ИБРАХИМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ИБРАХИМ
в мусульм. религии общий праотец арабов и евреев, основатель единобожия. Соотв. библейскому Аврааму. Согл. Корану, И. вначале поклонялся звезде, луне, солнцу, но потом уверовал в единого бога — аллаха.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ИБРАХИМ

Турецкий султан из династии Османов, правивший в 1640-1648 гг. Сын Ахмада I. Род. 4 ноября 1615 г. ? 18 авг. 1648 г.
Ибрахим, сменивший хотя и сурового, но деятельного султана Мурада IV, был бездарным и слабым правителем. Развратом и расточительностью он превосходил даже своего деда Мурада III. В его царствование более чем когда-либо управление находилось в руках гарема. (Своеволие его служителей доходило до того, что для снабжения наложниц драгоценностями и благовониями евнухи грабили лавки не только азиатских, но и европейских купцов.) Были введены новые налоги специально на покупку мехов и амбры.
Султан был человек капризный и жестокий, ему ничего не стоило казнить уважаемого человека по первой своей прихоти.
При нем внутриполитическое положение Османской империи вновь резко ухудшилось. Доходы государства неуклонно сокращались, в то время как расходы непрерывно росли. Между тем огромные суммы тратились на устройство тюльпановых садов, строительство дворцов и роскошные празднества. Желая восполнить недостаток средств, султан регулярно прибегал к порче монеты и широкой продаже должностей. В конце концов, он вызвал к себе всеобщую ненависть. Даже мать-султанша Кеземе отступилась от сына и согласилась передать престол внуку Мухаммаду. 8 августа 1648 г. Ибрахим был низложен приближенными, а спустя десять дней задушен в тюрьме. На престол взошел его малолетний сын Мухаммад IV.

