Иджтихад

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Иджтихад
учитывая то, что существующие источники законов Ислама считаются подходящими для всех времен и народов, Иджтихад можно охарактеризовать как творческую, хотя и дисциплинированную интеллектуальную работу по выведению правовых предписаний из данных источников, учитывающую влияние на них постоянно меняющихся обстоятельств, в условиях которых существует Исламское сообщество.

Источник: Краткий словарь исламских терминов (проект www.igrunov.ru)

Иджтихад
старание, усердие. В шариате труд, усердие в вынесении правовых предписаний и решение различных религиозных проблем или вопросов на основании аятов Корана, хадисов, кыяса и иджмы. Ученый, который занимается иджтихадом, называется муджтахидом. Он должен иметь обширные познания и отвечать определенным нравственным критериям, принятым в религии. Термин «иджтихад» не встречается в Коране, однако указания на него есть в хадисах пророка Мухаммада. Например, в сборниках Ахмада ибн Ханбаля, Тирмизи, Абу Дауда приводится хадис, в котором пророк Мухаммад назначив Муаза ибн Джабаля судьей в Йемен, спросил у него о том, каким образом он будет выносить решения. Муаз ответил, что он сделает это на основании Корана и Сунны посланника. Когда же Пророк спросил у него, что он сделает, если не найдет буквального решения проблемы в этих источниках, Муаз ответил, что он сделает иджтихад–то есть, вынесет решение на основании анализа Божественного Откровения. Пророк одобрил этот ответ. Иджтихадом является либо вынесение независимых решений непосредственно из первоисточников, либо же применение уже решенных предшественниками проблем. Независимые решения из первоисточников извлекали сподвижники пророка Мухаммада, а также табиуны, таба аттабиуны и основоположники (имамы) мазхабов, которые систематизировали положения исламского права. После III века хиджры почти все основные правовые проблемы были систематизированы и решены. В связи с этим три основные и самые многочисленные правоверные суннитские правовые школы–ханафитская, маликитская и шафиитская сошлись во мнении, что дальнейшее продолжение иджтихада по уже решенным правовым проблемам более не целесообразно. Иджтихад в этих мазхабах является закрытым. Однако «закрытость» иджтихада не относится к новым проблемам, которые могут возникнуть на протяжении времени. Решение этих новых проблем должно соответствовать традиции конкретной правовой школы и основываться на его методологии. Закрытие иджтихада не было признано самым малочисленным суннитским мазхабом–ханбалитским, а также шиитами и захиритами. В этих школах иджтихад по всем проблемам является открытым. Иджтихад не может проводиться по тем аятам Корана или хадисам, смысл которых ясен и однозначен, а также по тем проблемам, по которым имеется иджма. Он проводится только в отношении проблем, по которым невозможно извлечь однозначные решения из первоисточников. При этом, при необходимости, разрешается обращаться не только к прямым доводам из Корана и Сунны, но и к кыясу, истихсану, орфу и другим альтернативным правовым методам. К муджтахидам предъявляются следующие требования: 1. Владение в совершенстве арабским языком. Это необходимо в связи с тем, что все оригинальные тексты исламских первоисточников ниспосланы Богом и записаны именно на этом языке; 2. Знание Корана и владение кораническими науками. При этом необязательно знать весь Коран наизусть, но необходимо иметь понятие о тафсирах, отмененных и отменяющих аятах и т.д.; 3. Знание Сунны и всех наук связанных с ней. Знание большого количества хадисов наизусть является необязательным, однако и здесь необходимо знать комментарии к хадисам, которые были сделаны сподвижниками пророка Мухаммада, авторитетными улемами, а также разбираться в их хронологии, цепях передатчиков и т.д.; 4. Знание различных проблем, по которым существует иджма общины. Нужно также знать, по каким проблемам существуют различные мнения; 5. Знание кыяса–метода выведения правовых предписаний по аналогии с уже решенными проблемами, при условии, что эта аналогия опирается на доводы Откровения; 6. Ясное понимание поставленных целей и задач при решении правовой проблемы; 7. Способность четко разграничивать верные мнения от неверных; 8. Иметь искреннюю веру в Аллаха и праведные намерения при решении любой проблемы. Муджтахиды, которые обладают вышеуказанными качествами, называются мутлакмуджтахидами (способными на независимое выведение правовых решений). Они действуют только на основании своих собственных исследований по всем правовым проблемам и не пользуются готовыми решениями других муджтахидов. При этом допускается слабое знание или не знание ими каких–то особых специфических проблем. Также позволительно изучение решения проблем другими муджтахидами и их развитие. Все муджтахиды подразделяются на семь категорий: 1. Муджтахиды Шариата. Это упомянутые выше мутлакмуджтахиды, к которым принадлежат основатели мазхабов–Абу Ханифа, Малик ибн Анас, Мухаммад ибн Идрис ашШафии, Ахмад ибн Ханбаль и другие; 2. Последователи мутлакмуджтахидов. Это ученики и последователи основателей мазхабов, которые в целом придерживались пути своего учителей, однако могли иметь и противоположные им мнения по отдельным вопросам. К этой категории относятся, например ханафиты Абу Йусуф, Мухаммад ибн Хасан ашШейбани или маликиты Абд арРахман ибн Касим, Ибн Вахб и др.; 3. Муджтахиды мазхаба, которые продолжают методологию и аргументацию основателей мазхабов и не противоречат им. Однако они могут разбирать возникшие новые проблемы с учетом традиций мазхаба. К ним относятся такие муджтахиды как Тахави, Сарахси или Кархи; 4. Муджтахиды предпочтительного мнения. Они могут из множества различных фетв мазхаба выбрать наиболее предпочтительное для каждого конкретного случая. Разница с предыдущей категорией у них небольшая; 5. Муджтахиды обладающие способностью принимать решения на основе наиболее обоснованного довода из преданий. 6. Хафизы и мукаллиды. Они являются последователями других муджтахидов и хорошо разбираются в доказательствах своих предшественников.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007



Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
295.35 кб

Иджтихад в i В. По хиджре и возникновение мадрасат ар-ра'й и мадрасат ал-хадис

Адыгамов Р.К.
Статья посвящена проблеме иджтихада, которая всегда остро стояла в истории исламского права.
Читать PDF
443.46 кб

Ислам как общенациональное культурное наследие в послесталинском Дагестане: из иджтихада в Просвещен

Кемпер Михаэль
Начиная с 1960-х годов, ряд дагестанских ученых начали пересматривать роль ислама в истории Дагестана.