ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

Найдено 1 определение
ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
основная мысль, заключенная в художественном произведении. В идее выражено отношение автора к поставленной в его сочинении проблеме, к мыслям, высказываемым персонажами. Идея произведения является обобщением всего содержания произведения.
Только в нормативно-дидактических сочинениях идея произведения принимает характер четко выраженного однозначного суждения (такова, напр., басня). Как правило, художественная идея не может быть сведена к какому-то отдельному высказыванию, отражающему авторскую мысль. Так, идея «Войны и мира» Л. Н. Толстого не может быть сведена к мыслям о ничтожной роли т. н. великих людей в истории и о фатализме как о представлении, наиболее приемлемом при объяснении исторических событий. При восприятии сюжетного повествования и историко-философских глав «Войны и мира» как единого целого идея произведения раскрывается как утверждение о превосходстве естественной, стихийной жизни над ложным и суетным существованием тех, кто бездумно следует за общественной модой, стремится к славе и успеху. Идея романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» шире и многограннее, чем высказанная Соней Мармеладовой мысль о недопустимости для человека решать, имеет ли другой право жить. Для Ф. М. Достоевского не менее важны мысли об убийстве как о грехе, совершаемом человеком против себя самого, и как о грехе, отчуждающем убийцу от близких и дорогих ему людей. Столь же существенна для понимания идеи романа и мысль об ограниченности человеческой рациональности, о непреодолимом изъяне разума, способного построить какую угодно логически непротиворечивую теорию. Автор показывает, что опровержением богоборческой и бесчеловечной теории могут быть только жизнь и религиозная интуиция, вера.
Часто идея произведения вообще не отражается в высказываниях повествователя или персонажей и может быть определена очень приблизительно. Эта особенность присуща прежде всего многим т. н. постреалистическим произведениям (напр., рассказам, повестям и пьесам А. П. Чехова) и сочинениям писателей-модернистов, изображающим абсурдный мир (напр., романам, повестям и рассказам Ф. Кафки).
Отрицание существования идеи произведения свойственно литературе постмодернизма; не признается идея произведения и теоретиками постмодернизма. Согласно постмодернистским представлениям, художественный текст независим от воли и замысла автора, а смысл произведения рождается при его прочтении читателем, свободно помещающим произведение в тот или иной смысловой контекст. Вместо идеи произведения постмодернизм предлагает игру смыслов, при которой невозможна некая конечная смысловая инстанция: любая заключенная в произведении идея подается с иронией, с отстранением. Однако на самом деле едва ли оправданно говорить об отсутствии в постмодернистских сочинениях идеи. Невозможность серьезного суждения, тотальная ироничность и игровой характер существования – это и есть идея, объединяющая постмодернистскую литературу.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006



Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
458.19 кб

Идея преступления в художественном мире Ф. М. Достоевского

Герасименко Ирина Евгеньевна
В статье речь идет об идее преступления в творческом мире Ф. М. Достоевского. На широком культурном фоне автор анализирует внутренние мотивы писателя, приводит мысли Р. П. Блэкмура, С. О. Лессера, Д. С. Мережковского. Р. П.
Читать PDF
352.25 кб

Художественная идея романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди»

Кладова Наталья Александровна
Посвящена анализу художественной идеи романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Трагедия главных героев произведения, по нашему убеждению, заключается не только в социальных условиях, но и в них самих.
Читать PDF
288.83 кб

Идея бесконечного в теории и художественной практике романтиков

Шикина Александра Николаевна
Статья посвящена одной из главных идей философского мировосприятия романтиков идее бесконечного. Раскрывается сущность понятий «бесконечное» и «конечное».
Читать PDF
386.25 кб

ИДЕЯ СИНТЕЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ В ПОВЕСТИ И.С.ШМЕЛЁВА «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»

Руднева Елена Георгиевна
Читать PDF
190.25 кб

Идея духовного самосовершенствования в художественной структуре романа Элизабет Гаскелл «Руфь»

Фирстова Мария Юрьевна
Роман Элизабет Клегхорн Гаскелл «Руфь» анализируется в религиозно-этическом аспекте, определившем проблемно-тематическую структуру и пафос всего произведения.
Читать PDF
154.44 кб

Идея синтеза в современной художественной культуре Бурятии (на материале живописи Аллы Цыбиковой)

Бороноева Татьяна Анатольевна
Рассматриваются формы воплощения художественного синтеза в современном изобразительном искусстве Бурятии.
Читать PDF
136.09 кб

Патриотическая идея в древнерусских художественно- публицистических произведениях xv-хvi столетий

Меринов В.Ю.
В настоящей статье рассматривается патриотическая идея в древнерусских текстах как категория, взаимосвязанная с историей и характером формирования древнерусской культуры в целом и Московского государства в частности.
Читать PDF
323.63 кб

Идея просветительства как фундамент становления и развития отечественной художественной культуры (на

Ручимская С. В.
Статья посвящена анализу роли просветительской деятельности в становлении и развитии отечественной художественной культуры. Анализируя публицистическую деятельность В.В.
Читать PDF
639.33 кб

Художественная идея китайского телевизионного шоу "Звук" и особенности ее распространения в средства

Ду Сянжуй, Ли Линсяо
Китайская индустрия телевизионных шоу прошла многолетний путь развития и сегодня уже преодолела кризис недостатка оригинальности и зависимости от заимствования авторских идей иностранных телешоу, постепенно выйдя на путь развития,
Читать PDF
198.26 кб

Проблема художественного метода и идея синтеза в русском литературном процессе конца XIX - первой тр

Кондрашова Ирина Игоревна
Рассматриваются проблема происхождения и становление нового художественного метода социалистического реализма в отечественной литературе начала ХХ в., а также роль художественного синтеза в этом процессе.
Читать PDF
213.21 кб

Единство народов СССР в 1941 - 1945 гг. Как национальная идея (на материале художественной литератур

Егорова Людмила Петровна
Борьба за единство народов СССР в 1941-1945 гг. средствами художественного слова в произведениях А. Твардовского, Н. Тихонова, Э. Капиева, П. Павленко и др.
Читать PDF
153.35 кб

Художественно-эстетические основания экспрессионизма и их связь с отдельными идеями философии Ф. Ниц

Беляев Д. А.
В статье рассматриваются основные художественно-эстетические установки экспрессионизма и их связь с рядом философских воззрений Ф. Ницше, с отдельным анализом отличного и общего между ними.