ИДОЛ
ИДОЛ
1. Статуя, которой поклоняются язычники. 2. Кумир, которого выбирают в качестве образца. Идолопоклонство– поклонение идолам.
Источник: Основы православной культуры. 2011
ИДОЛ
изображение божества или духа, являющегося объектом поклонения. В переносном значении — объект слепого поклонения, обожания.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Идол
предмет, изображающий божество в так называемых языческих религиях. Прямую связь с идолопоклонством древних людей имеет поклонение иконам.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Идол
кумир, изображение небесной или земной твари, которой служат и поклоняются вместо служения Господу. Вторая христианская заповедь запрещает поклонение идолам как божествам мнимым или ложным богам.
Источник: Православная энциклопедия.
ИДОЛ
(греч. Eidolon — образ, подобие) — матери-альный предмет, являющийся объектом религиозного поклонения. Считается, что идол изображает (замеща-ет) или вмещает божество либо сам является им. Культ идолов — идолопоклонство — возник в глубокой древности. Вначале идолами были естественные пред-меты - камни, деревья, реки, животные. Позднее идолы стали приобретать все более условную трактовку, превращаться в зооморфные и антропоморфные изобра-жения. Они были насыщены магической символикой — окрашены в соответствующие цвета, покрыты орнаментом, священными знаками. В современных религиях идолы продолжают существовать в форме икон, распятий, иных культовых предметов.
ИДОЛ
более или менее обработан. статуэтки из камня, кости, дерева, глины и др. материалов. И. имели звероподобную или человекообр. форму, не всегда четко выявл., они были размером до 20 см и отличались от фетиша как от предшествующей формы, связанной с магией. И. считались носителями защищающей силы и как таковые были объектами культового почитания. Наиболее ранней засвидет. конкретизацией религ.-магич. почитания явл. И. эпохи позднего палеолита. Из общей огромной массы сохранивш. И. выделяются как определ. класс памятников своеобразно стилизов. мраморные И. кикладской культуры 3 — 2 тыс. до н. э. Хар-р И. еще сохраняли культовые статуи, напр., микенского времени. Выделяются также сохранившие древ. традиц. форму беотийские дощатые И. 7 — 6 вв. до н. э. В развитом греч. и рим. обществе фигурки И. использовались на протяжении веков в повседневном обиходе как творения нар. иск-ва.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Идол
(греч. eidolon — образ), более или менее обработанные статуэтки из камня, кости, дерева, глины и других материалов. И. имели звероподобную или человекообразную форму, не всегда четко выявл., они были размером до 20 см и отличались от фетиша как от предшествующей формы, связанной с магией. И. считались носителями защищающей силы и как таковые были объектами культового почитания. Наиболее ранней засвидетельствованной конкретизацией религиозно-магич. почитания являются И. эпохи позднего палеолита. Из общей огромной массы сохранившихся И. выделяются как определ. класс памятников своеобразно стилизованные мраморные И. кикладекой культуры 3 — 2-го тыс. до н. э. Характер И. еще сохраняли культовые статуи, например микенского времени. Выделяются также сохранявшие др. традиционную форму беотийские дощатые И. 7 — 6 вв. до н. э. В развитом греч. и рим. обществе фигурки И. использовались на протяжении веков в повседневном обиходе как творения народного искусства.
рис. Позднемикенский идол.
рис. Позднемикенский идол.
Источник: Словарь античности. 1989
идол
в еврейском тексте в различных местах имеет следующие значения: ложный бог, кумир, тщета, суета, пустота, истукан, страшилище, ужас)-изображение из металла, камня или дерева, напоминающее человека, животного или рыбу для поклонения природным силам, которые языческие народы обожествляли (Рим 1.25). Так, Ваал, бог солнца и природных сил вообще, изображался в виде человека с чертами быка; Молох, бог огня-с бычьей головой и человеческими руками; Дагон-с человеческой головой и туловищем рыбы; Астарта-в виде женщины со многими грудями и полумесяцем на голове, стоящей на льве и т.д. Такие изображения делались иногда очень больших размеров для установки их в храмах (1Ц 5.2) или на полях для массового поклонения (Дан 3.1), но немало их, видимо, было и небольшого, «семейного» формата (Ис 44.13). Такие изображения и изваяния делали и израильтяне, поддавшись влиянию окружавших их племен (Пс 105.19-21), на протяжении всей своей истории, то глубоко погружаясь в идолопоклонство, то временно отходя от него. Но после возвращения из вавилонского плена (куда они и были отданы Богом за этот их великий грех), они больше никогда не были идолопоклонниками в таком явном виде. Однако, они продолжали грешить, поклоняясь новым, невидимым (точнее-многоликим) идолам-коммерции, наукам, определенным идеологиям и т.п., которым они научились в плену. В коммерции евреи особенно преуспевали с тех пор и Господь не случайно сказал им: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф 6.24). В более широком смысле, идол-это всякий предмет, убеждение или деятельность, которые занимают в сознании и жизни человека центральное место, то есть место Бога. (См. также боги,а, идолопоклонство, кумир)