипатетизме (аверроизме) и распространил принципы аверроизма на изучение жизни общества, сделав новый шаг в развитии ср.-век. философии. Сущность социальной жизни И. X. видит в совместном труде членов общества для обеспечения средств жизни. Характер жизни коллектива определяется хоз. деятельностью его членов. И. X. выделяет 2 фазы развития общества: низшую - "сельскую жизнь" (занятие земледелием и скотоводством) и высшую - "городскую жизнь" (занятие ремеслом и торговлей), генетически связанные друг с другом. Осн. формой трудовой взаимосвязи И. X. считал товарообмен, в основе к-рого лежит равенство стоимости обмениваемых продуктов. В этой связи И. X. высказал гениальную догадку о трудовой природе стоимости. Смысл политич. орг-ции общества И. X. видит в защите собственности отд. производителей на средства и продукты труда. И. X. резко критикует формы гос. политики, наносящие ущерб собственности подданных (высокие налоги, конфискации, торг. монополии). Каждой фазе обществ. жизни присуща своя, исторически обусловленная политич. орг-ция. Организующим началом сел. общества является "асабия" - кровно-родственная связь между членами общества; во главе группировок кровных родственников (родов и племен) стоят вожди и старейшины с ограниченной властью, целиком зависящей от их отношений с членами "асабии". Для гор. общества характерно гос-во во главе с правителем (царем), обладающим неогранич. властью, осн. на насилии. Генетически царская власть связана с асабией, т. к. основатель династии опирается на воен. силу племен. Каждая отд. династия претерпевает разложение и гибель, но смена династий не означает круговорота всей обществ. жизни, к-рая носит прогрессивный поступательный характер. Мн. бурж. авторы изображают И. X. предтечей социологич. теорий, распространившихся на Западе в кон. 19 - нач. 20 вв. (социально-психологич. школы, теории насилия, расизма и др.); в частности, его причисляют к создателям теории геогр. детерминизма (австр. востоковед А. Кремер, австр. социолог Л. Гумплович и др.). Однако И. X., признавая значение геогр. среды как одного из факторов в жизни общества, не отводил последней решающей роли. И. X. был одним из первых мыслителей, пытавшихся создать науч. философию истории. Его учение во многом предвосхитило идеи материалистов 17-18 вв. Соч.: Китаб аль-Ибар..., т. 1-7, Булак, 1867; Autobiographie, в кн.: Notice et extraits des manuscrits de la Biblioth?que Jmp?riale, t. 19, pt. 1, P., 1863; Les Prol?gom?nes, trad. par de Slane, t. 1-3, nouv. ?d., P., 1934-38; Histoire des berb?res et des dynasties musulmanes de l´Afrique..., trad. de l´arabe par de Slane, v. 1-4, nouv. ?d., P., 1925-56; The Muqaddimah..., transl. from the arabic by F. Rosenthal, v. 1-3, N. Y., (1958); в рус. пер. - Введение (фрагменты), в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Бл. и Ср. Востока, М., 1961. Лит.: Левин И., Ибн-Халдун - араб. социолог XIV в., "HB", 1926, No 12; Беляев Е., Историко-социологич. теория Ибн-Халдуна, "Историк-марксист", 1940, No 4-5; Крачковский И. Ю., Араб. географич. лит-ра, Избр. соч., т. 4, М.-Л., 1957; Бациева С. М., Историко-философское учение Ибн Халдуна,"СВ", 1958, No 1; ee же, Об экономич. взглядах Ибн Халдуна, "КСИНА", 1961, т. 47; Иванов Н. A., "Китаб аль-Ибар" Ибн Халдуна как источник по истории стран Сев. Африки в XIV в., в кн.: Арабский сборник, М., 1959; Ayad M. К., Die Geschichts- und Gesellschaftslehre Ibn Hald?ns, Stuttg.-В., 1930; Enan M. A., Ibn Khaldun. His life and work, Lahore, (1944); Mahdi M., Ibn Khald?n´s philosophy of history, L., (1957). C. M. Бациева. Ленинград.