Иерихон

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Иерихон
(территория современной Иордании) — ряд ученых (США) считают его первым городом на Земле, основанным около 6500 г. до н. э. В литературе высказывается мнение о начале неолитической революции именно в этих местах.

Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015

ИЕРИХОН
город VII—II тысячелетия до н. э. в Палестине. В конце II тысячелетия до н. э. разрушен еврейскими племенами. По библейскому преданию, стены И. рухнули от звуков труб завоевателей («иерихонские трубы»).

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ИЕРИХОН
   • Ier?cho, Hiericus,
         ??????, ныне Риха, священный город Палестины, 150 стадий к северу-востоку от Иерусалима, к западу от Иордана, в великолепной местности, особенно знаменитой в древности бальзамом, который рассылался отсюда. Здесь была школа пророков.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Иерихон
место благовоний, ароматов и город пальм)-большой и хорошо укрепленный город между Иорданом и Иерусалимом, первый из городов, покоренных израильтянами в Ханаанской земле. Над этим городом И.Навин произнес заклятие и он оставался в развалинах почти шесть столетий, пока во времена Ахава (около 870 г. до РХ) не был вновь отстроен. Упоминание Иерихона во 2Ц 10.5 и 1Пар 19.5 во времена Давида (а также города Пальм (см.) во времена судей) указывает на то, что там было какое-то селение или имеется в виду лишь его место. Во времена пророка Елисея там была школа сынов пророческих, а во времена Христа этот город был царской резиденцией и в нем был дворец Ирода. Теперь от него ничего не осталось и даже его положение определяется с трудом.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Иерихон
Иерихон (Jericho), древн. город на терр. совр. Израиля. Богатый водой оазис близ переправы через р. Иордан у сев. оконечности Мертвого моря, И. занимал стратегич. положение на пересечении торг, путей. Это один из древнейших городов мира, основанный в 9-м тыс. до н.э. Гл. холм в И. имеет богатейшие на всем Бл. Востоке напластования культурного слоя (тель) толщиной до 15м, хотя более поздние напластования, относящиеся к 2000—500 гг. до н.э., были размыты вследствие естеств. эрозии почвы. Наиб, интересные с археол. точки зрения пласты относятся к 7-му тыс. до н.э., т.е. к докерамическому неолиту, когда Иерихон уже был обнесен кам. стенами и занимал площадь ок. 4 га, а также предположительно к позднему бронзовому веку — времени разрушения И. Иисусом Навином, как записано в Ветхом завете.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Иерихон
древний город в Израиле, к северо-западу от Мертвого моря (ныне Тель-ас-Султан). Поселение на месте библейского Иерихона возникло в 8-м тыс. до н.э. и является древнейшим из известных до сих пор центров возникновения цивилизации. Открыты каменные крепостные стены, дома из кирпича-сырца. В 3-м тыс. Иерихон был процветающим городом, обнесенным стеной из кирпича-сырца. Около 2000 г. город был разрушен кочевниками, вторгшимися в Ханаан. Затем неоднократно восстанавливался и вновь разрушался. В Библии повествуется о взятии Иерихона израильтянами: его стены рухнули от звуков труб (иерихонские трубы) и криков завоевателей, все население было уничтожено (за исключением семьи блудницы Рахавы, спасшей еврейских лазутчиков). При раскопках не были обнаружены стены библейского повествования. В 587 г. до н.э. город был разрушен вавилонянами, во время Иудейской войны (66- 70 гг. н.э.) - римлянами.

Источник: Исторический словарь

ИЕРИХОН
(jericho), Телль-эс-Султан, находится на дороге, пересекающей долину р. Иордан к северу от Мертвого моря. В ходе раскопок немецких археологов в 1907–1909 гг., Гарстанга в 1930–1936 гг. и К.Кеньон в 1952–1958 гг. была установлена чрезвычайная важность памятника. На месте мезолитической стоянки (8000 г. до н.э.) в бескерамическом неолите (7000 г. до н.э.) появляется поселок, окруженный стеной, с домами из сырцового кирпича, который принадлежит к числу древнейших постоянных поселений в мире. К этому периоду относится знаменитая серия раскрашенных глиняных масок в виде человеческих лиц . Отрывочные сведения относятся к протогородскому периоду (3200 г. до н.э.), несколько укрепленных городов с могильниками представляют период до 1580 г. до н.э., когда египтянами было разрушено поселение гиксосов. Заслуживают внимания огромный глиняный гласис, а также погребения с прекрасной сохранностью продуктов плетения и деревообработки, керамикой, бронзой, костью и т.д. Город позднебронзового века, захваченный израильтянами под руководством Иисуса Навина, оставил очень мало следов. Разрушенные стены, которые обнаружил Гарстанг, теперь удревнены на 1 000 лет и не могут быть связаны со штурмом И., зафиксированным в Библии. В железном веке памятник вновь частично заселен.