Источник: Справочник. Все монархи мира: Мусульманский Восток. XV-XX вв. 2005

ИБРАХИМ

Египетский паша из Мухаммада Али династии, правивший в 1848 г. Сын Мухаммада Али. Род. 1789 г. ? 10 ноября 1848 г.
Ибрахим, старший сын правителя Египта Мухаммада Али, получил широкую известность как один из выдающихся полководцев своего времени. Человек железной воли, очень умный и жестокий он не раз доставлял важные победы своему отцу и прославил египетское оружие во время тяжелых походов в Азии и Европе. Впервые Мухаммад Али выдвинул Ибрахима в 1816 г., когда поручил ему командовать египетскими войсками, действовавшими в Аравии против ваххабитского государства Саудидов. К этому времени война продолжалась уже пять лет. Египтянам удалось вытеснить ваххабитов из прибрежных районов Аравии, но для того, чтобы одержать над ними окончательную победу, необходимо было овладеть их оплотом - безводным и пустынным Недждем (Центральной Аравией). Фанатизму и отчаянной храбрости ваххабитских племен Ибрахим противопоставил в этой войне реорганизованную на европейский манер и прекрасно оснащенную регулярную египетскую армию. Превращая цветущие оазисы в пустыню, разрушая колодцы и предавая поголовному истреблению непокорные племена, египтяне стали шаг за шагом продвигаться в глубь страны. В 1817 г. они взяли Расс, Бурайду и Анайзу, в 1818 г. проникли в Неджд и 6 апреля подошли к Дарийе - сильно укрепленной столице ваххабитов. 15 сентября, после пятимесячной осады, крепость пала и была превращена в руины. Сдавшегося в плен эмира Абдаллаха I обезглавили в Стамбуле. Сломив сопротивление ваххабитов и завоевав Неджд, войска Ибрахима покорили затем Катиф и аль-Хасу (восточную часть Аравии на берегу Персидского залива). В декабре 1819 г. под их властью оказался весь Аравийский полуостров.
Европейцы познакомились с Ибрахимом в середине 1820-х гг., когда отец поручил ему завоевать охваченную национально-освободительным восстанием Грецию. (В 1821 г. греки восстали против турок. Не в силах справиться с ними турецкий султан Махмуд II уступил Мухаммаду Али уже фактически не принадлежавшие ему острова Кипр, Крит и пашалык Морею.) Летом 1824 г. Ибрахим переправился на Крит, перебил здесь отряды повстанцев и превратил остров в базу для дальнейших операций. В феврале 1825 г. египтяне высадились в юго-западной Морее, захватили Модон, Корон и Наварин. В конце июня 1825 г. пал Триполис - столица Мореи. Греки перешли к партизанской войне, на что Ибрахим ответил систематическим разорением страны. Египтяне сжигали деревни, рубили сады, вытаптывали посевы и отправляли в Египет тысячи пленников. К концу 1825 г. вся Морея была завоевана и превратилась в такую же пустыню, как Неджд. В 1826 г. война переместилась в Среднюю Грецию. Важнейшим центром сопротивления считалась здесь крепость Миссолунги. Уже в апреле Ибрахим взял и разрушил ее, а в июне 1827 г. его войска захватили Афины. Повстанческая армия была полностью разгромлена, остались лишь рассеянные в горах партизанские отряды. Однако в том же году на защиту греков выступили европейские державы. В октябре 1827 г. объединенная англо-франко-русская эскадра полностью уничтожила в бухте Наварин турецко-египетский флот (94 корабля). После этого армия Ибрахима, отрезанная от Египта, оказалась в очень трудном положении и в 1830 г. должна была оставить завоеванную страну.
В 1831 г. Мухаммад Али, мечтавший о создании великой империи, в которую входили бы все арабские земли, отправил Ибрахима на завоевание Сирии. На этот раз главными противниками египтян были турки. Поначалу военные действия разворачивались очень успешно. Не встречая сопротивления, Ибрахим занял Газу, Яффу и Хайфу. В мае 1832 г. после шестимесячной осады пала Акка. В июле близ Хомса египтяне разбили большую турецкую армию, после чего заняли Хаму и Халеб. В июле 1832 г. турки вновь были разбиты в Бейланском горном проходе и очистили всю Сирию. Вступив в Анатолию, Ибрахим стал продвигаться на запад. В декабре под Коньей произошло третье и последнее генеральное сражение. Против 30 тысяч египтян турки бросили все остатки своих войск - 60 тысяч солдат. В завязавшемся бою Ибрахим с блеском проявил свой полководческий талант: хотя турок было в два раза больше, он сумел окружить их и полностью разгромить. Египтяне вступили в Брусу и стали угрожать Стамбулу. В мае 1833 г. при посредничестве европейских держав был заключен мир, по условиям которого султан Махмуд II официально передал под управление Египта Палестину, Сирию и Киликию.
