(от др.-греч. - своеобразный, - пишу) - 1) способ исторического познания, характерный для неклассической исторической науки, задачей которого является описание отдельных феноменов и отнесение их к ценностям [М. Ф. Румянцева]; 2) метод исследования, нацеленный на изучение и описание исторических явлений как уникальных и неповторимых [Л. П. Репина]. Методологическое обоснование И. м. получил в трудах В. Виндельбанда и Г. Риккерта («баденская школа»), которые рассматривали его как основной метод наук о культуре, направленный на описание индивидуальных особенностей «существенных» исторических фактов. «Номотетическое мышление», по В. Виндельбанду, ориентировано на отыскание общих законов, которым подчиняются естественные (природные) процессы и явления; «идиографическое мышление» ищет «отдельные исторические факты». В дальнейшем принципы идиографического подхода, как способа познания индивидуальности, получили развитие в работах В. Дильтея, В. Штерна, Г. Оллпорта и другие. В США И. м. стал основой одного из направлений кросскультурных исследований, задача которого - выявление особенных, специфических явлений, локализованных во времени и в пространстве. И. м. задает такую стратегию исторического познания, которая нацелена на восстановление смысла чужой индивидуальности, ее ком муникативной и символической природы посредством «вживания», погружения историка в прошлое. В экстремальной форме И. м. получил развитие в постмодернистской модели исторического познания.
В настоящее время И. м. используется в неоклассической исторической науке, в которой он трактуется с позиций принципов дополнительности и альтернативности. Согласно этим принципам, относительно любого предметного поля исторического исследования можно поставить бесчисленное множество познавательных задач, а их решение возможно с помощью различных способов исторического познания, приоритетность которых определяется методологическими позициями исследователя. И. м. применяет приемы сравнения изучаемого объекта с другими, главная цель которого выделение уникальных черт и характеристик, придающих ему своеобразие. Он относится к индивидуализирующим методам и опирается на описательные технологии. И. м. концептуально связан с историко-генетическим, историко-биографическим методом, кейс-стади и т. п.
Лит.: Виндельбанд В. Нормы и законы природы; Критический или генетический метод? // Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М., 1995; Л аппо-Данилевский А. С. Методология истории. М., 2006. Л убский А. В. Альтернативные модели исторического исследования: концептуальная интерпретация когнитивных практик. Saarbriicken, 2010; Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания: учеб. пособ. М., 2004; Р у мянцева М. Ф. Теория истории: учеб. пособ. М., 2002. А. В. ЛУБСКИЙ, Л. Н. МАЗУР
ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД
ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.