ИБСЕН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИБСЕН
Генрик (I828–I906) — норвежский драматург, театральный деятель, реформатор сцены, сила которого — в цельности замысла. Он устранил монолог, сделал разговорную речь персонажей чрезвычайно простой, но разнообразной, способной передать тончайшие оттенки их внутреннего состояния. Драматическое напряжение в его пьесах основано на постепенном раскрытии сюжетных тайн. Его произведения легли в основу репертуара национального Норвежского театра, открытого в 1850 г. Ибсен стал создателем европейской психологической драмы. В драматической поэме «Пер Гюнт» (1867), насыщенной символическими образами, романтическими ситуациями, он воссоздал духовную жизнь человека XIX столетия. Героиня его пьесы «Ку-кольный дом» (1879) уходит из семьи, чтобы «постараться стать человеком», обрести поруганное человеческое достоинство. В психологических драмах «Росмерсехольм» (1886), «Строитель Сольнес» (1892), «Привидения» (1881), «Враг народа» (1882), «Гедда Габлер» (1890) и др. усложняются характеры, усиливаются социальные мотивы, развенчивается герой-индивидуалист. «Драматический эпилог» Ибсена «Ко-гда мы, мертвые, пробуждаемся» был посвящен осуждению антиобщественного искусства. Творения Г. Ибсена А. Блок назвал «великой книгой жизни», приобщающей читателя ко «всему современному человечеству».

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ИБСЕН
Ibsen) Генрик (1828, Шиен – 1906, Кристиания, ныне Осло), норвежский драматург, поэт, театральный деятель.
Родился в семье богатого коммерсанта, разорившегося, когда сыну исполнилось 8 лет. Детство и юность прошли в нужде и лишениях (помогая семье, несколько лет работал учеником аптекаря). Дебютировав драмой «Катилина» (1849), Ибсен в 1851 г. возглавил первый национальный норвежский театр в Бергене. В 1857 г. переехал в Кристианию, где руководил Норвежским национальным театром. После «Катилины» создал ряд исторических пьес в духе нац. романтизма. Вершина романтического творчества Ибсена – философско-символические драмы «Бранд» (1866) и «Пер Гюнт» (1867), посвященные размышлениям о назначении и моральном долге человека. К ним примыкает философская драма на историческую тему «Кесарь и Галилеянин» (1873). Однако главный вклад Ибсена в мировую драматургию – посвященные современности т. н. новые драмы, с которыми связано формирование психологической и интеллектуальной драмы 20 в. За период с 1887 по 1899 г. Ибсен написал 12 пьес: «Столпы общества» (1877), «Кукольный дом» (1879), «Привидения» (1881), «Враг народа» (1882), «Дикая утка» (1884), «Росмерсхольм» (1886), «Женщина с моря» (1888), «Гедда Габлер» (1890), «Строитель Сольнес» (1892), «Маленький Эйольф» (1894), «Йун Габриэль Боркман» (1896), «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» (1899). Проблематику и художественную структуру этих пьес определяет выявление глубокого противоречия между видимостью и сущностью окружающего мира, чему способствует т. н. ретроспективная, или ретроспективно-аналитическая композиция, когда прошлое героев выясняется лишь по мере развития действия драмы. Обнаружение тайны взрывает внешне спокойное и благополучное течение жизни героев пьесы. В «Столпах общества», «Кукольном доме», «Привидениях», «Враге народа» обсуждаются преимущественно проблемы общественной жизни. Начиная с «Дикой утки», акцент ставится на исследовании душевного мира человека, его сознания и подсознания. Содержание пьес наполняется глубоким символическим смыслом. Строгая композиция, свойственная социальным драмам, нарушается. Большее внимание уделяется пейзажу, отражающему душевное состояние героев. Пьесы Ибсена о современности стали для европейской драматургии неиссякаемым источником тем, сюжетов и образов, «великой книгой жизни», по словам А. А. Блока. Б. Шоу видел в Ибсене великого критика идеализма, находя в его драмах прообраз своих собственных пьес-дискуссий. К художественному опыту Ибсена обращались на раннем этапе творчества А. Стриндберг и Г. Гауптман. Символикой поздних пьес Ибсена восхищался М. Метерлинк. Не избежал влияния Ибсена и А. П. Чехов. Творчество Ибсена пользовалось огромной популярностью в России в кон. 19 – нач. 20 в. Его пьесы, шедшие в лучших театрах Москвы и Петербурга, оставили яркий след в истории рус. театрального искусства: «Враг народа» («Доктор Штокман») во МХАТе, 1900; «Кукольный дом» в Театре В. Ф. Комиссаржевской, 1904; «Привидения» в Малом театре, 1909.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
632.14 кб

Достоевский и Ибсен: к постановке проблемы

Толмачёв Василий Михайлович
В своей статье проф. В. М. Толмачев утверждает, что Ибсен является, предположительно, единственным западным современником Достоевского, с которым возможно продуктивное сопоставление последнего.
Читать PDF
139.30 кб

А. Блок и Х. Ибсен: опыт компаративного исследования

Толмачёв Василий Михайлович
В статье анализируется восприятие русским поэтом-символистом Александром Блоком личности, поэзии, драм Хенрика Ибсена.
Читать PDF
549.34 кб

К вопросу о жанровом своеобразии и поэтике очерка Д. С. Мережковского «Ибсен»

Муртузалиева Екатерина Абдулмеджидовна
В статье раскрываются жанровое своеобразие и поэтика очерка критической прозы Д.С. Мережковского «Ибсен».
Читать PDF
589.97 кб

ХЕНРИК ИБСЕН И ТРАДИЦИИ МИСТЕРИАЛЬНОЙ ДРАМЫ (К вопросу о «предтечах» символистского театра)

А. А. Юрьев
Читать PDF
9.50 мб

Драма как путь к вершинам духа. Андрей Белый и Генрик Ибсен: к истории диалога

Шарапенкова Наталья Геннадьевна
Поднимаются вопросы рецепции, осмысления и трансформации сюжетно-образного и идейного слоев драм Генрика Ибсена Андреем Белым.