Ибрахим был назначен верховным правителем Сирии и начал проводить здесь реформы по образцу тех, что его отец провел в Египте. Для того чтобы остановить упадок земледелия, он фиксировал поземельные налоги, собираемые с феллахов, и освободил от каких бы то ни было податей распаханную целину. На заброшенные пустынные земли он начал сажать бедуинов, принуждая их переходить к оседлому быту. Жесткой рукой Ибрахим пресекал всякие произвольные поборы, грабежи и вымогательства, что способствовало оживлению предпринимательства и торговли. Приморские города Сайда, Бейрут и Триполи стали быстро наращивать объемы товарооборота. Центральное управление было реформировано по египетскому образцу: Ибрахим разделил страну на шесть мундирий (провинций) во главе с губернаторами-мундирами, в города назначались мутасаллимы (наместники), при которых обычно действовал совет местной знати (шура). Высшая судебная власть находилась непосредственно в руках Ибрахима. Он лично выносил приговоры по уголовным и политическим делам. Много внимания уделялось образованию и просвещению. По всей Сирии учреждались начальные школы, а в Дамаске, Халебе и Антиохии были основаны средние школы.
Однако все эти положительные мероприятия дезавуировались двумя очень неприятными для сирийцев сторонами египетского господства: постоянным ростом налогов и жестокими рекрутскими наборами. В 1834 г. в Палестине вспыхнуло восстание крестьян, не желавших идти служить в египетскую армию. Повстанцы блокировали Ибрахима в Иерусалиме. Из осады его освободил Мухаммад Али, прибывший в Палестину со свежими войсками. Чрезвычайно ожесточенным было также восстание друзов в 1838 г. Оба выступления показали, что местное население настроено враждебно по отношению к новой власти.
Это внушало надежды на победу султану Махмуду II, который не мог смириться с потерей лучшей части своей империи. В апреле 1839 г. турки начали против Ибрахима новую войну. Их армия переправилась через Евфрат, но в первом же сражении под Нисибином потерпела сокрушительное поражение. (Ибрахим заблаговременно разместил артиллерию на господствующих высотах. Турецкие позиции оказались под ураганным огнем вражеских орудий. После часовой ожесточенной канонады египетские батареи подавили огонь турецких пушек и проложили путь своей кавалерии. Стремительная атака конницы довершила разгром врага.) Через три недели после этой блестящей победы весь османский флот во главе с адмиралом Ахмадом Февзи-пашой перешел на сторону Ибрахима. Но на этом успехи египтян кончились. Все ведущие европейские державы единодушно выступили в поддержку Турции и заявили, что не допустят развала Османской империи. В сентябре 1840 г. севернее Бейрута высадился крупный англо-турецкий десант. В Ливане сразу началось антиегипетское восстание. Ибрахим попал в очень трудное положение: партизаны перерезали все коммуникации, рассеченная на части и окруженная враждебным населением египетская армия была вынуждена оставить приморские города. 10 сентября 1840 г. неподалеку от Бейрута Ибрахим был разбит объединенными силами повстанцев и англичан. 3 ноября после бомбардировки с моря пала главная цитадель египтян - Акка. В Палестине так же вспыхнуло антиегипетское восстание. Дальнейшее сопротивление становилось бесполезным. Мухаммад Али принял все требования европейских держав и велел сыну вывести войска из Сирии. 29 декабря Ибрахим начал тяжелый переход из Дамаска в Египет через степи и пустыни Заиорданья. Из 60 тысяч солдат, начавших это печальное отступление, до Газы добралось только 24 тысячи. Остальные погибли в пути от голода, холода, жажды, болезней и партизанских набегов.
В середине 1840-х гг. Ибрахим фактически управлял страной вместо быстро одряхлевшего и впавшего в умственное расстройство Мухаммада Али. В августе 1848 г. он официально вступил в права паши и верховного правителя Египта, но через три месяца умер.