Источник: Археологический словарь. 1990

Иерихон
Ерихо. Иерихон (Чис. 22:1; 26:3; Втор. 34:1.), богатый и укрепленный хананейский город (И. Нав. 6:24); приблизительно в 20-ти км к северо-востоку от Иерусалима Это первый город в Хананейской земле, который был взят израильтянами По вере их пали его стены (Евр 11:30) и все живое было истреблено. Только Раав со своим домом была пощажена На того человека, который пожелал бы построить на этом месте город, было произнесено проклятие, которое несколько лет спустя исполнилось над Ахиилом (И. Нав. 6:26; 3Цар. 16:34). Когда о Иерихоне говорится «строить», то надо понимать: «укреплять» или «возводить крепость», ибо под этим именем он продолжал быть заселенным городом в колене Вениамина (И. Нав. 18:21; Срав. 16:7). Иерихон был расположен в плодоносной местности — «Иерихонской равнине» (И. Нав. 4:13), где пальмы, розы и бальзам великолепно украшали ее. Этот город называется также «городом пальм» (Втор. 34:3). Вскоре он приобрел крупное значение. Под наблюдением Илии и Елисея здесь находилась школа пророков (4 Цар. 2). Город много украшался Иродом Великим, который имел там свой дворец. В его время там была римская таможня, главным образом, из-за вывозимого из Палестины бальзама В нем Христос исцелил 2-х слепых (Мат. 20:30) и был в гостях у мытаря Закхея (Лук. 19). Старинный Иерихон теперь исчез. Современный Иерихон расположен в полутора километрах к юго-востоку от руин древнего города В 1967-ом году в нем жило около семи тысяч человек, из них примерно 10% — христиане, остальные мусульмане

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ИЕРИХОН
др.-евр. Ирихой, греч. Ierixo) - один из древнейших городов в Палестине (остатки в 22 км к С.-В. от Иерусалима; совр. Тель-эс-Султан); возник в плодородной местности, богатой финиковыми пальмами. Сведения об И. имеются в Библии. Раскопки велись в 1867, 1907-08, 1930-36, 1952-56. Наибольший интерес представляет древнейшее поселение на месте И., относящееся к докерамич. неолиту (7-6-е тыс. до н. э.). Оно имело глинобитные и из сырцового кирпича дома, святилища и кам. оборонит. сооружения; сохранились следы занятий земледелием и скотоводством; найдены культовые раскрашенные скульптурные головы из необожженной глины, налепленной на человеч. черепа. Раскопано также более позднее поселение городского типа времени позднего неолита и ранней бронзы (4-3-е тыс. до н. э.). Нового значит. расцвета И. достигает в 18-16 вв. до н. э., когда он был окружен мощными двойными стенами; к этому времени относятся гробницы с коллективными захоронениями и богатым инвентарем. В кон. 2-го тыс. до н. э. И. был разрушен вторгшимися в Палестину евр. племенами. Согласно библейскому преданию, неприступные стены И. рухнули от звуков труб завоевателей ("иерихонская труба"). В сер. 9 в. до н. э. И. был восстановлен; в 7-6 вв. до н. э. И. - незначит. город. В рим. время (1 в. н. э.) И. отстраивается несколько юго-западнее древнего И. по типичному эллинистич.-рим. плану. Старое городище служило некрополем.

Лит.: Массон В. М., Докерамич. неолит Иерихона, "CA", 1958, No 3; Rritchard J. В., The excavation at Herodian Jericho, 1951, New Haven, 1958; Kenyon K. M., Digging up Jericho, L., 1957 (см. рецензию М. Л. Гельцера в "CA", 1961, No 1); Wheeler M., Walls of Jericho, L., 1956.

