ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ

Найдено 1 определение
ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ
представление о норме эстетического совершенства художественного произведения, критерий, с помощью которого можно оценивать произведение искусства. Впервые проблема эстетического идеала поставлена в философии Платона – для него высшим идеалом была не сама вещь, а ее эйдос – образ, идея вещи. Эстетическому идеалу Платона соответствовало размышление и экстатический восторг, как то, что приближает человека к созерцанию эйдосов. Искусство же признавалось вредным, как отдаляющее от истинного содержания вещи – поскольку искусство есть «подражание подражанию». Альтернативную теорию эстетического идеала выдвинул Аристотель: совершенное произведение искусства подражает наиболее совершенным чертам действительности. В Средние века эстетический идеал имел религиозное содержание – произведения живописи, литературы, архитектуры оценивались с точки зрения их воздействия на человека. Идеально то, что приближает человека к Богу, возвышает его мысли, направляет его действия на праведный путь. Поэтому основные достижения Средневековья возникали в сфере церкви: авторы икон и летописей – монахи, памятники архитектуры – церкви. В эпоху Возрождения основа эстетического идеала – человек как «мера всех вещей», гармония как пропорция всех частей внутри целого. Классицизм Нового времени выдвигает эстетический идеал, связанный с философией Просвещения, – культ должного, система правил, строгое соблюдение которых ведет к созданию совершенного произведения. В 19 в. эстетический идеал все больше склоняется вначале к адекватному отображению действительности в искусстве, а затем – к признанию общественного значения искусства. Напр., в рус. критике середины и второй пол. 19 в. произведение рассматривалось с точки зрения его воздействия на общество, внедрения им новых идей (напр., натуральная школа в литературе, художники-передвижники в живописи). Параллельно этому в литературе возникает оппозиционное течение «чистого искусства», или «искусства для искусства». Сторонники этого течения видят эстетический идеал не в идейной, а в эстетической плоскости – совершенно не то художественное произведение, которое чему-то учит, а то, которое красиво. Затем в 20 в. эстетический идеал стал изменяться в сторону индивидуализма: важно, насколько хорошо художник передал свои мысли и чувства, развил свою оригинальную манеру изложения. С нач. 20 в. в литературе и живописи возникало множество различных школ и течений, каждое из которых пропагандировало свое представление об эстетическом идеале. С этой целью писались программные статьи, манифесты. Напр., в поэзии в начале века возникли символизм (задача произведения, по представлениям символистов, – передать некое глубинное содержание посредством образов-символов), акмеизм (самое важное, по мнению его сторонников, – воплотить красоту вещей, указать прекрасное в окружающем нас), футуризм (эстетический идеал ориентирован на будущее) и т. д. В современной литературе, в частности в постмодернизме, эстетический идеал – результат пресыщенности индивидуализмом. Произведение мыслится как сборник цитат и аллюзий из других произведений, и чем удачнее они совмещены друг с другом, тем лучше сам текст.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
91.79 кб

Идеал и эстетические категории

Нагапетян Е. Н.
Читать PDF
120.03 кб

Эстетический идеал в творчестве Георгия Иванова

Щеглова Людмила Владимировна
На примере творчества известного русского поэта Г.
Читать PDF
154.84 кб

Эстетический идеал, тело, мода в системе культуры

Наседкина Юлия Владимировна
Читать PDF
296.74 кб

Музыка барокко: эстетические и общественные идеалы

Кузнецова Ирина Сергеевна
Анализируется эволюция эстетических идеалов барокко как отражение изменений, произошедших в общественном сознании, формулируются содержательные нормативы эстетического идеала музыки барокко и рассказывается об истории распростране
Читать PDF
136.14 кб

ЖИЗЕЛЬ КАК СКРЫТОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА

Ранди Елена, Аксенова Анна Владимировна
Парижская постановка «Жизели» 1841 года интерпретируется Еленой Ранди как своего рода размышление о сущности танца, как некая скрытая декларация поэтики.
Читать PDF
213.95 кб

Эстетический идеал в поэзии народов Северного Кавказа

Фидарова Римма Японовна, Кайтова Ирина Анатольевна
В статье исследуются особенности эстетического идеала в послевоенной горской поэзии, в целом во второй половине ХХ века, особенно сложной и значимой в современной истории северокавказских народов.
Читать PDF
56.04 кб

Эвристический потенциал категории «Эстетический идеал»

Барановский Владимир Евгеньевич
Читать PDF
395.01 кб

Значение эстетического идеала в социальной жизни Византии

Синицын Тихон Борисович
В данной статье рассматривается значение и влияние сакрального искусства на формирование эстетических идеалов в социальной жизни Византии.
Читать PDF
1.60 мб

Эстетический идеал К. Г. Паустовского: прекрасное в природе

Сапрыкина Татьяна Викторовна
В статье речь идёт о воплощении эстетического идеала К. Г. Паустовского, который реализуется в его прозе в концепции прекрасного, связанного с осмыслением места и роли природы в жизни человека.
Читать PDF
707.33 кб

Проблема эстетического идеала в поздней лирике А. С. Хомякова

Березина Т. Ю.
Статья посвящена изучению эстетического и мировоззренческого своеобразия лирики А. С. Хомякова 1840 1850 гг. На материале программных про-изведений поэта раскрываются особенности их стиля, композиции, системы образов.
Читать PDF
382.97 кб

Основоположения науки эстетики: эстетическое, прекрасное, идеал

Труфанов С. Н.
В статье предлагается авторский вариант построения понятийного остова науки эстетики. В его основу положены идеи отцов-основателей этой науки: Александра Баумгартена, Иммануила Канта, Вильгельма Гегеля.
Читать PDF
1.60 мб

Основоположения науки эстетики: эстетическое, прекрасное, идеал

Труфанов С.Н.
В статье предлагается авторский вариант построения понятийного остова науки эстетики. В его основу положены идеи отцов-основателей этой науки: Александра Баумгартена, Иммануила Канта, Вильгельма Гегеля.
Читать PDF
1.38 мб

От эпохи Эдо до наших дней. Эстетический идеал городской культуры

Герасимова Майя Петровна
Читать PDF
284.50 кб

Эстетический идеал западных публицистов в свете теорий постмодерна

Хорольский Виктор Васильевич
Рассматривается влияние постмодернистского миросозерцания на философию и публицистический (медийный) стиль современных западных авторов, сотрудничающих со СМИ. Подчеркивается роль языковой игры и тотальной иронии в журналистике.
Читать PDF
180.11 кб

Красота:этический и эстетический идеал в философии Ф. М. Достоевского

Шакин Сергей Александрович
В статье рассматривается проблема красоты как эстетического идеала в философии Федора Михайловича Достоевского.