Источник: Справочник. Все монархи мира: Мусульманский Восток. XV-XX вв. 2005

Ибрахим
Авраам. Один из самых величайших пророков (расуль) Аллаха, о котором в Коране говорится: «Есть ли ктонибудь прекраснее своей верою того добродеющего, кто полностью предался Аллаху и последовал за верой Ибрахимаханифа? А ведь Аллах сделал Ибрахима [Своим] другом» (4: 125). Его называют Халилуллах (друг Аллаха). Старший сын Ибрахима Исмаил был родоначальником арабов и прямым предком пророка Мухаммада. А младший сын Ибрахима–Исхак был родоначальником израильтян. Ибрахим родился в Междуречье Тигра и Ефрата к востоку от Вавилона. Местом его рождения называют Ур Халдейский (современная Урфа в Турции), где он вел пророческую деятельность среди халдеев. По мнению некоторых толкователей Корана (Например, Суюти), идолопоклонник Азар, изготовлявший и продававший идолов, имя которого упоминается в одном из аятов Корана (6: 74) в качестве отца Ибрахима, на самом деле был его дядей и отчимом, за которого вышла замуж его мать Амина после смерти своего первого мужа Таруха, будучи беременной. В то время царем Бабила (Вавилона) был Намруд (Нимрод). Он и его народ были идолопоклонниками. Както один прорицатель предсказал Намруду, что один из родившихся младенцев положит конец его царству и станет основателем религии. Тогда Намруд приказал убивать всех новорожденных младенцев, а беременных женщин сажать в темницу. Мать Ибрахима была беременна, но ее беременность еще не была видна. Поэтому на нее не обратили внимания. Своему мужу Азару же, она сказала, что если он не выдаст ее, то после рождения младенца он сможет выдать его и получить за это вознаграждение. Когда подошло время, она отправилась в одну из пещер в окрестностях города и родила там Ибрахима. Оставив его там, она вернулась обратно и сказала Азару, что младенец умер при родах. После этого Амина тайно уходила в пещеру на протяжении многих лет и вырастила там своего сына, о существовании которого Азар узнал позднее. Достигнув совершеннолетия, Ибрахим все чаще предавался размышлениям об окружающем его мире, о Творце. Путем умозрительного анализа он отверг языческие верования и пришел к вере в Аллаха: «И когда его (Ибрахима) покрала ночь, он увидел звезду и сказал: «Это Господь мой!». Когда же она закатилась, он сказал: «Не люблю я закатывающихся». Когда он (Ибрахим) увидел месяц восходящим, он сказал: «Это Господь мой!» Когда уже тот зашел, он сказал: «Если Господь мой меня не поведет на прямой путь, я буду из людей заблудившихся. Когда же он увидел солнце восходящим, то сказал: «Это Господь мой, он больший!». Когда же оно зашло, он сказал: «О народ мой! Я не причастен к тому, что вы придаете Ему в сотоварищи. Я обратил лицо свое к тому, кто сотворил небеса и землю, поклоняясь Ему чисто и я не из многобожников» (Коран, 6: 76–79). Спустя некоторое время, молодой Ибрахим пришел к своему народу и открыто выступил против их языческих верований. Тогда они пожаловались на него Азару, который безуспешно пытался отвратить его с этого пути. Ибрахим спросил у них: «Что это за изваяния, которым вы поклоняетесь?» (Коран 21: 52). На что они ответили: «Мы знаем, что наши отцы поклонялись им» (Коран 21: 53). Ибрахим ответил им: «Так, значит, и вы, и ваши отцы явно заблуждались» (Коран 21: 54). Затем он добавил: «Ваш Господь–Властелин небес и земли, который создал их, а я [только] свидетельствую об этом» (Коран, 21: 56). Таким образом, с молодых лет Аллах избрал Ибрахима своим посланником. Он вел активные проповеди среди халдеев, призывал их отречься от язычества и уверовать в единого Бога. Аллах ниспослал ему Откровение в виде свитков (сухуф), в которых излагались основы веры. Спустя некоторое время, Ибрахим перешел от увещеваний к действиям. Он вознамерился наглядно показать своему народу беспомощность и бесполезность идолов, которым они поклонялись. Для этого, он выбрал время всенародного праздника, когда халдеи собирались вместе в одном районе города. Азар предложил Ибрахиму принять участие в торжествах, но он отказался, сославшись на недомогание. Когда все ушли, Ибрахим взял топор и вошел в капище, где было установлено около семидесяти идолов. Он уничтожил их, оставив в сохранности только одного главного идола, почитаемого его народом. Когда люди вернулись с празднеств, они увидели, что все почитаемые ими идолы разбиты и повержены. Тогда они спросили у Ибрахима, не его ли рук это дело? Ибрахим же указав на того единственного идола, которого он оставил в сохранности, ответил: «Нет! Учинил их старший, вот этот. Спросите же их об этом, если они обладают даром речи» (Коран, 21: 63). Горожане ответили: «Ведь ты знаешь, что они (т. е. идолы) не обладают даром речи» (Коран, 21: 65). Тогда Ибрахим сказал: «Неужели вы поклоняетесь помимо Аллаха тому, кто ни в чем не способен помочь или навредить вам? Презрение вам и тем, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха! Неужели же вы не одумаетесь?» (Коран, 21: 66–67). Тогда обо всей этой истории донесли царю Намруду. Он приказал Ибрахиму явиться к нему. Он пришел и призвал Намруда уверовать в единство Божье. Однако царь, объявивший самого себя богом отказался принять предложение Ибрахима. Их диалог описывается в Коране следующим образом: «Ты не задумывался над тем [, о Мухаммад,] кто спорил с Ибрахимом относительно его Господа, [кичась] тем, что Аллах даровал ему царство? Помни о том, что сказал ему Ибрахим: "Мой Господь–тот, кто оживляет и умерщвляет". [Царь] возразил: "Именно я оживляю и умерщвляю". Сказал Ибрахим: "Воистину, Аллах заставляет солнце восходить на востоке, заставь же его взойти на западе". И тот, кто не уверовал (т. е. царь), смутился. Ведь Аллах не указывает прямого пути нечестивцам» (2: 258). После этого разгневанный Намруд приказал арестовать Ибрахима и сжечь его в огне живьем. Но Аллах заступился за своего посланника и сделал огонь, в который бросили Ибрахима прохладным: Мы повелели: «О пламя! Обернись холодом и спасением для Ибрахима» (Коран, 21: 69). В мусульманских преданиях говорится о том, что огонь стал для него прохладным райским садом, в котором он пребывал по некоторым сведениям 7 дней. Таким образом, Ибрахим вышел из огня живым и невредимым и продолжил проповедь в среде своего народа. Многие халдеи увидели это чудо своими глазами, но все равно отказались уверовать в Аллаха. Неверным остался и царь Намруд. Но некоторые из них уверовали. В числе уверовавших были жена Ибрахима Сара, его брат Харан, а также его племянница. После этого Аллах послал на этот неверный народ большие бедствия. На страну налетели полчища особых москитов, которые высасывали у людей кровь. Один из этих москитов проник через нос в мозг Намруда и длительное время причинял ему неописуемые мучения. Таким образом, Аллах наказал этого царя, который считал себя богом, посредством обыкновенного насекомого. После всех этих событий, Аллах приказал Ибрахиму уехать (совершить хиджру) в Харран, который был расположен южнее Ура Халдейского. Вместе с ним совершили хиджру его жена Сара, сын его брата Лут (Лот). Они остались на некоторое время в Харране, затем ушли в Шам (Сирию) и, наконец, прибыли в Египет. Согласно преданиям, тогда Ибрахиму было тридцать восемь лет. Во время этого путешествия, племяннику Ибрахима Луту от Аллаха было даровано пророчество и он остался в Садуме (Содоме). В то время Египтом правил жестокий, безбожный и распутный правитель, который, узнав о прибытии Ибрахима, решил завладеть его женой Сарой. Он велел привести ее к нему. Но как только он начал приставать к ней, его хватил паралич и у него отнялись руки и ноги. Тогда правитель пожалел о своем поступке и попросил Сару помолиться о его избавлении от этой болезни. Сара, которая испугалась того, что ее обвинят в его убийстве, исполнила его просьбу, и Аллах избавил его от паралича. После этого египетский правитель подарил Саре наложницу Хаджар (Агарь) и с миром отпустил ее. После того, как Сара вернулась к Ибрахиму, они уехали в Палестину и поселились там, в безлюдной местности под названием Сабу. Здесь Ибрахим занялся скотоводством и разбогател. В позднее в Сабу прибыли другие люди и эта местность стала населенной. Спустя некоторое время Ибрахим уехал из Сабу и поселился в местности Кист в Сирии. По причине того, что от Сары у Ибрахима не рождалось детей, он по ее разрешению, женился на Хаджар, которая родила ему сына Исмаила. Он стал родоначальником арабов и прямым предком пророка Мухаммада. Но, после этого, по причине ревности Сары, Аллах повелел Ибрахиму увезти Хаджар с ее младенцем Исмаилом в безводную пустыню, и оставить их там в районе современной Мекки. Ибрахим выполнил Божественное повеление и затем вернулся в Сирию. Хаджар (Агарь) же оказавшись одна с ребенком в безводной пустыне, начала искать воду между холмами Сафа и Марва. Вдруг она увидела ангела Джибрила (Гавриила), который ударил своей ступней (или крылом) по земле и там чудесным образом образовался источник, названный Замзамом. После этого они поселились здесь, а позднее туда прибыли и другие племена и эта местность стала населенной. Еще до рождения Исмаила, Ибрахим поклялся Аллаху о том, что если Он дарует ему сына, то по достижении им совершеннолетия принесет его в жертву. Когда Измаил достиг совершеннолетия, Ибрахим в очередной раз приехал к нему в Мекку. В это время Аллах решил испытать его. Ибрахим стал видеть сны о том, что он приносит своего единственного сына в жертву. Тогда Ибрахим решил исполнить свой обет. Но, в тот момент, когда он занес над Исмаилом нож, к нему явился ангел, который обрадовал его вестью о том, что это было всего лишь испытанием. Взамен Исмаила Аллах передал Ибрахиму через этого ангела агнца, который и был принесен в жертву (подробнее см. Исмаил). Спустя много лет Аллах даровал Ибрахиму еще одного сына, которого родила ему Сара. Его назвали Исхаком и он стал родоначальником израильтян. Пророк Ибрахим часто приезжал к своей жене и сыну в Мекку. Там они вместе с Исмаилом построили Каабу на том же месте, где она стояла во времена Адама. Черный камень (См. Хаджар аль–Асвад), который был взят ангелом Джибрилом из рая и передан Ибрахиму, был установлен ими в одной из стен Каабы. После окончания строительства, Ибрахим научил Исмаила обрядам хаджа и сделал его хранителем Каабы. Исмаил же стал совершать хадж вместе с людьми из племени Джурхум, которые пришли и проживали в Мекке. Перед отъездом в Сирию, Ибрахим взошел на холм Арафат и возвел Аллаху мольбу об Исмаиле. Через год, в сезон хаджа Ибрахим снова приехал в Мекку, на этот раз вместе со своей женой Сарой и сыном Исхаком. Все они совершили обряд хаджа и вернулись в Сирию. Великий пророк (расуль) Аллаха Ибрахим умер в Кудсе (Иерусалиме). Согласно преданиям, в момент смерти ему было возможно 175 лет. Он был справедливым, набожным, добродетельным человеком. Всю свою жизнь он искренне служил Аллаху и вел непримиримую борьбу с языческими верованиями. На этом пути он не жалел ни средств, ни даже собственной жизни. Где бы он не находился, повсюду он призывал людей уверовать в Аллаха, не совершать распутства и вести праведный образ жизни. Его религией была религия преданных Аллаху ханифов. Об этом говорится в аятах Корана 2: 135, 4:125, 6: 161. Во времена пророчества Мухаммада иудеи и христиане утверждали, что пророк Ибрахим был одним из них. В ответ на это Аллах ниспослал Мухаммаду аят, в котором говорится о том, что Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином, а был преданным Богу мусульманином (это слово употребляется в значении покорности Богу), исповедующим единобожиеханифизм. Об этом говорится в аяте Корана 3: 67. В честь Ибрахима названа кораническая сура N 14, в основном ниспосланная в Мекке после суры «Нух» и состоящая из 52 аятов. Аяты 28 и 29 суры «Ибрахим» были ниспосланы в Медине. Сура получила это название по причине упоминания в ней мольбы пророка Ибрахима Аллаху.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
0.00 байт

