Это понятие, разработанное Максом Вебером, оказалось чрезвычайно плодотворным инструментом исторического исследования и интерпретации. Оно является своего рода «предельным понятием», обобщающей абстракцией, дающей возможность организовать исторический опыт и сделать интеллигибельным мир, в котором мы живем, путем выявления общих и специфических черт человеческого поведения (например, «романтического») или широкомасштабного исторического явления («западного капитализма»). По словам Макса Вебера, «идеальный тип есть мысленная картина, а не историческая реальность и тем более не "подлинная" реальность, и он никак не может служить схемой для упорядочения реальности или использоваться в качестве примера. Он представляет собой лишь чисто идеальное предельное понятие, с которым соизмеряют и сравнивают реальность, чтобы прояснить эмпирическое содержание некоторых важных ее элементов» (Weber M. Essai sur la theorie de la science. P., 1965). Самое главное в дальнейшем определить степень отклонения идеи от эмпирической реальности, чтобы уточнить идею и сделать ее более применимой; при этом надо постоянно иметь в виду ее ограниченность и неадекватность подвижному, уникальному, противоречивому и отчасти даже хаотичному реальному миру. Хотя работы Вебера во Франции были восприняты с опозданием (несмотря на усилия Раймона Арона), эвристическая ценность его идей, основанных, по сути, на номиналистической мысли, герменевтической традиции и понимающей социологии, вызвала интерес со стороны таких историков, как Анри-Ирене Марру и Поль Вен. В дальнейшем понятие «идеальный тип» широко распространилось среди сообщества историков и стало при этом употребляться в более расхожем значении для характеристики определенных обобщающих форм исторического описания и указания на их неизбежную неполноту.
• Герменевтика, Критическая философия истории, Эвристика
ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП
Идеальный тип
Источник: Словарь историка 2011
ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП
понятие введено немецким социологом и философом Максом Вебером (1864-1920). В определении М. Вебера, эта исследовательская «утопия», не имеющая буквального аналога в конкретной социальной реальности, образуется благодаря взгляду на эмпирическую действительность с определенной исследовательской позиции; избранный ракурс рассмотрения связывает разрозненные единичные явления в «лишенный внутренних противоречий космос мысленных связей». Таким образом, как теоретическая конструкция, полученная в результате логического связывания феноменов, встречающихся в различные эпохи в разных культурах, И. т. дает возможность упорядочить многообразие исторического материала и позволяет сравнивать аспекты социально-исторической реальности для выявления в ней существенного. Различие между идеальным ходом социально-исторического процесса и действительным позволяет открыть условия, которые определили это различие. Говоря словами самого М. Вебера идеальный тип «не является описанием реальности, но нацелен на выработку средств, с помощью которых такое описание может быть получено». К идеальным типам М. Вебер относил такие понятия как «западный город», «харизматическое господство», «гражданская экономика», «протестантская этика», «дух капитализма», «Ренессанс» и др. Критерием научности «идеального типа», по М. Веберу, является его исследовательская продуктивность: чем выше эвристический потенциал идеального типа, тем выше и его научное значение. Отсюда вытекают два важных следствия: 1) параллельно может существовать несколько конкурирующих идеальнотипических конструкций, относящихся к одной и той же совокупности эмпирических данных, и спор между ними решается в зависимости от того, какой идеальный тип обеспечивает прирост научного знания; 2) конкретный идеальный тип, сколь бы совершенным он ни казался, является преходящим, релятивным, и неизбежно сменяется новым.
Лит.: Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М, 1993; Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994; Вебер М. Избранные произведения. М., 1990; Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. - М., 1987 (или 2003); Современная западная философия: Словарь / Сост. В. С. Малахов, В. П. Филатов. М., 1991. И. С. МЕНЩИКОВ, Е. А. ПОПРАВКО
Лит.: Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М, 1993; Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994; Вебер М. Избранные произведения. М., 1990; Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. - М., 1987 (или 2003); Современная западная философия: Словарь / Сост. В. С. Малахов, В. П. Филатов. М., 1991. И. С. МЕНЩИКОВ, Е. А. ПОПРАВКО
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.