Ибн Кутайба
Ибн Кутайба
213/828–276/889)–выдающийся мусульманский толкователь Корана, исследователь хадисов, правовед, знаток калама, историк, литератор. Полное имя с куньей Абу Мухаммад Абдулла ибн Муслим ибн Кутайба адДинавари. Родился в Куфе (по некоторым данным в Багдаде), но большую часть своей жизни провел в Багдаде, где умер в возрасте 63 лет. Багдад многонациональным и многоконфессиональным городом. Здесь сосуществовали представители самых разных философских и религиозных школ и направлений. Основными проблемами, по которым мусульманские мыслители вели между собой бурные дискуссии, были вопросы, касающиеся сотворенности или несотворенности Корана, его чудесности и неповторимости, атрибутов Аллаха, свободы выбора и предопределения, достоверности или недостоверности хадисов. Ожесточенная идеологическая борьба в тот период шла между суннитскими ортодоксами и мутазилитами. Аббасидские халифы также поощряли развитие различных наук. Все эти объективные условия сыграли решающую роль в формировании мировоззрения Ибн Кутайбы и выборе его научного пути. Политическое положение Халифата в период жизни Ибн Кутайбы также было переменчивым. Он жил в эпоху могущества Аббасидских халифов, которое к концу его жизни сменилось упадком и фактическим распадом государства. Его высоко ценил аль– Муваффак (брат халифа аль–Мутамида). Ибн Кутайба также был знаком и имел хорошие отношения с визирем халифов аль–Мутаваккиля и аль–Мутамида Абу аль–Хасаном Убайдуллой ибн Йахйей ибн Хаканом. Ибн Кутайба также знал наместника Хорасана Абдуллу ибн Таира. Ибн Кутайба был суннитом и возможно придерживался положений ханбалитской правовой школы. Несмотря на то, что некоторые источники сообщают о нем как об антропоморфисте (См. Мушаббихиты), тем не менее, известны его сочинения, в которых он с позиции суннизма подвергает яростной критике воззрения антропоморфистов и мутазилитов. В свои молодые годы Ибн Кутайба обучался у известных ученых своей эпохи. Многому он научился у своего отца Муслима ибн Кутайбы. Толкованию Корана, хадисам, праву, арабскому языку он обучался под руководством таких учителей как Абу Убайда аль–Касим ибн Саллама (ум. в 224/839), Ахмад ибн Саид аль–Лихйани, Мухаммад ибн Саллам аль–Джумахи (ум. в 231/845), Хармала ибн Йахйа атТаджиби (ум. в 243/857) и т. д. Ибн Кутайба также выезжал в различные города Халифата с целью обучения у известных ученых. Например, в Мекке он обучался у аль–Кади Йахйи ибн Аксама (ум. в 242/856), в Басре у Абу Хатима ас–Сиджистани (ум. в 248/862), в Хорасане у Исхака Ибн Рахавайха (ум. в 238/852). Известно, что Ибн Кутайба трудился и на государственных постах, был судьей (кади). Однако большую часть своей жизни он занимался преподавательской деятельностью и написал много книг. Его учениками были такие известные люди, как Ахмад ибн Марван аль–Марвази (ум. в 298/910), Убайдулла ибн Абд арРахман ибн Мухаммад ашШуккари (ум. в 323/934), Ахмад ибн Мухаммад аль–Хасан адДарраб (ум. в 328/939) и многие другие. Ибн Кутайба был автором более чем 40 различных сочинений. В области толкования Корана и хадисов, известны его работы по разъяснению их смыслов «Тавиль аль Мушкиль аль–Куран», «Мушкиль аль–Хадис». Также им написаны труды по лингвистическим и фонетическим особенностям различных слов и выражений в аятах и хадисах. Среди работ по праву известны его сочинения «Китаб аль–Ашриба», «Китаб ас–Сиям». Такие труды по истории, как «Аль Имама ва ас–Сияса», «Китаб анНасаб», «аль–Маариф» известны во всем мире. Он написал также работы по каламу («аль–Ихтилаф аль–Лафз ва арРадду аляльДжахмия валь–Мушаббибина»), астрономии («Китаб аль–Анва») и биологии («Китаб аль–Джарасим», «Китаб анНабат»).