В каком году умер казанский царевич Петр Ибрагимович - Худайкул Б. Ибрахим?

Зайцев Илья Владимирович
Статья посвящена реконструкции биографии казанского царевича Петра Ибрагимовича (Худайкул б. Ибрахим) и новой интерпретации его эпитафии, которая сохранилась в Архангельском соборе Московского Кремля.
Читать PDF
0.00 байт

Художественные особенности повести «Киссаи Ибрахим Адхам»

Юлдошева Саодат Азизовна
В статье «Художественные особенности повести "Киссаи Иброхим Адхам"» анализируется содержание и художественные свойства «Киссаи Иброхим Адхам».
Читать PDF
0.00 байт

2013. 04. 032. Кассаб И. Ясность и затемнение смысла в арабской литературе. Кассаб Ибрахим. Ал-вудух

Демидов К. Б.
Читать PDF
0.00 байт

2011. 01. 020. Хаттаб Ибрахим. Израильская война в газе… активность Запада и молчание Востока. Khatt

Нуриманов И. А.
Читать PDF
0.00 байт

2007. 03. 015. Халленберг Х. Ибрахим ад-Дасуки (1255-1296) - выдуманный святой. Xallenberg H. Ibrahi

Демидов К. Б.
Читать PDF
0.00 байт

2019.02.024. НОФАЛ Ф.О. ИБРАХИМ ИБН САЙЙАР АН-НАЗЗАМ. - М: САДРА, 2015. - 152 С

Глухов С.В.

Похожие термины:

  • АХМАД ГРАНЬ ибн Ибрахим

    Имам и эмир Харэра (Эфиопия), правивший в 1525-1543 гг. Род. ок. 1500 г. ? 1543 г. Эмират с центром в Харэре возник на развалинах древнего султаната Ифат-Адаль. К началу XVI в. авторитет правивших здесь султанов и
  • Макам аль–Ибрахим

    место Ибрахима». Место в пределах мекканского комплекса Масджид аль–Харам, на котором стоял пророк Ибрахим (Авраам), когда он, вместе со своим сыном Исмаилом, строил Каабу. Сейчас на этом месте нах
  • ИБРАХИМ ЛОДИ

    султан Дели (1517-26). Пытался править, не считаясь с афг. знатью, к к-рой принадлежала династия Лоди, что вызвало недовольство этой знати. Совершил успешные походы против индусских кн-в Гвалиора и Мева
  • МИРЗА ИБРАХИМ

    Мирза Мухаммад Ибрахим) - один из деятелей рабочего движения в Пакистане. Основатель (май 1946) и бессменный руководитель профсоюза Сев.-Зап. ж. д. После раздела Индии (1947) и образования Пакистана М. И. в
  • ИБРАХИМ-ПАША

    Ибрагим-паша (ок. 1789 - 10.XI.1848), - егип. полководец и гос. деятель, сын егип. паши Мухаммеда-Али. Род. в г. Кавалла (на терр. совр. Греции). Участвовал в создании егип. армии и флота и проведении экономич. реф