М. Л. Гельцер. Вильнюс.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ИЕРИХОН
многослойное поселение на холме Тель-эс-Султан в 22 км к с.-в. от Иерусалима. Поиски его велись давно, потому что о взятии И.
древними иудеями подробно рассказывается в Библии: "В седьмой день встали рано при появлении зари и обошли вокруг города семь раз... Священники трубили трубами... Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась вся стена до самого основания, и народ пошел в город, каждый со своей стороны, и взяли город. И предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечом... А город и все, что в нем, сожгли огнем..
Так рассказывает Библия о падении Иерихона. Однако Иерихон падал не раз задолго до того. Это установили лишь после раскопок. В 1868 г. Чарлз Уоррен открыл остатки города, который, по его мнению, упоминается в Библии. Правда, недавняя передатировка памятника показывает, что открытый Уорреном город был на 1000 лет древнее времени позднего бронзового века, когда город был разрушен иудеями. Следов библейского И. археологически прослежено очень мало. В Библии говорилось, что у Иерихона были неприступные стены, но они развалились от звука труб и крика громадного войска иудеев. Действительно, раскопки Уоррена обнаружили в верхних слоях телля остатки города. И его стены обрушились, но наружу. Инженеры предполагают, что произошло это оттого, что осаждающие тайно выкопали глубокий ров вокруг стен города.
Началось сползание почв под стенами в ров. Стены накренились и упали в наружную сторону. Видимо, сооружение рва велось под непрестанные звуки труб, для отвлечения внимания защитников.
Под развалинами храма на глубине почти 40 м были обнаружены остатки строений VIII тыс. до н.э. Удивительно то, что они были окружены огромной стеной, сложенной из камня. Толщина стены была почти 3 м! Высота ее точно не известна, но сейчас она сохранилась на высоту 4 м. Перед стеной был вырублен в скале ров шириной 8,5 м и глубиной 2,1 м. Над стенами возвышались массивные, сплошь из каменных плит башни диаметром 10 м. Раскопана одна из 2 башен. Сохранилась она на 8 м высоты, но в древности была, несомненно, выше.
Над ней была возведена постройка из кирпичей, которые сейчас грудами окружают башню. Внутри башни шла под углом 30 лестница из 28 каменных ступеней. Перекрытие сделано из квадратных плит толщиной 0,5 м, а длиной и шириной 1 м. Все сооружение делалось из каменных блоков размером 2х3 м, которые весили по нескольку тонн. Чтобы построить такую огромную стену с башнями, нужно было располагать большой рабочей силой. А для того чтобы прокормить столько рабочих, не занятых добычей пищи, нужно было иметь много запасов пищи. Внутри крепости, охваченной стеной, на площади 2,5 га тесно стояли круглые хижины. В них жило ок. 3 тыс. человек. Когда археологи установили это, то вначале не все поверили Кетлин Кеньон, которая вела здесь раскопки в 1952-1958 г. Такое количество жителей для VIII тыс. до н.э. было до сих пор неизвестным. Ведь самые большие общины в Европе в то время насчитывали от 100 до 200 человек, на Среднем Востоке - до 500. А здесь в 30 раз больше! Чем они кормились? Некоторые ученые предполагают, что иерихонцы выменивали пищу на асфальт и серу. Особенно ценен в то время был асфальт.
Ведь им закрепляли каменные острые лезвия в деревянную и костяную оправу. Но за счет торговли в те времена много пищи нельзя было запасти. Единственное, что могло обеспечить надежно пищей людей Иерихона, - это сельское хозяйство.
Зерно можно было накапливать в любом количестве. Мясо "на копытах" можно было запасти тоже в любом количестве - было бы чем кормить его. Главное - зерно: им можно было кормить и скот, и себя. Раскопки показали, что ок. 100 веков назад (слой PPNA) в Иерихоне выращивали ячмень, пшеницу, чечевицу и инжир. Запасы зерна были настолько большими, что и потребовалось построить для его защиты такие мощные стены с башнями. Эти запасы позволяли освободить часть общинников от добычи пищи. Эти люди могли заняться строительством сооружений, а также ремеслом и торговлей. Делали и скульптурные портреты людей прямо из черепов умерших. Из глины восстанавливали на черепе "лицо", в глаза вставляли цветные раковины - получался "точный" портрет умершего. Ок.
7300 г. до н.э. население уходит из Иерихона. Вновь город здесь отстраивается в 3200 г. до н.э., потом, после очередного разрушения, - в 1580 г. до н.э. и в эпоху железа.

Источник: Археологический словарь. 1996

ИЕРИХОН
по Еврейски произносится Йерихо) — известный город, лежавший в пределах колена Вениаминова. Обычное значение слова следующее: благоухающий, благовонный, но, по мнению некоторых толкователей, оно означает: месяц или луну, которую могли боготворить основатели Иерихона. В первый раз Иерихон упоминается в Чис 22:1 в следующих словах: “и отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона,” каковые слова с небольшими изменениями повторяются раз восемь или девять в означенной книге. Гора Нево. в земле Моавитской, равно как и вершина горы Фасги представляются в кн. Второзакония лежащими против Иерихона (32:49, 34:1). Из третьего стиха 34 главы видно, что Иерихон назывался городом Пальм, название встречаемое и в Судей 1:16, 3:13, но вероятно не об одном и том же месте. По Фюрсту, первая цитата в кн. Судей указывает на известную местность в Синайском полуострове, по другим — на Еп-Гедди. Вторая же цитата в кн. Судей Фюрстом относится прямо к г. Иерихону, который назывался еще городом Пальм даже во времена Ахаза (2Пар 28:15). Прежде чем Израильтяне перешли Иордан, Иисус Навин посылал двух соглядатаев осмотреть землю и Иерихон. В то время в Иерихоне имел пребывание царь, который, услыхав о прибытии в город чужестранцев, требовал у Раавы блудницы выдачи соглядатаев, с тем чтобы наказать их. Город был окружен стеною, имел ворота, а дом Раавы, в котором скрылись юноши на ночлег, находился на стене, — обстоятельство много способствовавшее их бегству, потому что Раав спустила их на веревке через окно, и они, скрываясь три дня в горах, благополучно возвратились затем к Иисусу Навину (Нав 2:1-24). После того И. Навин перевел народ через Иордан против Иерихона (Ис Нав 3:16), и поставил стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона, где Евреи на равнинах Иерихонских совершили Пасху в 14-й день месяца вечером (4:19, 5:10). Стены осажденного города чудесным образом пали, по семидневном обхождении вокруг его с Ковчегом Завета и трубных звуках священников. Иерихон был взят, и все в нем было предано мечу и истреблению (Нав 6). “Верою пали стены Иерихона, говорит ап. Павел, по семидневном обхождении” (Евр 11:30). По завоевании города, И. Навин произнес грозное проклятие на того, кто дерзнул бы восстановить оный. “На первенце своем он положит основание его, говорил он, и на младшем своем поставит врата его” (ст. 25). Так и исполнилось, именно, — когда, во дни царя Ахава, некто Ахиил из Вефиля дерзнул восстановить Иерихон, то, по словам свящ. летописателя, на первенце, своем, Авираме, он положил основание его и на младшем своем сыне, Сегубе, поставил ворота его (3Цар 16:34). При разделении; земли Обетованной южная граница колена Ефремова и северная Вениаминова проходили близ Иерихона, но город был отдан последнему (Нав 16:7, 18:12, 21). Затем мы встречаемся с Иерихоном уже во времена Давида (2Цар 10:5), хотя быть может он находился в означенное время уже в развалинах, так как восстановление оного Ахиилом произошло только в царствование Ахава. Здесь, как в уединенном пустынном месте, имел пребывание пр. Илия; по близости оного находилось училище пророков, где жили сыны пророческие (4Цар 2:4,5,15), равно как здесь находился источник, вредные воды которого пр. Елисей сделал здоровыми (4Цар 2:19-22). Означенный источник существует и доселе и находится в 20 минутах пути от г. Сорокадневной. Войско Навуходоносора поразило и взяло в плен Иудейского царя Седекию на равнинах Иерихонских (25:5). Некоторые из уроженцев Иерихона возвратились из плена (1Езд 2:34) и помогали в восстановлении стен Иерусалимских (Неем 3:2). Иерихон неоднократно упоминается в апокрифических книгах. “Я возвысились, как пальма в Енгадди, говорит Премудрость, и как розовые кусты в Иерихоне” (Прем. Иисуса, сына Сирахова 24:15. см. также 1Мак 9:50, 2Мак 12:15 и др.). При Римлянах Иерихон был царскою резиденциею, и здесь умер Ирод Великий. Указания на Иерихон в Новом Завете не многочисленны, но они особенно замечательны в том отношении, что указывают на неоднократное посещение Иерихона Господом (Мф 20:29, Мк 10:46, Лк 18:35, 19:1). Кто из нас не читал с душевным умилением трогательную притчу Спасителя о благодетельном Самарянине, начинающуюся так: “некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойника” (Лк 10:30-38). Дорога, ведущая из Иерусалима в Иерихон, через так называемую пустыню Иерихонскую, по свидетельству путешественников, и в настоящее время небезопасна по причине нередко случающихся на ней разбойнических нападений. Об Иерихона упоминают также Иосиф Флавий, Страбон, Птоломей, Иустин, Плиний и многие другие древние писатели. Одни из них указывают на исторические судьбы его, другие же — на удивительное плодородие Иерихонской местности в древние времена. В царствование Константина и в последующее время в Иерихоне существовала Христианская церковь с епископом во главе. Теперь по близости древнего Иерихона стоит небольшая бедная и грязная деревушка, называемая Арабами Эр-Риха, с несколькими бедными хижинами и жалкими обывателями, числом около 200 человек. На месте Закхеева дома видны развалины четырехугольной башни. Вместо прежней роскошной растительности теперь здесь растут одни дикие колючие кустарники; пальмовых деревьев и Иерихонских роз, которыми в древности так славился Иерихон, теперь почти не существует. Бальзамовых деревьев также нет, вместо них в изобилии растет дерево цаккум. названное так по имени Закхея, а равно много различных диких цветов. С вершины Сорокадневной горы открываются прекрасные живописные виды на равнину Иерихонскую и на окрестности оной.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Похожие термины: